Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории транснационализации капитала




Одним из направлений исследований в рамках теории международного движения капитала является выяснение причин и механизмов интернационализации деятельности транснациональных компаний, что было реализовано в ряде теорий, среди которых: парадигма цикла международного производства товара, концепция монополистической конкуренции и несовершенств рынка, теория ПИИ-стратегий как олигополистической защиты, концепция интернализации, парадигма «летящих гусей».

Парадигма цикла международного производства товара.Онаразработана в 1966 г. французским ученым Р. Верноном, в которой он описывает динамическое взаимодействие между международной торговлей и иностранным инвестированием на основе комбинации элементов международной экономики (торговля между странами и причины перемещения целых отраслей) с теорией маркетинга (кривая жизненного цикла товара).

Естественный жизненный цикл товара состоит из трех основных фаз: инновация, зрелость и массовое производство. В соответствии с ними у производителей есть три альтернативы: производить товар в пределах национальной экономики, экспортировать его или переносить его производство на иностранные рынки.

Инноватирующие компании могут пользоваться временной монополией на домашних рынках в период внедрения нового товара, позволяющей им покрывать часть издержек на инвестирование в НИОКР и маркетинг. Когда товар теряет свою рыночную новизну, достигая фазы зрелости, компания обычно ищет возможности его экспорта. На этом этапе конкуренция становится более жесткой, что ведет к высоким издержкам на единицу продукции и снижению прибыли. В конце концов, на этапе массового производства компании должны найти наиболее выгодные места размещения производства в других странах, особенно крупных.

Причины возрастания роли транснациональных компаний были проанализированы в концепции монополистической конкуренции и несовершенств рынка Ш. Хаймером (1960 г.) и Ч. Киндльбергером (1969 г.). В соответствии с ней фирма должна обладать монополистическими преимуществами, происходящими из несовершенств рынка, чтобы обеспечить покрытие высоких издержек инвестирования за рубежом. К таким преимуществам относятся:

- преимущества, связанные с товарной политикой фирм: техники маркетинга, имидж торговой марки, товарная дифференциация;

- преимущества, связанные с факторами производства: непосредственный контроль над производством, собственные технологии, квалификация персонала, привилегированный доступ к рынкам капитала;

- возможность использования интернальной (внутренней) и экстернальной (внешней) экономии на масштабе (эффект масштаба);

- политика правительства и его интервенция.



В соответствии с концепциейПИИ-стратегий как олигополистической защитыФ. Никкербоккер (1973 г.) доказал, что в олигополистических отраслях за лидерами рынка, инвестирующими за рубеж автоматически следуют их национальные конкуренты. В 45 % случаев эта стратегия "следования за лидером" наблюдалась в течение трех лет с момента осуществления лидером инвестирования за рубежом, а в 75 % - в течение семи лет.

Концепция интернализации, разработанная английскими экономистами П. Баккли и М. Кассоном (1976 г.) показывает, международные компании получают свое конкурентное преимущество не вследствие использования единственного специфического фактора в одной определенной функциональной сфере, а из-за своей способности интернализировать свое ноу-хау (распространить среди филиалов), вместо того, чтобы передавать его другим (внешним) организациям на условиях лицензионного соглашения. Целостная внутренняя (интернальная) структура ТНК может сама по себе рассматриваться как альтернативный рынок (например, продажи, осуществляемые между филиалами и штаб-квартирами), где затраты на трансферты могут быть снижены посредством экономии на масштабе.

Парадигма "летящих гусей", разработанная в конце 30-х годов японским ученым К. Акамацу выделяет три фазы развития отрасли:

Фаза 1:Продукция поступает в экономику через импорт от зарубежных производителей.

Фаза 2:Для удовлетворения растущего национального спроса открываются новые местные производства.

Фаза 3: Излишки продукции экспортируются на новые зарубежные рынки

Акамацу построил свою парадигму на основе наблюдения за текстильной промышленностью Японии (тогда еще развивающейся страны) и путем ее развития в течение 40-50 лет, начиная с конца XIX века. Он открыл, что последовательное появление импорта (М), местного производства (Р) и экспорта (X) графически напоминает формирование стаи диких гусей (Рисунок 1).



 


Рисунок 1. Иллюстрация парадигмы «летящих гусей»

Позднее японские ученые расширили эту модель, объясняющую ситуацию в ново­индустриальных (например, Южная Корея, Тайвань) и развивающихся странах (например, Таиланд, Малайзия), где многие капиталоемкие отрасли развивались вызванными ПИИ трансфертами ноу-хау и передовых технологий.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал