Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика проведения занятия






Оснащение учебного процесса

1. Учебный препарат головы с отпрепарированными областями сво­да черепа;

2. Фиксированный труп для самостоятельного препарирования;

3. Учебные таблицы:

1) Слои свода черепа на фронтальном разрезе.

2) Поверхностные образования головы.

3) Внутреннее основание черепа.

4) Вены лица и твердой мозговой оболочки.

5) Артерии головного мозга.

6) Схема Кренлейна-Брюсовой.

7) Костно-пластическая трепанация черепа.

8) Декомпрессивная трепанация черепа по Кушингу.

9) Первичная хирургическая обработка раны головы.

4. Слайды:

1) Синусы твердой мозговой оболочки.

2) Топография внутрикостных образований сосцевидного отростка.

3) Топография ветвей тройничного нерва.

5. Музейные препараты головы:

1) Сухой препарат твердой мозговой оболочки.

2) Сухой препарат с сосудами головы.

3) Влажный препарат костно-пластической трепанации черепа.

6. Череп.

7. Скелет

8. Влажный препарат сосцевидного отростка.

9. Хирургический общий и специальный инструментарий.

Методика проведения занятия

I. Введение к теме занятия. Преподаватель подчеркивает необходимость знания топографии свода черепа для понимания высо­кой регенеративной способности ран, локализации гематом, образо­вания скальпированных ран при травме головы, особенностей рас­пространения гнойной инфекции, отмечает значение мест выхода конечных ветвей тройничного нерва - " болевые точки" для осуществ­ления оперативных доступов в полость черепа.

2. Контроль исходного уровня знаний. Студентам даются тест-карты с тестами на подстановку и конструктивные.

 

Примеры тест-карт

Вариант-1

I. Перечислите послойно ткани лобно-теменно-эатылочной области, которые входят в лоскут при образовании скальпирован ной раны: а)..., б)..., в)....

2. Укажите, как проводится проекция на кожу менингеальной артерии и её ветвей.

 

Вариант-2

I. Укажите места выхода постоянных венозных выпускников: а)..., б)..., в)....

2. Укажите причины малой подвижности кожи лобно-теменно-затылочной области.

 

Преподаватель производит проверку тест-карт в течение 10 минут, студенты готовятся к разбору занятия по учебным пре­паратам.

 

З. Разбор топографической анатомии областей по учебным препаратам

При разборе топографической анатомии свода черепа в про­цессе опроса преподаватель должен обратить внимание студентов на внешние ориентиры (наружный затылочный выступ, сосцевидный от­росток височной кости, надглазничный край, скуловую дугу - при этом студенты пальпируют их у себя или друг у друга), которые имеют значение при определении проекции сосудисто-нервных обра­зований, проведении оперативных доступов в полость черепа.

При разборе проекции сосудисто-нервных образований препо­даватель должен отметить, что латеральная часть надглазничного края свободна от сосудисто-нервных образований и служит местом оперативного вмешательства в глазницу, тогда как надблоковый сосудисто-нервный пучок и надглазничный проецируются на медиальный отдел надглазничного края.

Проекцию задних ушных сосудов и нервов необходимо знать при проведениитрепанации сосцевидного отростка.

При разборе проекции поверхностной височной артерии следует отметить место ее прижатия к кости кпереди от козелка уха на 1см. с целью временной остановки кровотечения. Проекцию затылочной артерии и большого затылочного нерва, определяемую с помощью затылочного выступа и сосцевидного отростка, следует учесть при выкраивании лоскута с целью доступа к задней черепной яме. Отме­тить место выхода концевых ветвей первой ветви тройничного нерва.

При разборе послойной топографии лобно-теменно-затылочной области необходимо обратить внимание студентов на особенности строения кожи, сращение ее с сухожильным шлемом, наличие трех клетчаточных пространств, особенностей образования и распростра­нения гематом в них, топографо-анатомически объяснить причину образования скальпированных ран. Разобрать пути лимфооттока.

