Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III На пути к Богу 2 страница






В стихе 22 написано: “И ходил Енох перед Богом, по рождении Мафусала, триста лет”. Другие люди просто жили. Енох ходил перед Богом.

В каком смысле “хождение перед Богом” отличается от “проживания” назначенных вам лет? Если я хочу прийти к Богу и действительно обрести Его, то, наверное, должен сперва задаться вопросом: я просто живу или хожу перед Богом? (Возможность хождения перед Богом продолжает ставить меня в тупик. Иногда такая перспектива кажется весьма отдаленной: Енох был библейским персонажем – я всего-навсего живущий в двадцатом веке американец. А порой меня озаряет с такой силой, что от радости перехватывает дыхание: “Я тоже мог бы самым настоящим образом ходить перед Богом! ”)

Пророк Амос спрашивал: “Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою? ” (Ам. 3: 3). Если я хочу ходить с Богом, то одно становится ясно сразу: мы должны идти в одном и том же направлении. И Бог не вступает в переговоры. Он приглашает меня присоединиться к Нему. Он никогда не отправится вместе со мной в мои порочные путешествия.

Курс, по которому следует Бог, ясен. Он посвятил Себя тому, чтобы “все небесное и земное соединить под главою Христом” (Еф. 1: 10). Если я хочу идти вместе с Ним, то у меня нет другого выбора, кроме как присоединиться к Нему и следовать по тому же пути. Согласие и готовность присоединиться к Богу требуют, чтобы все остальные стремления моего сердца, кроме стремления способствовать делу Христа, стали вторичными. Все, препятствующее достижению этой цели, должно быть отброшено.

Такие условия многого требуют от нас. Следование за Христом сопряжено не только с радостью по поводу обновления нашей природы. Иногда кажется, что мы должны оставить нашу единственную надежду в жизни.

Я как-то беседовал с женщиной, чей муж постоянно бил их сына-подростка. Мальчик испытывал ужас перед отцом. Он перестал верить в Бога, потому что Бог не делал ничего, чтобы защитить его от ярости отца: Сердце матери обливалось.кровью, она испытывала смятение и гнев. Она просила меня помочь.

Эта женщина рассказала мне, что мать ее умерла, когда ей было десять лет, а четыре года спустя отец покончил жизнь самоубийством. Забота о трех младших детях полностью легла на ее плечи, хрупкие плечи четырнадцатилетней девочки. С годами она превратилась в очень ответственную женщину, готовую решить проблемы любого человека (включая саму себя).

Во время разговора я ощутил, что она слушала меня с усталой снисходительностью: “Спасибо за готовность помочь, но я прекрасно знаю, что на самом деле никто мне помочь не в силах. Нет никого, кто был бы достаточно сильным или неравнодушным, чтобы сделать это. Ответственность за принятие правильного решения лежит на мне, и только на мне”. Она не произнесла этого вслух, но выражение ее лица и поза ясно давали это понять.

В какой-то момент я сравнил ее с человеком, оказавшимся в пустыне во время стихийного бедствия и выжившего. Она видела себя в роли руководителя экспедиции. Бушует песчаная буря, вокруг ничего не видно. Все зависит от нее. Единственная ее цель – собрать воедино все свои значительные ресурсы (а она была чрезвычайно способной женщиной) и добиться того, чтобы все выбрались из переделки целыми и невредимыми.

С глубоко укоренившейся в душе решимостью она задается вопросами: “Как я могу помочь моему сыну? ” и “Что мне делать с моим мужем? ” Она намерена, стиснув зубы и приложив все усилия, заставить свою жизнь быть лучше. Эта страстная решимость прикрывала исстрадавшуюся от одиночества душу, жаждущую, чтобы нашелся кто-нибудь, кто помог бы ей и чья любовь дала бы ей возможность сложить с себя обязанности руководителя рискованной экспедиции. Но как только появлялся кто-нибудь, кто хотел ей помочь, как, например, я, она сразу же видела в этом человеке слабость и вновь возвращалась к своему делу.

