Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реформы и реформаторы в России второй половины XIX в.






План:

1. Предпосылки отмены крепостного права в России. Аграрная

реформа: суть, итоги, значение.

2. Буржуазные реформы 60 – 70-х гг.: содержание, итоги, значение.

3. Общественно-политическое движение второй половины XIX века.

 

1. Предпосылки отмены крепостного права в России. Аграрная реформа: суть, итоги, значение.

Приступая к изучению первого вопроса, следует вспомнить, что во второй половине XIX века произошли крупнейшие события в мировой цивилизации (в 1861-1865 гг. было отменено рабство и предоставлены гражданские права афроамериканцам в США; в 1871 г. в Германии была принята конституция, в Англии введено тайное голосование и была достигнута легализация профсоюзов, в Европе формировалась многопартийная система).

Вторая половина XIX века в России была временем осознания и осуществления коренных преобразований, направленных на переход от традиционного общества к индустриальному. Главной реформаторской силой в решении этой задачи выступило самодержавие. Коренные реформы второй половины XIX века («революция сверху») связаны с правлением «царя-освободителя» – Александра II (1855–1881 гг.).

Александр II (1818–1881 гг.) – старший сын Николая I вступил на престол после смерти отца 19 февраля 1855 года и правил Россией до 1 марта 1881 г., пока не был убит народовольцами.

Будущий император получил хорошее образование, владел пятью языками. Среди его наставников и учителей были крупные государственные деятели, поэты и военные (генерал К.К. Мердер, известный поэт В.А. Жуковский, реформатор М.М. Сперанский, министр финансов Е.Ф. Канкрин и др.).

Будучи наследником престола Александр II приобрел значительный опыт в военных и государственных делах. Вступив на престол, император осознал необходимость глубоких реформ и осуществлял их на протяжении всего своего царствования, хотя и не всегда последовательно.

Уже в первый год его царствования были сделаны шаги на ослабление цензуры в России, разрешению ряда новых изданий, свободной выдачи загранпаспортов и др.

В связи с коронацией царя, в августе 1856 г. была объявлена политическая амнистия декабристам, петрашевцам, участникам польского национально-освободительного восстания 1830 – 1831 гг. и другим политическим ссыльным.

Предреформенное время вошло в историю как «оттепель» – первые подходы к глубоким преобразованиям среди первостепенных и неотъемлемых задач, ставших перед новым императором, была отмена крепостного права.

В связи с этим, студентам необходимо выяснить:

- что послужило причинами Великих реформ?

- определить, почему, не будучи либералом и реформатором по духу и воспитанию, Александр II пошёл на буржуазные реформы?

Изучая вопрос об отмене крепостного права (крестьянскую реформу), определить предпосылки его отмены:

- положение в стране, глубокий социально-экономический кризис,

- прогрессирующее обезземеливание крестьянства,

- нарастание социальных конфликтов.

Важно разобраться с вопросом о подготовке крестьянской реформы, создании Секретного комитета под председательством князя А. Ф. Орлова «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян».

Комитет не спешил с развертыванием работы. Деятельность его в целом оказалась малопродуктивной. В связи с этим по указанию Александра II были учреждены губернские дворянские комитеты по подготовке реформы, а «Секретный комитет» 16 февраля 1858 г. был преобразован в «Главный комитет по крестьянскому делу для рассмотрения постановлений и предложений о крепостном состоянии». В него был введен убежденный сторонник освобождения крестьян, великий князь Константин Николаевич, назначенный затем его председателем вместо А.Ф. Орлова. При Главном комитете, работавшем в Петербурге, были созданы Редакционные комиссии под руководством Я.И. Ростовцева, призванные составить проект реформы, передать его для обсуждения в губерниях, а затем обобщить результат.

Важную роль в подготовительной работе сыграло окружение царя: генерал-адъютант Я.И. Ростовцев, министр внутренних дел И.Л. Ланской, его помощник А.И. Левшин, великий князь Константин Николаевич, Н.А. Милютин и др.

