Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по патриотическому воспитанию обучающихся в детских туристских объединениях

 

Каждая политическая система характеризуется определенным соотношением личного и общественного. Это соотношение придает устойчивость системе, или не придает. В соответствии с внешними или внутренними условиями соотношение может меняться.

При Советской власти чрезмерный уклон в сторону обобществления, родившийся из-за отсутствия конкурентной среды между партиями, вылился в экономическую конкуренцию между кланами. Те люди, которые стояли в ответственных точках руководства государства, в первую очередь, начали преследовать не интересы государства, а свои собственные, или своих кланов. Система прогнила изнутри и рухнула. Теперь эти же люди, в рамках другой общественной системы, пропагандирует крайний индивидуализм. Нынешняя политическая система поддерживает тех же людей, или других, но стоящих на их позициях. Хороша ли она?

Патриотизм подавали и подают как уважение и любовь к Родине через политические и экономические отношения в данный момент господствующие. Это мощный пропагандистский, административный, финансовый и т.д. ресурс. Эффективно противодействовать такому положению вещей можно только выйдя за рамки господствующей системы. Надо ли нам это?

Сейчас пробуют строить правовое государство. Это строительство основывается на всеобъемлющих писаных законах, которые заменяют совесть, справедливость и честь – главные человеческие чувства и качества, определяющие любовь к Родине и, в конечном счете, патриотизм.

Патриарх Кирилл, хорошо это понимая, несколько раз выступал с предостережениями к русскому народу, чем вызывал неудовольствие господствующей элиты. Поэтому, чтобы быть честным, я ушел от прямого ответа на вопрос о концепции патриотического воспитания и буду говорить, как лично я в детском туристском объединении работаю в этом направлении.

 

Несомненно, для патриотического воспитания должна быть система. Не просто набор мероприятий, а продуманная последовательности их, которая, естественно, складывается в систему. Поменяв последовательность её частей, можно вообще её разрушить. Необходимо учитывать, как определенные воспитательные действия отражаются на детях учитывать их, меняя утвержденные планы. Не секрет, что формирование ребенка происходит следующим образом: чувства – качества – позиция.

Это правильно, и по-другому быть не может. Но не все так просто. Желаем мы этого или нет, но все мы относимся к русскому этносу, для которого характерно чувственное восприятие и мышление. Постепенное влияние социума и особенности изменения психики, делают нас все менее подверженными чувственному восприятия. Начинает преобладать рассудочное восприятие. У детей пока все по-другому. Нужно использовать чувственное мышление детей в своей работе. Я выделяю пять основных элементов при подходе к воспитанию детей.

I. Это должна быть система.

II. Воспитание надо начинать с любви к Малой родине, ее природе, истории, достижениям. Любить то, что ты не знаешь – невозможно.

III. Развитие патриотизма требует наличие преодоления. В противном случае, это будет только патриотическая шелуха, которая слетит с воспитуемого, как только он столкнется с трудностями, требующими выбора или подтвердить свои убеждения (но для этого надо что-то делать и не всегда приятное) или отринуть их и ничего не делать.

IV. За партой патриотизм не воспитаешь. Этот тезис является подпунктом предыдущего утверждения.

V. В угоду новомодным концепциям психологии и педагогики от нас требуют ориентировать подростков на эталон воображаемого среднестатистического европейца (которого вообще не существует), игнорируя исторически сложившиеся особенности русских. Это вызывает ответную реакцию, особенно в среде агрессивно настроенной молодежи, берущей за основу развития нации её отрицательные черты. В работе необходимо избегать «квасного патриотизма».

 

Приемы, используемые мной в воспитательной работе..

1. Воспитание любви к родной природе при посещении экологических троп, пояснения должны быть не академически сухими. Пусть ребята имеют возможность сорвать и пожевать съедобные растения, понюхать цветы, попить воды из родника. Рассказывать надо не только о растениях и животных, но и как они соотносятся с деятельностью конкретных людей.