Ее план состоял в том, чтобы исправить свой мир, сделать его подходящим для себя. Божий план заключается в том, чтобы “все небесное и земное соединить под главою Христом”, чтобы пред Ним преклонилось всякое колено. Эти две личности – женщина, пришедшая ко мне за советом, и Бог – шли не вместе. Они двигались в разных направлениях. Она пришла к Богу не для того, чтобы быть с Ним. Она пришла, чтобы убедить Его дать ей энергию и силу, в которых она нуждалась для достижения своих целей. До тех пор пока она не изменит направление, она не обретет ни душевного мира в данной ситуации, ни мудрости, чтобы изменить ее.

Енох ходил перед Богом. Стало ясно, что если я хочу прийти к Богу так, как это сделал Енох, то недостаточно просто выразить в молитве свое желание и решимость сделать это, а затем предпринять дополнительные дисциплинирующие меры для улучшения своего духовного состояния. Требовалась хирургическая операция без обезболивания – радикальная операция. Необходимо было удалить всякое требование направить жизнь по желаемому мной руслу. Несмотря на то, что это кажется невероятным, я хотел подвергнуться этой операции. Я считал мудрым решением позволить опытному Хирургу, Чьи пациенты всегда выживали, поработать над излечением моей смертельной болезни.

Но я отдавал себе отчет в том, что ход операции не будет легким. Я не только должен целиком отдаться чистой цели, но и регулярно обновлять свою решимость сделать это, особенно в те моменты, когда сердечная боль становится невыносимой и я жажду облегчить ее. Я должен знать в лицо ту прочно укоренившуюся в моем сердце отвратительную силу, которая заставляет меня с легкостью находить оправдания неблаговидным и безнравственным поступкам, проистекающим от желания усмирить боль. В моей душе пробуждается дух раскаяния, готовность отвергнуть свои эгоцентричные цели и появляется желание искать Бога, когда я осознаю, что моя преданность себе подпитывается гневом по отношению к Богу и сомнениями в Его доброте, а также чувством, что на Него нельзя полагаться.

Наш план состоит в том, чтобы сделать мир более

удобным для нас. Божий замысел заключается в

соединении всего под главою Христом, чтобы

пред Ним преклонилось всякое колено.

Операция, однако, не может быть осуществлена за один день. Хирург следует за мной со скальпелем в руке. Он мягко указывает мне еще на одно свидетельство моей болезни – эгоизм и ждет, когда я спокойно лягу, чтобы можно было сделать еще один разрез. Эта операция дает удивительный эффект: теперь я отдаю больше энергии на достижение Божьих целей и слежу за возникающими в моей душе желаниями, которые каким-либо образом противоречат этим целям. Я по-прежнему скорблю, когда другие плохо обращаются со мной. Но теперь, когда я целиком предал себя в руки Хирурга, я больше скорблю о слабой преданности Христу. Я больше радуюсь Божьей доброте, чем росту моей самооценки.

Всякий, приходящий к Богу, должен поступать подобно Еноху, который сознательно посвятил свою жизнь достижению вечных целей. При этом он отдавал себе отчет в том, что Бог не всегда гарантирует Своим детям быстрое утешение

НЕЧЕСТИЕ ХУЖЕ НЕУДОБСТВА

Второе наблюдение, касающееся Еноха, заключается в следующем. У него, в отличие от большинства людей его и нашего времени, более сильную тревогу вызывало эгоистичное поведение людей, нежели их страдания. В Послании Иуды содержится единственная проповедь Еноха, которую доносит до нас Священное Писание. В этой проповеди Енох негодует на людей, ставящих непосредственный комфорт и удовольствие выше личной святости: “Се, идет Господь со тьмами святых (Ангелов) Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких (словах), которые произносили на Него нечестивые грешники” (Иуд. 14, 15).

В наше время проблема та же, что и во времена Еноха и Иуды: мы смотрим на личный дискомфорт (ненависть к себе, низкую самооценку, бессонницу, нехватку денег, одиночество) как на зло, в избавлении от которого мы нуждаемся. Когда мы смешиваем стремление к комфорту с христианством, Иисус превращается в божественного массажиста, к чьим требованиям мы прислушиваемся только после того, как в достаточной мере расслабились.

Но библейское христианство не таково. Христос предлагает страдающему человеку надежду, а не облегчение. Он повелевает нам устремляться к Нему всем сердцем, даже если бы мы предпочли остановиться и задуматься о своем собственном благополучии.

Енох предостерегал нас против произнесения грубых слов о Боге. Возможно, ничто не заставляет нас ругаться так, как зрелище явно незаслуженных страданий и кажущегося равнодушия Бога.

