Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности речевого развития детей с нарушениям зрения.






 

Выготский отмечал, что у детей с нарушениями зрения в связи с недоразвитием зрительного восприятия речевая функция развивается своеобразно, хотя они в своем развитии проходит те же этапы, что и нормально видящий ребенок. Однако динамика ее развития, овладение чувственной ее стороной, смысловой ее наполненностью у детей с нарушением зрения осуществляется несколько сложнее. Исследования В.К. Иваковой показало, что примерно у 30% детей с нарушениями зрения имеются все типы нарушения произношения, фонетико - фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи. Часто встречается сигматизм, ламбдацизм, ротацизм, нарушения звуков - Т, Д.

Связь нарушения звукопроизношения и состояния зрительного анализатора прослеживается при дефектах звукопроизношения, которые проявляются в неправильной артикуляции.

Экспериментальные данные Т.П. Свиридюк показали резкое отставание слабовидящих детей в области развития фонематического слуха, звукового анализа и первичных навыков чтения.

Ребенок, усваивая новые слова и никогда не видя этих предметов, не знает их признаков. При этом он может весьма активно употреблять эти слова, не зная и не имея точного представления об этих объектах. Нарушение соответствия между словом и образом, вербализм знаний, весьма характерная черта слепых и слабовидящих. Коррекция с помощью наглядных пособий, технических средств, проведения наблюдений и экскурсий, а также применения предметно-практических приемов добывания информации об окружающем мире устраняет вербализмы, недостаточность описательной стороны речи, отсутствие развернутых высказываний, так как устная речь детей с глубокой патологией зрения часто бывает отрывочна, непоследовательна и бледна в описании явлений. Так же у данной категории детей отмечаются сложности при удержании в речевой памяти развернутых высказываний и правильном грамматическом оформлении предложений. Умение выделять признаки предметов, находить обобщающие слова у детей с нарушениями зрения значительно отстает от нормы. => Т. о., у детей с нар. зр. выявляются нар-я в лексико-грамматической стороне, фонематическом восприятии.

У этих детей наблюдается снижение внешнего проявления эмоций и ситуативных выразительных движений, что оказывает влияние на интонационное оформление речи, ее бедность и монотонность.

Развитие речи осуществляется с помощью общепринятых форм работы, акцент делается на подгрупповые и индивидуальные занятия. Все занятия логопеда строятся в виде игры и на игровом материале.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.