2. При переездах на соревнованиях или в походах заостряйте внимание подростков на необъятности окружающих просторов. Делайте это, когда они видят действительно большие открытые пространства, когда находятся на холме, возвышении, чтобы был виден дальний горизонт. Подростки к этому моменту не должны быть утомлены или сильно возбуждены, тогда красоты окружающих ландшафтов будут действовать на них сильнее. Полезно задержать внимание воспитуемых на некоторое время, чтобы они, мотивированные педагогом, почувствовали безбрежность наших просторов. Желательно, чтобы подростки поискали глазами какой-либо дальний предмет, остановив на нем внимание.

3. Используйте действия мощных проявлений сил природы, например, сильный ветер, гнущий деревья, разгоняющий воду на реке, озере, образующий большие волны. Нужно, чтобы подростки почувствовали себя в этой стихии сильными и неустрашимыми. Слова педагога должны их приободрять, внушать уверенность в своих силах. Еще лучше, чтобы это были не просто слова, а стихи или песня, соответствующие возрасту и вкусу подопечных. Другим проявлением необузданных сил природы может быть ледоход. (Приложение № 1).

Еще одним проявлением сил природы, которое можно использовать в воспитательных целях, – половодье.

4. Знакомя подростков с памятниками природы и истории, полезно не только показать им объект, но и интересно рассказать о нем, чем-то удивить их, обыграв в лицах полученную информацию (Приложение №2).

5. На занятиях в спортивных объединениях знакомьте подростков с воронежскими спортсменами, показавшими высшие достижения мирового уровня. Повесьте в кабинете или спортивном зале, где вы занимаетесь, плакат «Воронежская область на олимпийской карте мира». (Издательство «Советский спорт, 2005.) Плакат хорошо оформлен и невольно привлекает внимание подростков. Обращайте внимание обучающихся на фотографии с этого плаката. Проведите экскурсию в музей Воронежского спорта, находящегося под трибунами стадиона «Труд». Перед посещением заинтересуйте подростков и немного расскажите о музее (Приложение № 3). После музея проведите тестирование ли разгадывание кроссворда, составлено вами на знание имен воронежских спортсменов.

6. Познакомьте обучающихся с воронежцами, известными в других сферах деятельности. (Приложение № 4).

7. Попробуйте во время походов ставить подростков в положение «защитников Отечества». Вечером, во время движения по лесной дороге, постарайтесь так настроить ребят, как будто они партизаны или спецназовцы, идущие на задание в тыл врага. Пусть они стараются бесшумно ступать, прятаться от проезжающей машины за деревьями по обочине дороге и т.п. (Приложение № 5). Существует много игр, в которой подростки выступают в роли защитников. Какую из них выбрать – это дело руководителя, но старайтесь, чтобы игры не провоцировали национальной неприязни, а воспитывали толерантность.

8. На занятиях в спортивных объединениях используется большое количество спортивного снаряжения. Педагог во время тренировок рассказывает о характеристиках снаряжения, проводит сравнение по качеству. Приведите примеры отличного качества некоторых российских товаров. Объясните, что те работники, которые производят некачественные товары, дискредитируют нашу страну. Нужно, чтобы подросткам стало обидно за своего производителя, и они, по крайней мере, захотели изменить положение. На примерах покажите, что это возможно.

9. Вести обучающихся в походы по местам воинских сражений без соответствующей подготовки не стоит. В непринужденной форме расскажите подросткам о ходе военных действий в том районе, куда планируется поход. Покажите по карте, где были наши, где были немцы. Сошлитесь на рассказы родственников ребят и на знания, которые они сами имеют. Сначала сходите на экскурсию к мемориальному комплексу «Чижовский плацдарм». С этого места хорошо видна пройма реки Воронеж, которую преодолевали советские бойцы, чтобы попасть на плацдарм. Пусть ребята попытаются мыслен6но поставить себя на их место. Покажите печальный результат этих боев – длинный список погибших, написанный золотыми буквами на стенах мемориала. Расскажите, какой значимости победа была одержана в результате боев на Чижовке. (Гринько А.И. «На воронежском направлении», Воронеж, 1979 год). Самый простой поход по местам сражений можно совершить за один день в пригород Воронежа (Приложение № 6).

10. Формировать патриотические чувства можно не только в походах по местам боев за Воронеж, но и в походах чисто спортивной направленности. Используйте памятники, которые есть во всех небольших селах и городах. В присутствии воспитанников поговорите с местными жителями, для которых памятник – это часть их жизни, связанный с их родственниками, соседями, односельчанами. Пусть подростки почувствуют себя причастными к тому, что было до них (Приложение № 7).