Один мой друг познакомился со своей будущей женой в библейском колледже. Он решил, что женится на ней только в том случае, если на то будет явная Божья воля. Он горячо молился, советовался с набожными людьми, обращался за советом к своим родителям и на протяжении всего периода ухаживания следовал высочайшим моральным стандартам. С горячего одобрения всех окружающих он сделал ей предложение, и они решили вместе идти по пути христианского служения.

После семи лет брака и рождения двух детей жена сказала ему, что она лесбиянка и хочет жить с женщиной, с которой встречалась в течение нескольких лет. Она оставила семью, развелась с мужем и переехала жить к своей компаньонке, а шесть лет спустя покончила с собой. С тех пор двое детей этого человека, теперь уже подростков, страдают от серьезных проблем. У его дочери булимия, (Булимия – чувство мучительного голода, возникающее в виде приступов, отмечается при некоторых нервных, психических заболеваниях и заболеваниях желез внутренней секреции – Современный словарь иностранных слов, М., “Русский язык”, 1992 г. – прим. ред.) она вступает в беспорядочные половые связи; сын недавно признался, что с десяти лет употребляет наркотики.

Предположим, этот мужчина обращается к вам за помощью. Он вспоминает все трагические подробности своей жизни и открыто плачет, говоря о своих детях и погибшей жене. Затем он восклицает: “Почему Бог ничего не сделал? Почему Он позволил мне жениться на ней, если результатом этого стало лишь разбитое сердце и страдание? Я всем сердцем искал Его воли, а теперь посмотрите, что случилось. Как я теперь смогу доверять Ему? Все рухнуло. У меня нет никакой гарантии, что мои дети когда-нибудь исправятся. У меня нет никаких оснований полагать, что моя жена находится не в аду! ”

Если вы поддерживаете богословие друзей Иова, то сможете помочь этому человеку не лучше, чем помогли Иову его друзья. Чтобы заставить Бога сделать желаемое, как утверждали друзья Иова, необходимо рассказать Ему о своем деле, жить как полагается, каяться во всяком зле и Бог “ныне же встанет над тобою и умиротворит жилище правды твоей” (Иов. 8: 6).

Если я не убежден в доброте Бога, то тихо, но

решительно, стиснув зубы, беру на себя

ответственность за свое существование

и благополучие.

В наше время эта идея звучит примерно так: получить от Бога желаемое можно путем обходного маневра. Бог не воскресит вашу жену и не поможет встать на ноги детям, но Он поможет вам изменить к лучшему ваше отношение к самому себе. Даже если суровые жизненные обстоятельства не меняются, вы можете принять себя таким, какой вы есть, и получать от этого удовольствие.

Мы, современные христиане, больше не допускаем ошибок наших предшественников, определяя “мир Божий, который превыше всякого ума”, как приятные обстоятельства. Наша ошибка выглядит несколько иначе: мы считаем, что мир Божий – это удовлетворяющее нас ощущение собственной ценности. На самом деле ни одно из этих определений не является правильным. Мир Божий принадлежит тем людям, которые не теряют уверенности в Его доброте даже в те моменты, когда жизнь сурова, а самооценка низка. Следует заметить, что мы можем одновременно ощущать Божий мир и страдать от низкой самооценки.

Перед нами стоит задача верить в Его доброту при любых обстоятельствах. Но если я не убежден в Божьей доброте и недооцениваю трудность этой задачи, то должен принять на себя ответственность за собственное существование и благополучие. При этом я буду смотреть на Божью любовь ко мне как на оправдание титанических усилий, прилагаемых к тому, чтобы любить самого себя. Я думаю: “Бог любит меня. Он целиком принимает меня. Он хочет, чтобы я радовался тому, чем я являюсь будучи Его чадом. Следовательно, центральной частью Его замысла является увеличение удовольствия, которое я испытываю по поводу своей новой индивидуальности”.

Иуда называет “нечестивыми” людей, обращающих “благодать Бога нашего в повод к распутству” (Иуд. 4). Не думайте, что нечестие и безнравственность проявляются только в очевидных грехах, таких, как прелюбодеяние, обман или пьянство. Всякий раз, когда мы ставим разрешение наших проблем выше стремления к Богу, мы ведем себя безнравственно.