Главными спорными вопросами были: наделение крестьян землей и судьба общины. В ходе острой дискуссии, при неприятии большинством помещиков самой идеи освобождения крестьян, выявилось несколько подходов к решению этого вопроса.

Выясните:

- за что выступало консервативно-настроенное дворянство (П. А. Шувалов, П. П. Гагарин)?

- Какой проект предлагали либералы (К. Д. Кавелин, А. М. Унковский и др.)?

- Защищая интересы крестьян, за что выступали революционеры-демократы, радикалы (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, А. И. Герцен, Н. И. Огарев)?

Разберитесь с основными документами крестьянской реформы «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» (19 февраля 1861 г.) и Манифеста «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния сельских обывателей».

Выясните:

- что получил народ в результате крестьянской реформы?

- Получил ли он свободу?

- Сколько и на каких условиях крестьяне получили земли?

- Разберитесь с выкупными операциями, отрезками земли.

- Где взяли крестьяне деньги на выкуп земли, и на каких условиях?

- Сколько они должны были платить за землю сами?

- Сколько лет отводило им государство на полный выкуп земли?

- Разберитесь, кто стал реальным собственником земли до полного ее выкупа крестьянами?

- Уясните основные этапы проведения реформы, ее значение, отношения к ней самих крестьян, помещиков и российской общественности.

 

2. Буржуазные реформы 1860-1870-х гг.: содержание, итоги, значение.

Рассматривая другие реформы 60-70-х гг. XIX в. следует понять, что наиболее значимой среди них была земская реформа. Она была вызвана необходимостью приспособить самодержавный строй России к потребностям капиталистического развития, стремлением царизма привлечь на свою сторону либералов в борьбе с революционным движением.

После отмены крепостного права появился новый общественный класс – крестьянство. Если раньше им управляли помещики, то теперь эта функция перешла к государству. Все это требовало проведения реформы местного самоуправления на всесословных началах, соответствующих новому гражданскому состоянию общества.

Земская реформа готовилась параллельно с крестьянской (1859 – 1861 гг.). Первоначально комиссией, по ее подготовке, руководил либерал Н.А. Милютин, но в апреле 1861 г. Александр II заменил его консерватором П.А. Валуевым. Ранее подготовленный проект реформы был пересмотрен в пользу дворянства. Он то и был изложен в «Положении о губернских и уездных земских учреждениях» подписанном Александром II 1 января 186 г.

Земская реформа началась с 1 января 1864 г. и проводилась более 15 лет. В ее основу были положены два новых принципа: бессословность и выборность. К управлению губерний или уездов привлекались выборные от всех сословий. Впервые получили такое право и крестьяне. По реформе создавались всесословные, выборные, представительные органы местного самоуправления в уездах и губерниях (уездные и губернские земства).

Разберитесь:

- на каких условиях проводились выборы в уездные и губернские земства?

- Какими правами наделялись земства?

- Могли ли они решать политические вопросы? Если нет, то почему?

- Была ли защищена земская реформа?

- Выясните плюсы и минусы земской реформы.

В итоге вы должны прийти к следующим выводам:

· Земства были прогрессивными учреждениями. Они способствовали развитию хозяйства, активизации общественной жизни на местах, национальному развитию страны в целом. Они наладили статистику по хозяйству, культуре и быту, распространяли агрономические новшества, устраивали сельхозвыставки, строили дороги, развивали местную промышленность и торговлю, и особенно народное образование и здравоохранение, открывая больницы и школы, пополняя кадры учителей и врачей. Уже к 1880 г. на селе было открыто 12 тыс. земских школ, что составило почти половину всех школ в стране. Число врачей увеличилось на селе в четыре раза. Земские врачи (как и учителя) заслуженно считались лучшими.