11. Чтобы узнанные в походах и экскурсиях имена героев не забылись, проведите с воспитанниками мероприятия на тему: «Защитники Отечества». Есть хороший опыт учителя МБОУ Борисоглебской СОШ № 10 М.Г. Нагибиной «Февраль – солдатский месяц. Урок мужества для учащихся 11 классов» (Туристско-краеведческий вестник ВОЦДЮТКЭ № 48) В этой разработке интересные конкурсы по обсуждаемой теме, которые помогут ребятам в игровой состязательной форме соперничества вспомнить о своих походах и привязать события Отечественной войны к своему времени.

12. Теперь немного о посещении воинских захоронений. Если не создать соответствующую атмосферу и не обыграть это мероприятие, то воспитательного эффекта не будет или почти не будет. Надо предварительно продумать, как то или иное действие или слово может отразиться на подростках (Приложение № 8).

13. Воспитывать патриотизм невозможно без осуждения антигероев, дискредитирующих Россию. Некоторые русские, воевавшие в войне на стороне Германии, рассматриваются как борцы за правду и свободу. Это происходит не только в Прибалтике, Западной Украине, но и в Центральной России. (Памятник в Ростовской области одному из бывших генералов белой армии, который мечтал въехать в Москву на немецком танке). Или российские генералы, которые во время чеченской войны поставляли в армию заведомо бракованные бронежилеты, получая за это деньги, а солдаты рассчитывались за чье-то предательство, отдавая свои жизни.

Что далеко ходить – юнцы из русских националистических и фашистских организаций встречаются на каждом шагу. Это ложный патриотизм, который скорее можно назвать предательством своего Отечества. Воспитуемым подросткам надо это объяснять, а не делать вид, что такой проблемы не существует.

 

Говоря о воспитании патриотизма, надо знать, что это такое и при каких условиях он возможен. Патриотизм возможен только при соединении волевых качеств личности (носителей потенциала нации), обеспечивающих групповую способность к самоорганизации. Проще говоря, это взаимная ответственность каждого за каждого перед всеми, даже, перед теми, кто уже ушел. Это возможно, если каждый член социальной группы привержен закону совести.

Надеюсь, что эти мысли философа А.Алексеева (в моей интерпретации) определят думающим воспитателям направления других конкретных форм и методов патриотического воспитания подростков. Здесь, я уверен, уместно напомнить утверждение известного историка В. Ключевского: «От того, как мы будем относиться к истории России, так в будущем наши дети будут относиться к нам».

 

Приложения

Приложение № 1

 

В Воронеже за ледоходом удобно наблюдать в двух местах. Это мест через реку Дон в районе поселка «1 мая» и мост в районе пос. Семилуки. Обычно ледоход бывает в конце марта, но часто его сроки меняются в зависимости от климатических условий данного года.

Приложение № 2

 

а). Абсолютная сосна в урочище «Мокрый лог», что у поселка «Рыбачий». Сосне более 300 лет. Её мощный ствол возвышается над остальными деревьями. Она одна осталась от того соснового бора, который был на этом месте при Петре I. И из которого брали деревья для строительства кораблей первого Российского флота. Соотнесите возраст воспитанников с возрастом сосны, чтобы они почувствовали, как это много – 300 лет.

б). В 700 метрах на север от сосны на берегу водохранилища стоит огромный дуб. Он толще сосны и, естественно, старше. Ему более 400 лет. Предложите подросткам обхватить его. На это понадобится 3-4 человека. Расскажите им, что в этом лесу скрывался знаменитый разбойник Кудеяр. Он со своей шайкой выходил грабить на московскую дорогу и, возможно, именно под этим дубом делил добычу со своими товарищами. Попробуйте в шутливой форме проиграть эту сценку, назначив на роль Кудеяра какого-нибудь шустрого паренька. Постарайтесь, чтобы дети приняли участие в облагораживании территории вокруг дуба.