Нелегкая задача, стоящая перед моим другом, состоит в следующем: он должен верить, что Богу можно доверять, даже несмотря на то, что Он не помешал его жене покончить жизнь самоубийством, дочери страдать булимией и вступать в беспорядочные половые связи, а сыну принимать наркотики. Если моему другу не удастся решить эту задачу, если он проиграет эту битву, то будет чувствовать себя гораздо более оскорбленным неудачным поворотом событий, нежели своим нечестивым требованием: “непременно хочу быть счастливым”. Если он победит в этой битве, то освободится от попыток сохранить какую-то часть своего счастья в буре жизни. Тогда он будет свободен, чтобы посвятить свою жизнь исполнению Божьего замысла. Тогда он познает, хотя бы мимолетно, истинную радость.

Всякий раз, когда мы ставим разрешение наших

проблем выше стремления к Богу, мы ведем себя

безнравственно.

Мы должны называть Бога добрым даже в те минуты, когда испытываем страдания, потому что Он добр! В радостные мгновения мы должны называть Его добрым по причинам более глубоким, нежели наше благополучие. Иначе в скорби мы будем говорить о Боге грубо и жестоко и делать все возможное для потребностей своей души. Неудобства нас будут беспокоить больше, чем собственное нечестие.

Если я хочу прийти к Богу и обрести Его, то должен сделать это так, как сделал Енох, веруя в Его доброту независимо от обстоятельств и отказываясь от комфорта в своей решимости чтить Его.

ЕНОХ ПРОТИВ ЛАМЕХА

Давайте вновь обратимся к 14 стиху Послания Иуды. Иуда представляет нам Еноха как “седьмого от Адама”. Нет сомнений, что он сделал это главным образом для того, чтобы отличить этого Еноха от другого Еноха, также упомянутого в Библии.

В своем желании понять как можно лучше, что значит прийти к Богу подобно Еноху, я задался вопросом: а можно ли извлечь из этой фразы еще какой-нибудь урок? Тогда я вновь обратился к Книге Бытия и напомнил себе о двух различных ответвлениях человеческого рода, которые пошли от Адама. Первая ветвь началась с Сифа, а вторая с Каина. Так вот, Енох был седьмым от Адама по линии Сифа.

Затем я задал себе два вопроса: кто был седьмым от Адама по линии Каина? Унаследовали ли потомки Каина какие-либо из основополагающих свойств его натуры? Возможно, ответы на эти вопросы помогут мне увидеть человека, диаметрально противоположного Еноху и понять, каким образом не следует приходить к Богу.

В Книге Бытия 4: 17–24 говорится, что Ламех был седьмым потомком Адама по линии Каина. В истории человечества он был первым многоженцем. Его хвастливая речь перед женами ясно показывает, что он хотел делать все по-своему. Он сказал: “Жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне” (Быт. 4: 23).

В той примитивной культуре числа означали силу, а большее количество чего-либо приравнивалось к могуществу. Возможно, он женился на двух женщинах в знак неуважения к Божьему замыслу, а также чтобы усилить свое влияние. В Библии ни разу не говорится, чтобы Ламех за чем-нибудь приходил к Богу. Но если он и приходил, то, наверное, просил дать ему больше сил и возможностей для достижения своих эгоистических целей.

Стремление Ламеха устроить свое благополучие отражает тенденцию, перешедшую к нему через поколения предков от Каина, тенденцию, которую Иуда называет “путем Каиновым”. Приговор, вынесенный Богом Каину за убийство брата, включает в себя и указание на то, что Каин станет “изгнанником и скитальцем на земле” (Быт. 4: 12). Каину даже не было разрешено распаковать чемодан и назвать какое-то место своим домом (Всякий человек, которому доводилось путешествовать, может до некоторой степени ощутить беспросветность участи Каина. Мы с женой недавно возвратились из месячного путешествия по Европе, во время которого мы провели четыре недели в четырех различных странах и спали в девяти разных кроватях. За все время путешествия мы ни разу полностью не распаковывали чемоданы. Мы знали, что скоро опять придется ехать. Ближе к концу путешествия, несмотря на хорошее обращение со стороны разнообразных хозяев, мы оба желали вернуться домой. Первое, что я сделал, когда мы, наконец, вошли в двери нашего дома, это распаковал одежду и положил чемодан на место, в кладовую. Необходимость всегда путешествовать и никогда не возвращаться домой не согласовывалась с каким-то очень глубинным свойством моей души).

