Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основной период обучения школьников с нарушением слуха произношению






Обучение глухих учащихся устной речи в основном периоде является новым этапом в их обучении произношению. Данному периоду свойственны свои особенности и закономерности.

Здесь предусматривается совершенствование и развитие ранее приобретенных произносительных навыков, коррекция недостатков произношения, а также формирование новых навыков: логического ударения, правильного темпа речи и др. Кроме того, учащиеся в этот период получают знания по фонетике русского языка.

В основном периоде обучения в содержание работы включается не только образование и совершенствование навыков устной речи, но также и формирование навыков самоконтроля над правильностью речи, именно в этот период глухой ребенок должен овладеть кинестетической формой самоконтроля над произношением. Таким образом, в основном периоде усложняются задачи и включается новое содержание обучения.

В основной период по-иному рассматривается вопрос о взаимоотношении между различными формами словесной речи и их роли в процессе ее формирования.

Основу процесса развития и совершенствования устной речи составляет стабилизация усвоенных в речи движений, которая осуществляется благодаря закреплению образованных рефлекторных связей в речедвигательных динамических стереотипах слов и словосочетаний. В связи с этим существенную роль в обучении произношению в это время начинает играть словесная речь. На этом этапе обучения словесная речь не только предмет, но и средство обучения произношению.

Особенностью основного периода обучения глухих устной речи является также и то, что работа над произношением осуществляется в своеобразных условиях. Это своеобразие определяется как уровнем развития произносительных навыков учащихся, так и уровнем их общего развития, а также и ограниченным временем, отводимым учебным планом на овладение техникой речи. Если в первоначальном периоде для работы над произносительной стороной устной речи отводится 5-7 часов в неделю, то в основном периоде для этой цели отводится: в III- IV классах - 5 часов, в V-VIII классах - 3 часа в неделю.

Процесс овладения произношением и совершенствование учащимися данной стороны устной речи должен находиться в неразрывном единстве с общим развитием, с развитием познавательной и практической деятельности и речи в целом.

При построении процесса обучения устной речи глухих учащихся в основном периоде необходимо использовать все сохранные анализаторы. Развитие и использование всех компенсаторных возможностей учащихся должно проходить по определенной системе, где ведущее место занимают кинестетические ощущения.

Методическая система обучения глухих устной речи в основном периоде должна строиться с учетом требований, сформулированных в дидактических принципах. Особое место в этом периоде обучения должно быть отведено реализации таких принципов, как сознательность и активность при овладении произносительными навыками. Процесс овладения устной речью в этот период должен носить более сознательный характер, Так, например, если раньше ученик овладевал произношением звуков преимущественно на основе подражания, то теперь он имеет возможность овладеть правильным произношением, осознавая положение органов артикуляции (язык вверху или язык внизу, голос есть или голоса нет и т. д.).

При коррекции произношения подражание также должно сочетаться с осознанием артикуляционных движений. Известно, что в основе коррекции лежит переучивание. Переучивание происходит тем успешнее, чем более ученик осознает, в чем заключается правильная артикуляция. Поэтому в этот период необходимо давать новые, по сравнению с первоначальным периодом, типы упражнений. Здесь широко должны использоваться виды работ, связанные с самостоятельной речью учащихся, различные высказывания в виде просьб, поручений, сообщений, формулирование вопросов и ответов на поставленные вопросы, рассказывание и т. д.

При этом устная речь глухого будет полноценной только тогда, когда все произносительные навыки будут автоматизированы, т. е. когда глухой ребенок научится правильно произносить звуки не только при их изолированном произнесении, но и в словах, фразах и речи в целом.

Каждый навык произношения того или иного элемента устной речи должен закрепляться в отдельности и в совокупности с другими навыками. Так, например, работа по закреплению правильного произношения каждого звука должна вестись отдельно и в совокупности с другими родственными по артикуляции звуками. Больше того, произношение звуков закрепляется в совокупности с другими навыками - темпом речи, словесным ударением, орфоэпией и т. д.

Методическая система, применяемая на данном этапе обучения глухих произношению, должна строиться на основе активного использования словесной речи как средства обучения. В связи с этим целесообразно определить специфический словарь, использование которого позволит, в частности, реализовать принцип сознательности вобучении.

Приведем примерный словарь - образцы оборотов речи, которые учащиеся должны запомнить и которыми они должны руководствоваться при овладении речью:

– звук с надо говорить без голоса, а звук з надо говорить с голосом;

– при произнесении звука м есть голос, воздух идет через нос.

Известно, что обучение учащихся должно осуществляться в различных формах: индивидуальные занятия, уроки техники речи, речевая зарядка, работа по технике речи во внеклассное время, работа на уроках по другим учебным предметам.

В основном периоде в процессе обучения необходимо использовать указанные организационные формы. Однако задача, содержание и роль каждой организационной формы здесь меняются: большое значение должен приобрести урок по технике речи, должна быть усилена роль внеклассных занятий, расширены задачи, содержание и значение речевых зарядок. Вместе с тем становится очевидным, что эти формы должны быть дополнены новыми формами организационной работы: это самостоятельная работа учащихся над речью и работа в специально организованном уголке по технике речи. Выделяя самостоятельную форму работы учащихся, можно основываться на их возрастных особенностях и на возросшем общем и речевом развитии. Поэтому в методической системе должно быть обращено внимание на изыскание путей развития самостоятельности учащихся при обучении устной речи, определение ряда специальных заданий для самостоятельной работы учащихся. Все формы работы должны быть взаимосвязаны.
22. Особенности организации занятий по обучению детей с нарушением слуха произношению

Занятие по обучению произношению глухих и слабослышащих дошкольников является частью развития речи и, в отличие от организованных занятий по разным видам деятельности, характеризуется более строгими требованиями к организации. Прежде всего, это проявляется в том, что такие занятия проводятся по строго установленному расписанию на всю рабочую неделю, ежедневно в одно и то же время и в одном и том же месте. Обычно для этого предназначается помещение в виде класса или оформляется часть групповой комнаты, где стационарно устанавливается мебель и фиксируется звукоусиливающая аппаратура. Детей усаживают за подобранные по росту индивидуальные рабочие столы или парты, а рабочим местом учителя является просторный письменный стол с необходимым количеством ящиков для различного дидактического материала.

Перед глазами детей всегда должны быть классная доска и наборное полотно для табличек и картинок. Кроме того, нужны в классе шкафы с закрытыми и застекленными полками, рабочий уголок для проведения индивидуальных занятий с аппаратурой, зеркалом (настенным), различные емкости (коробочки) для пособий и игрушек.

Основные требования к организации занятия:

Постоянство занятий по времени, месту проведения, оформлению основным оборудованием — одно из первых требований к их организации. Занятия по другим видам деятельности проводятся в разных местах (в зале, в игровой комнате, на улице и т. п.).

В режиме проведения каждого занятия предусматриваются непродолжительные паузы, когда все дети группы выполняют те или другие движения, игровые действия, надевают или снимают отдельные виды одежды. Начало, конец и промежуточные этапы занятия могут отличаться разного рода сигналами (звуковыми, зрительными, речевыми)

Характерной особенностью занятий по развитию речи является многоаспектность работы над речевым материалом, т.е. обучение разным формам словесной речи ведется в единстве. (слушание, говорение, чтение, письмо и на соответствующих этапах дактилирование). Такой комплексный подход придает процессу овладения речью целостный характер, обеспечивает взаимообогащение разных видов и форм речи друг другом.

Также обязательно должен использоваться наглядный материал: реальн. предметы, схемы, таблицы, слова и тексты для глобальн. чтения и тд.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.