в). Посетите урочища Белогорье и Кривоборье на берегу реки Дон, Дивногорье в пойме реки Тихая Сосна, степные участки, заросшие ковылем у Маяцкого городища в Дивногорье, Памяловскую балку во время цветения тюльпанов Шренка. В Дивногорье устройте игру «Хазары – русичи»: на склонах Маяцкого городища имеются раскопки ям в меловых пластах. Эти пласты идут на километры и отлично проводят звуки. Если приложить ухо к стене ямы, то слышны удары по земле, производимые за много метров до нее. Так раньше часовые хазар слышали приближение конницы врагов. Пусть подростки попрыгают, ударяя о землю ногами, а назначенный «дозорный» попытается услышать приближение «конницы» и поднимет тревогу. О природный ландшафтах Дона можно узнать из книги «Долина Дона: природа и ландшафыт» под ред. Ф.Н. Милькова, Центрально-Черноземное книжное издательство, Воронеж, 1982г.

С Белогорских или Дивногорских круч устройте для подростков встречу или проводы солнца. Важно не просто посмотреть на возрождающееся солнце, а организовать представление с участием всех подростков. После «встречи» или «проводов» дайте участникам успокоиться и прочувствовать торжественность произошедшего действа.

г). Сводите подростков в музей природы на Биостанцию ВГУ (Веневитинский кордон). Сюда лучше не приехать, а прийти, наблюдая по дороге за животными и птицами. Для того, чтобы увидеть животных в лесу, надо смотреть, а многие этого не умеют. Когда же они увидят искомое животное в музее, это вызовет естественный интерес. Просто просмотр музея даёт подросткам мало информации для размышления. Нужно музейные экспонаты привязать к окружающей нас природе. Эти же требования относятся и к осмотру музея в Воронежском заповеднике, так как прийти в Заповедник трудно, по причине его отдаленности от города Воронежа, то целесообразно походить по лесу после музея. Важно, чтобы подростки в музее не успели утомиться. Лучше посмотреть не весь музей, чем заставлять их вести себя «как надо», когда они устали и хотят просто побегать и поиграть. Длительный осмотр экспозиции кроме раздражения не принесет никакого положительного эффекта.О других «жемчужинах» нашего края можно узнать в книгах: «Кадастр особо охраняемых территорий Воронежской области». Воронеж, 2001.; «Перо ковыля», Леонид Семаго, Воронеж, Издательство ВГУ, 1987 г.; «В заповедном лесу» под. ред. Л.С. Лаврова, Ц.-Ч. Издательство, Воронеж, 1972г.

 

 

Приложение №3

 

Покажите воспитанникам фотографию. На ней изображен молодой парень с большим количеством спортивных медалей. Кто это? Подростки начинают отгадывать. Вы комментируете их ответы, даете наводящие подсказки: Он хороший знакомый олимпийского чемпиона Д. Саутина. Пусть подростки по медалям на фотографии определят, какие соревнования парень выиграл – это многократный чемпион России и Европы, выигравший Кубок мира по спортивной акробатике. Между прочим, он тоже занимался в нашем кружке «Юные туристы», правда, много лет назад. Да это Леша Гребцов! Вы не знали? Давайте сходим в музей спорта и поищем других знаменитых знакомых. О воронежских спортсменах можно узнать в книге «Кто есть кто. Спорт в Воронежской области», Воронеж, 2007г.

 

Приложение №4

 

Озадачьте подростков вопросом о создателях ракет и о том, какое отношение они имеют к городу Воронежу. Расскажите, как использовались ракеты в небе Вьетнама, ограждая население от ударов американской авиации, и кто победил в этой войне. Расскажите о создателе этих зенитных ракет – инженере А. Д. Конопатове. Покажите здание механического завода КБХА, в которых он работал. О нем рассказано в книге «Воронежцы. Знаменитые биографии в истории края», редактор Ю.Л. Полевой, Воронеж, 2007г. из этой книги можно узнать о многих известных людях нашего города. Выбирайте те биографии, которые могут заинтересовать подростков. Например, проходя мимо дома со скошенной крышей на перекрестке улиц Маршака и Героев Сибиряков, заметьте, что в нем была мастерская очень интересного человека – художника В.П. Криворучко. Он написал множество картин о защитниках русской земли о половцах и других кочевниках. Предложите сходить в Воронежский музей изобразительного искусства и поискать работы этого художника. Направляясь в музей со стороны железнодорожного вокзала, обратите внимание на памятник генералу И.Д. Черняховскому. Расскажите о судьбе самого генерала и об истории его памятника. Пусть у подростков вызовет недоумение то, что Черняховский освобождал Прибалтику от фашистов, а ее жители решили убрать его памятник, и что воронежцы заступились, перенеся памятник к себе в город. О генерале вы найдете много интересного в книге «Памятник генералу Черняховскому» В.И. Кононов, Воронеж, 2007г.

 

Приложение № 5

 

Во время тренировок в районе сел Сторожевое и Селявное подростки пусть «штурмуют» склон горы, закидывая камнями «якобы гранатами» вражеский дзот. Можно сводить их к памятнику Ч. Тулебердиеву, который также полз по склону горы в районе села Селявное зимой 1943 года. Когда у него закончились гранаты, он закрыл амбразуру дзота своим телом. Этим поступком он спас жизнь товарищей, прорывавшим оборону врага.

 

Приложение № 6

 

Поход в пригороде города Воронежа по маршруту: Памятник Славы на Задонском шоссе – опытный лесоучасток – ботанический сад ВГУ – стадион Динамо – областная станция юннатов, протяженность 6 км. Поход начинается у мемориального комплекса Памятник Славы, который установлен на месте братской могилы № 2. Он сооружен в память о тысячи советских воинах, погибших в 1942-1944 гг. в боях на северной окраине Воронежа. Здесь уже 40 лет горит «Вечный огонь». Со времени сражений окраины изменились до неузнаваемости. Построен Северный микрорайон. Поднялись высотные дома вдоль Задонского шоссе. Во время войны нынешняя улица Генерала Хользунова была Северной окраиной города. На месте жилых массивов располагался аэропорт, а за ним шли небольшие перелески. Именно на этом рубеже немцев остановили в 1942 году. Они наступали со стороны города, а советские войска оборонялись севернее в перелесках. Вплоть до января 1943 года здесь велись ожесточенные войны подразделения и части 60-й Армии. Именем 60-й Армии названа одна из улиц Северного района. Особенно упорными были бои за рощу «Фигурную», остатки деревьев которой встречаются от бульвара Победы до гостиницы «Спутник». В конце июля 1942 года части 60-й Армии оттеснили фашистов к старому аэропорту. Но 8-9 августа противник перешел в мощное наступление. Роща «Фигурная» была уничтожена огнем артиллерии и авиации. Но когда враг двинулся в наступление, его вновь остановили советские солдаты. Многие из них погибли, но 195 Стрелковая Дивизия отразила 8-9 августа 12 массированных вражеских атак, уничтожив 17 танков и 900 солдат и офицеров противника. Именами погибших советских героев названы улицы Коминтерновского района.

Беспаловой А.И., 1923 года рождения, санинструктора 303 дивизии, возглавившей контратаку взвода, погибшей в августе 1942 года

Абызова М.П., 1913 – 1942 гг. Старшины 303 стрелковой дивизии, закрывшего своим телом 20 июля 1942 года амбразуру вражеского дзота.

Генерала Лизюкова А.И., 1900 – 1942 гг. Героя Советского Союза, погибшего в боях за Воронеж 25 июля 1942 года.

Полковника Остроухова Л.Н., 1900 – 1942 гг. Командира 303 дивизии, погибшего 19 июля 1942 года в уличных боях.

Уроженки нашего города Лидии Рябцевой, 1921 – 1942 гг. Наводчицы пулеметно-зенитного полка, погибшей в схватки с фашистскими бомбардировщиками.

 

Маршрут Памятник Славы – опытный участок. Протяженность 2 км. От памятника следовать по аллее вдоль шоссе до АЗС. Далее идти в северо-восточном направлении к небольшой роще. Справа – все увеличивающийся район новостроек. Затем перейти асфальтированную дорогу и идти на север по березовой аллее. Когда аллея закончится, справа откроется лесной массив. Это и есть опытный участок. Опушку опытного участка враг захватил 7 июля 1942 года. 8-9 июля немцы продвинулись к Ботаническому саду, стадиону «Динамо» и дальше на северо-восток. Двое суток спустя наши части, наступая со стороны Отроженских мостов, вплотную подошли к Ботаническому саду, а 11-12 июля, наступая со стороны Учхоза, полностью выбили фашистов из Сада.