Каин жаловался Богу: “Наказание мое больше, нежели снести можно” (Быт. 4: 13). Исполненный решимости преодолеть свою участь, он пытался создать себе комфортную жизнь. Он завел семью и построил город (Быт. 4: 17).

Я должен переключить своё внимание с собственных

интересов на личность и цели Бога. Я не главный на

Земле. Самое главное Он. Я существую для Него.

Он существует не для меня.

Не совершив покаяния. Каин приступает к преодолению последствий своего греха и созданию комфортных условий для своей жизни. По сути. Каин говорит:

“Отлично, я не в Эдеме. После того, как Ты изгнал маму и папу из сада и поставил у ворот этого выскочку-ангела, я осознал, что должен как-то привыкнуть к жизни в мире, полном терний и колючек. Но даже вне сада я не хочу влачить жалкое существование бродяги. Я сделаю все, что в моих силах, для райского существования вне рая. Я построю город, посажу цветы и устрою для своих детей парк отдыха. Я не собираюсь без конца бродить по свету. У меня нет приоритета более высокого, чем устройство комфортной жизни для себя”.

От Каина это отношение к жизни перешло к его потомкам. Поэтому сегодня мы можем сравнить два диаметрально противоположных подхода к жизни: подход Ламеха (отражающий нечестивость Каина) и подход Еноха (гармонирующий с набожностью Сифа). Ламех заявлял: “Я построю мой город! Я хочу удовольствий сегодня”. Енох говорил: “Я буду возводить Божье царство! И я буду верить, что однажды Бог построит город мне на радость”.

Благодаря тому, что Бог глубоко переживает за Своих детей, Он часто облегчает наши страдания и решает наши проблемы. Но Его любовь разумна. Он знает, что лучше для нас, и в Своих поступках исходит из этого знания. Поэтому Он дает нам более интересный смысл жизни, нежели мы сами. И когда мы живем для вечного Царства, Он не дает нам погибнуть в неведомой нам сверхъестественной реальности.

Нам необходимо задать себе следующий вопрос: что мы

делаем – просто живем или ходим перед Богом?

Исследуя свою собственную жизнь, нам никогда не следует погружаться в себя настолько, чтобы мы могли забыть о существовании несравненно более захватывающего предмета размышлений. Чтобы отвергнуть подход Каина и прийти к Богу так, как это сделал Енох, я должен переключить свое внимание на личность и цели Бога. Я не главный на земле. Самый главный Он. Я существую для Него. Он существует не для меня.

Нам нужно задать себе следующий вопрос: что мы делаем – просто живем или ходим перед Богом? Чему мы отдаем все силы: удовлетворению желаний своей души, своих потребностей, стремлению построить свой город или изо всех сил стремимся узнать Бога, сотрудничать с Ним, осуществляя Его замысел? Хотим ли мы стать больше похожими на Сына, Которого любит Отец? Ждем ли мы завершения строительства города, который Христос в этот самый момент возводит?

Мы должны научиться приходить к Богу, веруя, что Он добр, даже когда жизнь этого не подтверждает, и зная, что Он щедро вознаграждает тех, кто честно ищет Его, невзирая на терзающую душу безжалостную боль.

Но можем ли мы применить уроки 11 главы Послания к Евреям на практике? Как бы выглядела наша жизнь, если бы мы приходили к Богу так, как это делал Енох?

ПРИРОДНЫЕ СТРАСТИ

Все мы знаем, что значит быть охваченным сильными и таинственно-непреодолимыми силами, поднимающимися откуда-то из глубин нашего существа. Такое состояние и есть страсть.

Некоторых самая могучая страсть охватывает, когда они сидят за обеденным столом и их снедает безрассудное желание переесть (или недоесть). У других страсть к приобретению и обладанию зажигается в большом магазине, где на витринах выставлены все их ставшие явью мечты.

Для третьих самая сильная страсть всплывает на поверхность в уединении гостиничного номера, где достаточно включить телевизор и, как по волшебству, все заполняется зрелищем всевозможных непристойностей. Не один и не несколько пасторов рассказывали мне о ярких сексуальных чувствах и мыслях, яростный поток которых захлестывал их в ожидании момента, когда надо будет идти проповедовать.

