Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политика привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь






Политика привлечения иностранных инвестиций реализуется через соответствующие нормативно-правовые акты, а также через Национальные программы привлечения инвестиций в Республику Беларусь.

В настоящее время действует Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года, которая разработана по поручению Совета Министров Республики Беларусь. Программа определяет условия формирования благоприятного инвестиционного климата, главные направления и механизмы привлечения отечественных и иностранных инвестиций.

В Республике Беларусь политика привлечения иностранных инвестиций как принимающей страны в отношении ино­странного капитала осуществляется по двум направлениям.

Первое направление политики - политика регулирования иностранных инвестиций предполагает использование различных ограничительных мероприятий для ограничения негативных эффектов от иностранных инвестиций в Республике Беларусь. Среди них:

1. Дифференцированный подход к предприятиям с иностранным капиталом в зависимости от его доли в уставном фонде.

На территории Республики Беларусь прямые иностранные инвесторы вправе создавать юридические лица с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах. Вместе с тем, преимущества в хозяйственной деятельности в виде дополнительных преференций получают только коммерческие организации с иностранными инвестициями.

2. Контроль над экспортом продукции, произведенной на предприятиях с иностран­ными инвестициями. В соответствии с законодательством без лицензий и дополнительных разрешений экспортировать продукцию собственного производства и импортировать продукцию для собственного производства имеют право только коммерческие организации с долей иностранного участника в уставном фонде более 30 процентов.

3. Ограничения деятельности предприятий с иностранными инвестициями, связанные с обязательным выполнением производственно-социальных требований. В Республике Беларусь такие требования предъявляются к потенциальным инвесторам, претендующим на значительный пакет акций при акционировании предприятий концерна " Белнефтехим". Иностранный инвестор обязан соблюдать следующие условия:

А) производственно-технологические: развитие предприятий с сохранением их профиля; увеличение объемов производства товарной продукции, в том числе на основе использования высоких и новых технологий; обеспечение рентабельности, требуемой для расширенного воспроизводства; согласование собственных инвестиционных предложений (если они будут) по модернизации и реконструкции с предприятиями и концерном; при прочих равных условиях приоритет - сырью, производимому предприятиями республики;

Б) социально-экономические и другие условия, предполагающие: сохранение предприятий как юридического лица; взаимодействие с администрацией предприятий, органами власти по передаче, сохранению и развитию объектов социальной сферы предприятий; сохранение рабочих мест, обеспечение социальных гарантий и гарантий занятости работникам предприятий; обеспечение потребителей республики выпускаемой продукцией; осуществление мероприятий по защите окружающей среды и охране труда; предоставление возможности другим инвесторам участвовать в акционировании предприятия.

4. Процентное ограничение доли иностранного инвестора в отдельных отраслях. В Республике Беларусь контрольный пакт акций предприятия концерна " Белнефтехим" (50%+1 акция) на первом этапе деятельности акционерного общества сохраняется в собственности государства. В дальнейшем реализуется указанный пакет по решению Правительства республики.

5. Различные процедурные ограничения. В Республике Беларусь эти ограничения связаны, например, с порядком формирования уставного фонда. Уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями должен быть сформирован не менее чем на 50 процентов в течение первого года со дня государственной ее регистрации. Каждый участник по истечении двух лет со дня регистрации должен внести не менее 50 процентов своей доли в полном объеме. Срок формирования уставного фонда коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть увеличен по решению Правительства Республики Беларусь.
Уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме открытого акционерного общества должен быть сформирован в полном объеме до государственной регистрации такой организации.

6. Ограничения на возврат капитала и перевод прибыли за рубеж касаются определения минималь­ного периода инвестиционных вложений, по истечении которого раз­решается перевод прибыли и капитала из принимающей страны.

Инвестиционный кодекс Республики Беларусь гарантирует право самостоятельного распоряжения и беспрепятственного перевода за границу прибыли (дохода), полученной в результате деятельности иностранного инвестора на территории Республики Беларусь и по которой уплачены все налоги и платежи.

7. Ограничения, связанные с правом распоряжения валютной выручкой от экспорта продукции. Выручка в иностранной валюте от экспорта продукции собственного производства коммерческой организации с иностранными инвестициями с долей иностранного капитала в уставном фонде более 30 процентов после уплаты всех налогов и платежей остается в распоряжении этой организации.

8. Контроль над ценообразованием на предприятиях с иностран­ными инвестициями. В Республике Беларусь все иностранные и совместные предприятия имеют право свободного формирования цен на продукцию собственного производства

Второе направление политики привлечения иностранных инвестиций - политика стимулирования притока иностранных инвестиций, осуществляемая с целью воздействия на направ­ление, величину и характер инвестиционных потоков.