 

Маршрут Лесоучасток – Ботанический сад. Протяженность 3 км. От лесоучастка идти в восточном направлении по дороге, затем спуститься влево на дно оврага, через 1 километр лес закончится и начинаются культурные посадки Ботанического сада. Поперек оврага откроется асфальтированная дорога, ведущая к строениям дирекции Ботанического сада. Двигаясь по тропинке на дне оврага, вскоре выйдем на поляну парка в районе «Пионерской горки». По дороге идем к памятнику на братской могиле № 13.

С утра 12 июля 1942 года в сражении за Воронеж вступили части 60-й Армии и началось их общее наступление. Сводный полк НКВД наступал по трамвайному и железнодорожному полотну. В середине дня его воины очистили от немцев район Березовой рощи. Бой переместился в парковую зону. Местность тут лесистая, пересеченная оврагами и удобная для обороны. Сражение распалось на отдельные очаги. Наши воины уничтожили около роты фашистов. Вечером 12 июля противник отступил к стадиону «Динамо». Советские воины стали хоронить погибших товарищей. Братскую могилу отрыли под крутым скатом горы, недалеко от пруда. 13 июля чекисты вышли к стадиону «Динамо» и завязали бой на улочках между стадионом и педагогическим институтом.

 

Маршрут Парк – стадион «Динамо» – станция юных натуралистов. Протяженность – 1, 5 км. От памятника погибшим воинам – сотрудникам НКВД идти к выходу из парка к стадиону «Динамо». Отсюда через железнодорожные пути направляемся к станции юных натуралистов, не доходя до которого, в сквере на высоком берегу находится братская могила № 15 (самая крупная в Воронеже). Братская могила № 15 появилась еще до начала боев за Воронеж. В ней хоронили умерших от ран бойцов из госпиталей, потом – убитых во время массированных бомбардировок города. В этой могиле похоронено около 2000 воинов 40-й и 60-й Армий, представители всех союзных республик бывшего СССР. Здесь похоронен летчик В.Е. Колисниченко (1915 - 1942), который 1 июля 1942 года таранил вражеский самолет и, будучи тяжело раненным, сумел посадить горящую машину. Ему первому из защитников Воронежа было присвоено звание Героя Советского Союза, а его именем названа улица города Воронежа.

В середине июля 1942 года в боях около здания педагогического института красноармеец Вавилов Г.С. (1923-1942) закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота, а 2 дня спустя такой же подвиг совершил его однополчанин лейтенант Бовкун М.К.(1918-1942). Оба они похоронены в этой могиле, а их именами названы улицы города Воронежа.

Выйдя на берег водохранилища, можно увидеть железнодорожные Отроженские мосты. Они были единственной уцелевшей переправой с левого берега города Воронежа на правый. Вначале фашисты их не трогали, намереваясь захватить целыми, но когда в середине июля немецкие войска были отброшены далеко от мостов, началась их усиленная бомбардировка и обстрел из орудий. Несмотря на это, саперы, рискуя жизнями восстанавливали мосты, переправляя на левый берег людей и технику. Саперам помогали рабочие завода имени Тельмана. Находясь под непрерывным обстрелом, они несли большие потери. Хоронили их на небольшом пятачке между мостами. Так возникла братская могила № 12. Отроженские мосты были важнейшей частью нашей обороны, обеспечивая передний край всем необходимым.

Здесь заканчивается наше путешествие по местам боев за Воронеж. Подробнее об этих маршрутах можно прочитать в книге «По местам воинских сражений Воронежской области», ОблСЮТур, Воронеж, 1997 год.