А для некоторых христианских руководителей самая сильная страсть – желание успеха. К завистливым чувствам, вызываемым рассказами об успехе другого человека, порой присоединяется навязчивое желание преувеличить. Все это медленно, но верно подрывает служение пастора.

Обсуждение вопроса о страсти заставляет все большее количество людей задуматься о непрерывной эмоциональной войне, которую они ведут, – войне с ненавистью к себе. Для одних самыми сильными чувствами являются вина и страх. Для других самое сильное чувство – гнев. Мужья приходят в ярость всякий раз, когда открывают семейную чековую книжку и обнаруживают, что еще один чек обращен в наличные. Жены сердятся, слушая обеденную болтовню своих мужей с партнерами по работе, когда они обсуждают свои профессиональные достижения, всячески избегая любого серьезного разговора о семейных проблемах.

Некоторые же утверждают, что у них нет никаких страстей. Это могут быть сильные христианские руководители, которые руководствуются такой философией: что бы ни случилось, принимать жизнь такой, как она есть; или одержимые люди, работающие по шестьдесят часов в неделю. Это могут быть также уставшие от одиночества люди, которые не могут решить, как им сохранить свою сексуальность и в то же время, время не страдать от искушений.

Люди, якобы не испытывающие глубоких страстей, на самом деле просто прячут их. Они укутывают свои желания непроницаемыми покровами. Таким образом они защищают себя, чтобы не поддаться слишком сильным эмоциям. Они могут быть блестящими рассказчиками, прекрасными собеседниками, людьми, обладающими чувством юмора и душевной теплотой. А порой они производят впечатление бесстрастных и бесцветных людей, полностью отрезавших себя от всего, что может вызвать сильные чувства.

Но на деле они вовсе не бесстрастны и не бесцветны. Ни один из нас таким не является. Каждый человек страстно чего-то добивается. Эту кипящую внутри нас энергию мы можем ощущать не больше, чем вращение земли, но тем не менее она есть, и это влияет на нашу жизнь. Эта энергия движет людьми с тех самых пор, как Адам и Ева были изгнаны из рая. Мы все исполнены яростной решимостью найти клочок земли, где меньше терния и траура.

ГРАЖДАНЕ ЭТОГО МИРА

Не совершив радикального переворота в своем образе мыслей, ни один человек не откажется от преимуществ на земле в пользу небесных сокровищ. Самая естественная наша страсть заключается в желании сделать жизнь вне Эдемского сада несколько более похожей на ту, какой, по нашему представлению, она должна быть внутри него. Большую часть своих сил мы тратим на улучшение нашей сегодняшней жизни, а не поиски Бога и надежду на будущее. По своей природе мы обращаемся к Богу только для того, чтобы с Его помощью улучшить наше нынешнее состояние.

Все наши причиняющие столько беспокойства страсти (извращенные аппетиты к еде и сексу; странные порывы, обуревающие нас в самый неподходящий момент; снедающее нас желание лучше относиться к самим себе; яростная решимость преуспеть в личной жизни или профессиональной карьере; уверенность, что духовная победа непременно должна сопровождаться комфортом; безмятежность, которая не нарушается никакой трагедией или напряжением; жажда отомстить тем, кто причинил нам боль) проистекают от желания улучшить свое сегодняшнее существование. Мы полны страстной решимости сделать свою жизнь менее мучительной. И мы пойдем на все, лишь бы только достичь этой цели в нашем полном разочарований, иногда приятном, но всегда безумно неопределенном мире.

Большую часть своих сил мы тратим на улучшение

нашей сегодняшней жизни, а не на поиски Бога и

надежду на будущее. По своей природе мы обращаемся

к Богу только для того, чтобы с Его помощью

улучшить наше нынешнее состояние.

Испытывать в этом мире трепетную страсть к жизни и глубокое желание улучшить эту жизнь так же естественно, как дышать. И в этом нет ничего плохого, если есть и более высокая страсть! Бог сказал, чтобы мы любили Его со страстью, превосходящей все остальные. До тех пор пока мы не начнем стремиться к Богу, как олень стремится к потоку вод, этот мир будет прекрасно подходить для нас. Нам необходимо стремиться к Богу с большим пылом, чем к новому дому, одобрению родителей или гордости за воспитанность и образованность наших детей. Но ценности этого мира нас устраивают. Мы его граждане.