Основным способом стимулирования притока иностранных инвестиций является пре­доставление разного рода льгот. В Республике Беларусь предприятие с иностранным учас­тием может получить статус приоритетного и право получать дополнительные льготы, если удовлетворяет конкретным условиям, зафиксированным законодательством в отношении характера техно­логии, количества занятых из числа лиц местного населения, размера капиталовложений, максимальных цен на продукцию, производимую для нужд внутреннего рынка, и др.

Например, приоритетными направлениями деятельности для привлечения иностранных инвестиций в Беларусь в 2002-2003 гг. являлись: нефтехимический комплекс; отраслевые высокотехнологические производства; связь; переработка сельскохозяйственной продукции; лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность; туризм.

Среди финансовых льгот законодательством Республики Беларусь предусмотрено использование централизованных инвестиционных ресурсов, которые выделяются на основе платности, срочности и возвратности при условии финансирования инвестором проекта не менее чем на 20% общего объема инвестиций, а также гарантий Правительства Республики Беларусь (в случае получения кредитов под инвестиционный проект).

Гарантии Правительства Республики Беларусь, средства централизованных инвестиционных ресурсов предоставляются на инвестиционные проекты, в том числе для СП и ИП, на основании государственной комплексной экспертизы материалов проектов, осуществляемой Министерством экономики. Такая экспертиза требуется и в случае участия государства в инвестиционном проекте, а также при предоставлении индивидуальных льгот по налоговым и таможенным платежам.

В Республике Беларусь возможно также заключение преференциальных государственных соглашений с иностранным инвестором в виде инвестиционного договора на инвестиционный проект. Отличительными особенностями данного договора являются предоставляемые дополнительные правовые гарантии Республики Беларусь в налоговом и таможенном режиме, экологической сфере и др.

Приоритетное значение среди инструментов политики стимулирования иностранных инвестиций имеют ф искальные стимулы. В Республике Беларусь сформированы различные пакеты фискальных льгот в зависимости от статуса субъектов хозяйствования с иностранным капиталом

Первый пакет налоговых льгот касается юридических лиц, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и получающих доходы из источников в Республике Беларусь. Эти юридические лица уплачивают налог по: дивидендам (15 %); роялти (15 %); лицензиям (15 %); доходам от долговых обязательств (требований) (10 %); плате за перевозку, фрахт в связи с осуществлением международных перевозок (6 %); доходам от реализации товаров на выставках, выставках-продажах, ярмарках (10 %); другим доходам (15 %).

Второй пакет налоговых льгот касается коммерческих организаций с иностранными инвестициями (КОИИ). КОИИ пользуются льготами по налоговым и таможенным платежам, установленными законодательными актами Республики Беларусь для всех юридических лиц Республики Беларусь, а также - дополнительными льготами, установленными Инвестиционным кодексом и другими законодательными актами, направленными на создание благоприятного инвестиционного климата в республике, среди которых: освобождение от налога на прибыль; пониженная ставка по налогу на прибыль; льгота по налогу на прибыль; льгота по обязательной продаже валюты.

Прибыль коммерческой организации с иностранными инвестициями, доля иностранного инвестора в уставном фонде которых более 30 %, освобождается от уплаты налога на прибыль в течение трех лет с момента объявления прибыли, полученной от реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, что подтверждено соответствующим сертификатом, кроме торговой и торгово-закупочной деятельности.

В последующие три года данная коммерческая организация получает право на использование уменьшенной на 50 % ставки налога на прибыль, полученную от реализации продукции собственного производства.

Существует льгота по налогу на прибыль коммерческой организации с иностранными инвестициями (КОИИ). В этом случае балансовая прибыль КОИИ уменьшается на сумму отчислений в резервный фонд в размерах, установленных в учредительных документах, но не более 25 % фактически сформированного уставного фонда. Право на льготу предоставляется при наличии положений в учредительных документах КОИИ о создании резервного фонда (за счет прибыли) и о размерах отчислений в этот резервный фонд.

Льгота по обязательной продаже валюты. Не подлежит обязательной продаже иностранная валюта, полученная от экспорта продукции (работ, услуг) собственного производства КОИИ, в уставном фонде которой доля иностранных участников превышает 30 %.