 

Приложение № 7

 

С юными туристами мы совершали категоричный лыжный поход по Шипову лесу в Бутурлиновском и Павловском районе. Вышли к селу на берегу реки Осередь. На сельской площади увидели простенький памятник. Присмотрелись – да это Василий Иванович Чапаев! Начали гадать, как окрестные места связаны с героем гражданской войны. Спросили местного жителя в дранной фуфайке: «Может, Чапаев здесь жил, может здесь его родственники, может в честь него назвали село или школу в этом районе?» мужичок приосанился и гордо заявил: «Вы не угадали. Почему мы, русские мужики не можем поставить памятник такому хорошему человеку!? Мы собрались – и вот он теперь с нами стоит на площади». От этих слов на душе стало тепло и хорошо за Василия Ивановича, а еще за то, что в этом селе живут такие достойные люди, чувствующие себя причастными к русскому этносу, хотя такого слова они, может быть, и не знают. Я посмотрел на своих воспитанников. Они тоже почувствовали душевную красоту стоящего перед ними маленького неказистого мужичка.

Такие моменты воспитывают в сто крат сильнее, чем помпезные мероприятия.

 

Приложение № 8

Посещение воинского захоронения.

Посещение могилы летчика Николая Лысенко на левом берегу реки Усмань в районе Латовского кордона. Идем к памятнику через лес узкими тропинками. Рассказываю, как погиб летчик, как его самолет упал в болото, как лесник с помощью лошади вытащил обломки самолета и похоронил летчика, как ребята с авиационного завода перезахоронили останки и поставили памятник.

Подошли к поляне, где стоит памятник. Даю возможность воспитанникам отдохнуть, потом веду на болото, из которого извлекли остатки самолета. Обращаю внимание на черную воду в болоте, бросаю туда палку, а со дна на поверхность воды срывается пузырек газа. Как же там страшно, на дне этого болота! Летчик и его экипаж, когда упали в болото, возможно, были еще живы. Показываю место, где была первая могила летчиков, а затем с почтением подходим к нынешнему памятнику. Убираем мусор, меняем завядшие цветы на новые, собранные по дороге. Отойдя от памятника, объясняю ребятам, почему летчик достоин уважения и светлой памяти. Он не сбил множество немецких самолетов, не был награжден за успешный штурм позиций врага, он просто выполнял свой долг, который выполнить ох как непросто, а цена всему – собственная жизнь. Он ей расплатился за будущую победу и никакие ссылки на то, что немцы воевали эффективнее не умоляют его достоинств.

 

Литература в помощь педагогу

 

1. 1942… От трагедии Крыма до победы под Сталинградом. Москва, 2009г

2. Акиньшин А., Ласунский О. Записки старого пешехода. Воронеж, 2002г.

3. Бои за Воронеж. Очерки и воспоминания в борьбе за Воронеж. Воронеж, 1944г.

4. Воронежские дали. Под редакцией Мильковой Ф.Н. Воронеж, 1976

5. Воронежцы. Знаменитые биографии в истории края. Под редакцией Полевой Ю.Л. Воронеж, 2007г.

6. Гамов Н.С.Воронежское сражение. Воронеж, 1968гю

7. Гринько А.И. Двести героических дней. Воронеж, 1965г.

8. Данилов В.И. Галичья гора. Воронеж, 1975г.

9. Долина Дона. Природа и ландшафты. Под редакцией Милькова Ф.Н. Воронеж: Центрально-Черноземное издательство, 1982г.

10. Елецких В. Донские легенды Воронеж, 2007г.

11. Их именами названы улицы Воронежа. Воронеж, 1960г.

12. Кононов В.И. Памятник генералу Черняховскому. Воронеж, 2007г.

13. Кретова О.Н., Русский город Воронеж. Воронеж, 1986г.

14. Кто есть кто. Спорт в Воронежской области. Воронеж, 2007г.

15. Марков Е. В стране белых гор. Воронеж, 2007г

16. Методические рекомендации по организации туристско-краеведческого похода по местам боевой славы Воронежской области. Воронеж, 1980г.

17. По местам воинских сражений Воронежской области. Воронеж: Воронежская областная станция юных натуралистов, 1997г.

18. Подворонежье. Под редакцией Мильковой Ф.Н.Воронеж, 1973г.

19. Пульвер Е., Пульвер Ю. Коротко о Воронеже (путеводитель). Воронеж, 1985г.

20. Семаго Л. Перо Ковыля. Воронеж, 1986г.

21. Туристско-краеведческий вестник № 48. Воронеж: ВОЦДЮТКЭ, 2009г.

22.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
II. РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке конкурсного продукта в соответствии с номинацией | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.