А граждане этого мира живут, преследуя две цели: (1) найти какой-то способ сделать свою сегодняшнюю жизнь более счастливой; (2) влиять на материальный мир и людей таким образом, чтобы заставить их сотрудничать с собой. Подоплекой альтруизма, благотворительности и жертвы является все тот же мотив служения самому себе. Этот мотив подтачивает наше нравственное существо.

Христиане, однако, являются гражданами другого мира; в этом – мы чужаки и скитальцы. Нашей характерной чертой является любовь к Богу. Мы переносим тяготы и лишения и продолжаем служить Ему, потому что любим Его и уверены в том, что Он исполнит Свое обещание и благословит нас. По крайней мере таков замысел. Но наши природные страсти вновь и вновь становятся поперек дороги. Хотя мы и претендуем на небесное гражданство, но существовать продолжаем, как местные жители.

Нам, христианам, нечего и заикаться о любви к Богу, пока мы не осознаем свою испепеляющую страсть к самим себе. Мы не сможем и не будем любить кого-либо, кроме себя, пока не встретимся с Богом, пока эта встреча не побудит нас стремиться к Нему, и только к Нему, пока нашим самым глубоким желанием не станет желание лучше узнать Его.

Вот тут-то и возникает проблема. В культуре, где люди целиком поглощены земной жизнью, в церкви, насквозь пропитанной учением о самосовершенствовании и построении более счастливой жизни, крайне нелегко испытывать страсть к чему-либо, кроме непосредственного удовлетворения. Историческая церковь, исполняя роль посольства иностранного царства, учила, что смыслом жизни людей является прославление Бога и вечная радость в Нем; современная церковь слишком часто учит, что смысл существования Бога состоит в ублажении людей.

Нам необходимо вернуться к более раннему представлению, заключавшемуся в том, что личное удовлетворение – вовсе не высочайшая ценность, что благополучие любого отдельного человека значит меньше, чем слава Божья, и что мы обретем себя только в том случае, если в первую очередь будем искать Бога.

Историческая церковь, исполняя роль посольства

инстранного царства, учила, что смыслом жизни

людей является прославление Бога и вечная радость

в Нём; современная церковь слишком часто учит,

что смысл существования Бога состоит

в убеждении людей.

А можно ли действительно так думать? Может ли кто-нибудь не на словах, а на деле пожертвовать сегодняшним благополучием ради привилегии познания Христа? 11 глава Послания к Евреям полна историями о людях, одни из которых выдающиеся, другие ничем не примечательны, третьи слабы и греховны. Их жизни! были отмечены трансцендентной страстью к тому, чего этот мир дать не в состоянии. Авраам оставил привычный образ жизни и отправился туда, куда призвал его; сверхъестественный голос. Моисей пренебрег роскошью дворца ради странствий в пустыне с миллионом вечно; колеблющихся последователей. Другие предпочли быть перепиленными пополам, но сохранили верность Богу.

Почему? Какая страсть заставляла их жертвовать своими удобствами? Ни один из них не получил удовлетворения своим человеческим желаниям. Все они умерли, не имея ничего, кроме уверенности в Боге, Которого они знали. Они были такими же, как вы и я обычными людьми, предпочитающими комфорт, если только этот комфорт не становился на пути обретения ими Бога. Для них ничто не могло сравниться с обретением Бога.

Тогда вопрос следует поставить так: как могут испытывать любовь к Богу люди, живущие несколькими столетиями позже все в том же, полном разочарований и удовольствий мире, склонные заботиться прежде всего о себе? Что мы можем сделать, чтобы пробудить в себе желание узнать Христа, желание более мощное, чем наше естественное побуждение заботиться о самих себе? Как нам развить в себе страсть к познанию Бога, которая приведет к фактической встрече с Ним, встрече, которая освободит нас и даст возможность заботиться о Других? И это не с целью доказать собственную ценность или получить одобрение со стороны других людей, а чтобы благословить их.

Вот к этому вопросу я и хочу сейчас обратиться. Сначала мы поговорим о том, как развиваются естественные страсти. Затем, в следующей главе, мы сопоставим этот процесс с процессом развития сверхъестественных страстей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.