В Республике Беларусь предусмотрена льгота в отношении ввоза имущества КОИИ в счет уставного фонда. Товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь в качестве вклада иностранных участников в уставный фонд КОИИ, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость и таможенными пошлинами при условии, что эти товары:

- относятся к основным производственным фондам;

- не являются подакцизными (в перечень подакцизных товаров включены алкогольные, табачные, ювелирные, меховые изделия, а также автомобили и нефтепродукты);

- ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного фонда организации с иностранными инвестициями, а в случае создания КОИИ в форме акционерного общества - в сроки, определенные договором о совместной деятельности по созданию этого общества. В случае увеличения размеров уставного фонда КОИИ в форме акционерного общества - в сроки, определенные договором о подписке на акции.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 08.07.2000 № 244 иностранные инвесторы, реализуя инвестиционные проекты с новыми и высокими технологиями, могут получать следующие льготы:

- освобождение на 5 лет продукции и услуг, производимых с применением новых и высоких технологий, от налогов и таможенных пошлин, а также прибыли высокотехнологичных предприятий от взимания налогов с момента ее объявления;

- снижение ставок налогов на прибыль и на добавленную стоимость;

- освобождение продукции, изготовленной с применением новых и высоких технологий, от обложения акцизами либо снижение их ставок;

- освобождение продукции собственного производства на период окупаемости капитальных вложений от обложения экспортными таможенными пошлинами либо снижение их ставок;

- освобождение ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь сырья, полуфабрикатов и оборудования, необходимых для выпуска продукции собственного производства, от обложения таможенными пошлинами либо снижение их ставок;

- предоставление налоговых льгот банкам и другим финансовым организациям, обеспечивающим кредитование, страхование и перестрахование предприятий, внедряющих в производство новые и высокие технологии или осуществляющих на их основе выпуск конкурентоспособной продукции.

Третий пакет налоговых стимулов касается резидентов свободных экономических зон Республики Беларусь.

На организации-резидентовСЭЗ (за исключением их структурных подразделений, расположенных за пределами СЭЗ) распространяются следующие дополнительные налоговые льготы и преимущества.

Организации-резидентыСЭЗ " Брест", " Минск", «Могилев», «Гродноинвест», " Гомель-Ратон" и " Витебск" являются плательщиками: налога на прибыль и доходы, налога на добавленную стоимость, акцизов, экологического налога, подоходного налога с физических лиц, налога на землю (или арендной платы), взносов на государственное и социальное страхование, государственных пошлин и сборов. При этом ставки по налогу на прибыль уменьшены по сравнению с общеустановленными по республике (по СЭЗ «Могилев», «Гродноинвест» - 12 %, по остальным СЭЗ – 15 %). Прибыль, направленная резидентамиСЭЗ " Гомель-Ратон", " Минск", " Витебск", «Гродноинвест» и «Могилев» на инвестиции в Республике Беларусь не подлежит налогообложению.

Предусмотрена льгота, имеющая временные ограничения, а именно: прибыль, полученная резидентамиСЭЗ " Брест", " Гомель-Ратон", " Минск", «Гродноинвест», «Могилев» и " Витебск" за счет реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, освобождается от обложения налогом сроком на пять лет с момента ее объявления.

Резиденты СЭЗ " Брест", поставляющие не менее семидесяти процентов своей продукции, произведенной в СЭЗ " Брест", на экспорт, в последующие после периода льготирования пять лет, уплачивают налог на прибыль в размере 50 % от установленной для резидентов СЭЗ «Брест» ставки налога (т.е. в размере 7, 5 %).

Резиденты СЭЗ «Могилев», «Гродноинвест» не уплачивают сборы и отчисления в целевые бюджетные фонды местных бюджетов и целевые внебюджетные фонды местных Советов депутатов, а ставка налога на доходы от реализации ценных бумаг резидентовданных СЭЗ уменьшена на 50 % от общеустановленной ставки (40 %), т. е. составляет 20 %.

Действие специального правового режима имеет ограничения. Так в СЭЗ «Брест» действие специального правового режима не распространяется на игорный бизнес, вСЭЗ«Минск», «Витебск» и «Гомель» - на торговую, торгово-закупочную деятельность и общественное питание, а в СЭЗ «Могилев» и СЭЗ «Гродноинвест» специальный правовой режим распространяется на производство и реализацию экспортируемых продукции, товаров (работ, услуг), а также на производство и реализацию импортозамещающей продукции (работ, услуг) согласно перечню, утверждаемому Правительством Республики Беларусь.

Значимой составляющей эффективности политики стимулирования иностранных инвестиций является повышение имиджа принимающей страны, что реализуется на основе распространения рекламных материалов, характеризующих страну, ее потенциальные возможности по привлечению ПИИ. Новые инвестиционные возможности республики откроются с получением суверенного кредитного рейтинга. Положительная оценка кредитоспособности Беларуси расширит доступ к более дешевым внешним кредитным ресурсам, облегчит отдельным субъектам хозяйствования, в частности банковским учреждениям, возможность организации заимствований на международном рынке капитала, а так же повысит привлекательность страны для привлечения прямых инвесторов.

Таким образом, в Республике Беларусь сформирована и реализуется долгосрочная государственная политика по привлечению иностранных инвестиций.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.