Преподаватель должен подчеркнуть особенности строения вен свода черепа, связи подкожных вен, внутрикостных и внутричереп­ных, отсутствие клапанов, распространение инфекции по венам в полость черепа (карбункулы, с образованием остеомиелита костей, на твердую мозговую оболочку с образованием тромбозсинуситов, менингита и абсцессов мозга).

При разборе височной области преподаватель обращает внимание студентов на внешние ориентиры (они уже разобраны при изучении лобно-теменно-затылочной области).

Следует также отметить, что поверхностная фасция является продолжением сухожильного шлема, особенность строения височного апоневроза, наличие трех клетчаточных пространств (межапоневротического - замкнутого, подапоневротического, сообщающегося с жевательно-челюстной щелью, височным отростком жирового комка щеки, про­странство между височной костью и мышцей, сообщающейся по ходу клетчатки, окружающей глубокие сосуды, с глубокой областью лица, что имеет значение при распространении гноя по клетчатке с образованием затеков). Так, флегмона височной области при локализации под мышцей может осложниться затеком в глубокую область лица.

Преподаватель должен выявить при разборе знание студентами схемы Кренлейна-Брюсовой и её значение для проекции средней менингеальной артерии, отметить образование эпидуральных и субдуральных гематом при переломе височной кости в силу особенностей её строения.

При разборе области сосцевидного отростка обратить внимание студентов на значение его как внешнего ориентира, места прикрепления мышц; деление его на 4 квадранта с проекцией на квадранты внутрикостных образований, важность этого при трепанации сосцевидного отростка.

При разборе по препарату и таблицам венозных синусов чере­па и вен наружных покровов головы отметить их связи через выпускники и диплоические вены, как возможный путь заноса инфекции в полость черепа при нагноительных процессах свода черепа.

Преподаватель должен обратить внимание студентов на связи синусов свода черепа и основания черепа о разбором их по музейному препарату " синусы твердой мозговой оболочки", особенности строения пещеристого синуса, в который впадают глазничные вены, анастомозирующие с угловой веной и с глубоким венозным сплетением лица, связь пещеристого синуса с глубоким венозным сплетением лица через эмиссарии. Разобрать артерии твердой мозговой обо­лочки и иннервацию ее. Преподаватель обращает внимание студентов на особенности строения оболочек мозга, наличие эпидурального пространства, субдурального, субарахноидального, связь субдурального пространства головного и спинного мозга, а также суб­арахноидального пространства головного испинного мозга, наличие спинномозговой жидкости в субарахноидальном пространстве, со­общающимся с полостью боковых желудочков мозга, где она вырабатывается, наличие в субарахноидальном пространстве при травме примеси крови, при воспалении – лейкоцитов.

Преподаватель должен при разборе оперативных вмешательств на голове (принципы первичной обработки ран головы, декомпрессивная и костно-пластическая трепанация черепа) обратить внимание на кровоточивость ран в области свода черепа в силу особенностей топографо-анатомического строения, а также на принципиальные отличия декомпрессивной и костно-пластической трепанации черепа.

4. На трупном материале студенты выполняют под руководс­твом преподавателя костно-пластическую и декомпрессивную трепа­нацию черепа с помощью специального хирургического инструментария.

5. Итоговый контроль усвоения материала занятия проводится путем решения ситуационных задач. Следует отметить, что большая часть из них разобрана при работе с учебным препаратом.

 

Примеры ситуационных задач.

I. После вскрытия карбункула затылочной области, распола­гавшегося кнаружи от наружного затылочного выступа, у больного началось обильное кровотечение в ране. Укажите, какие сосуды мог­ли быть расплавлены гнойным процессом в данной области?

2. Во время операции трепанации сосцевидного отростка по по­воду гнойного мастоидита (операция антротомии) в глубине костной раны началось сильное кровотечение. Укажите на возможный источник кровотечения.

6. Заключение преподавателя.

Подведение итогов занятия, дается задание студентам на следующее занятие.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.