· Лишенные политических функций они начали играть важную роль в политической жизни страны. В этих органах местного самоуправления зародилось и ширилось либеральное движение, появилось целое направление либерализма – земский либерализм. Земства дали либеральному движению то, чего ему так не хватала – организационную форму. Именно земства становятся очагами скрытой оппозиции правительству.

Однако эта реформа имела целый ряд недостатков:

- засилье в земствах дворянства,

- ограниченность в средствах,

- отсутствие прав у земств изучать опыт соседних территорий и делиться своим,

- отсутствие у них прав решать политические вопросы,

- реформа распространялась далеко не на всю территорию страны.

- Но самым главным недостатком этой реформы была ее незавершенность. О ней будут говорить, что у нее не было крыши (общероссийского земства, а это и была бы Дума) и фундамента (а это отсутствие земств волостных).

Из всех реформ 1861 – 1874 гг. Александра II наиболее последовательной была судебная реформа, поскольку в ней буржуазное начало было выражено с наибольшей силой.

Подготовка к реформе началась осенью 1861 г. и завершилась к осени 1862 г. Александр II поручил готовить судебную реформу комиссии из лучших законоведов, которых возглавлял замечательный юрист, статс-секретарь Государственного совета С.И. Зарудный.

Реформе предшествовал закон (1863), отменяющий телесные наказания шпицрутенами, кнутами, клеймением и т.д. От телесных наказаний полностью освобождались женщины. Но сохранялись розги для крестьян (только по приговорам судов!), ссыльных, каторжников и штрафных солдат.

Пока процветало крепостное право и преобладание дворянства во всех государственных учреждениях, старый суд, начиная со времен Екатерины II, был судом с раздроблением судебных мест по сословиям и по роду дел, с полным подчинением суда администрации, с рассмотрением дел в закрытых заседаниях. Судьи получали ничтожное жалованье, зачастую не имели высшего образования, царило страшное взяточничество и безусловное господство силы над правом.

Еще до начала реформы следствие было изъято из ведения полиции и передано специальному институту судебных следователей. Уже в 1862 г. Александр II одобрил «основные начала» судебных уставов. После доработки 20 ноября 1864 г. Александр II утвердил новые «Судебные уставы».

Судебная реформа 1864 г. в основу судебного устройства положила практику цивилизованных стран. В России впервые утверждались четыре краеугольных принципа современного права:

- независимость суда от администрации;

- несменяемость судей;

- гласность;

- состязательность в судопроизводстве.

Изучая судебную реформу, разберитесь:

- что такое внесословный суд (Мировой, Коронный), судебные палаты.

- В чем состояла независимость суда, гласность судопроизводства, его состязательность?

- Что такое суд присяжных, институт адвокатуры?

- Чем обеспечивалась состязательность судебных процессов?

- Выясните плюсы и минусы судебной реформы.

В итоге вы должны понять, что, несмотря на ряд минусов, судебная реформа 1864 г. проводившаяся около 30 лет была самым крупным шагом России к правовому государству.

Еще более радикальными были преобразования в армии, которые растянулись на 12 лет (1862 – 1874), но были столь взаимосвязаны, что исследователи и специалисты воспринимают их как единую военную реформу.

Инициатором и руководителем военной реформы был Д.А. Милютин (генерал по службе и либерал по убеждениям), военный министр (1861 – 1881), умный и широко образованный практик, и теоретик военного дела.

Главным из всех военных преобразований была реформа комплектования армии. 1 января 1874 г. был принят закон, который заменял систему рекрутских наборов (введенную Петром I в 1705 г.) всеобщей воинской повинностью. Отныне все мужское население империи, достигнув 20-летнего возраста, обязано было служить, без различия сословий.

Выясните, сокращались ли сроки службы в армии и флоте. Для чего были введены военные округа. Почему была проведена переподготовка офицерских кадров, перевооружение армии. Определите значение реформы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.