Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация работы по речевому развитию детей с нарушениями слуха.






Работа по речевому развитию детей с нарушениями слу­ха в специальных дошкольных учреждениях осуществля­ется в разнообразных условиях и тесно связана с режимны­ми моментами, играми и другими видами детской деятель­ности, фронтальными и индивидуальными занятиями.

Распределение общего программного речевого материа­ла в разных видах деятельности и применение требований к словам и фразам ребенка в изменяющихся условиях обеспечивают большую плотность процессов об­щения и частое повторение речевых единиц. Это спо­собствует непроизвольному запо­минанию речевых средств и приближает путь специального обучения к естественному ходу речевого развития. Общие задачи по речевому развитию дошкольников с на­рушениями слуха решаются совместно всеми работниками коррекционного учреждения, но они конкретизируются за счет различных требований к работе над речью детей на раз­ных видах занятий и в их бытовой деятельности.

Специфика организации работы по развитию речи выражается в том, что такие заня­тия проводятся по строго установленному расписанию на всю рабочую неделю, ежедневно в одно и то же время и в одном и том же месте. Обычно для этого предназначается помещение в виде класса или оформляется часть групповой комнаты, где фик­сируется звукоусиливающая аппаратура. Перед глазами детей всегда должны быть классная доска и наборное полотно для табличек и картинок. Кроме того, нужен в классе рабочий уголок для проведения индивидуальных занятий с аппаратурой и зер­калом.

В течение несколько занятий учитель- дефектолог приучает детей усаживаться на одни и те же постоянные места, на которых закрепляют таблички с их именами. Но эти места могут со временем специально меняться, для чего перемещаются и таблички. На более продвинутых этапах обучения, такая пересадка про­водится уже на основе различного рода словесных инструк­ций: Дима, сядь рядом с Леной. Тома, сядь около шкафа.

Начало, конец и промежуточные этапы занятия могут отличаться разно­го рода сигналами (звуковыми, зрительными, речевыми). Для этого педагоги применяют барабан, бубен, картинки с изображением каких-то действий или места пребывания де­тей, таблички со словесными инструкциями (встаньте, сядьте, идите к тете Вале и т. п.). Начало, продолжитель­ность, окончание занятий в течение дня фиксируются привлечением внимания детей к ча­сам, к календарю. Это способствует регулированию их поведения, активизирует внимание, познавательную деятельность, ликви­дирует элементы неуправляемости.

Обычно занятия по развитию речи проводятся с группой детей (6-8 человек). В течение занятия каждый из детей должен заниматься не только сидя за партой, но и рядом с педагогом у учитель­ского стола. Детей поочередно поднимают с места и вызыва­ют к столу, наборному полотну или доске. Делается это не только для того, чтобы закрепить имена или отработать гла­голы, но и подать образец для подра­жания, что повышает эффективность всего педагогического про­цесса.

Характерной особенностью занятий по развитию речи является обучение разным формам словесной речи ведется в единстве. Содержание работы охватывает обиходно-разго­ворную речь, словарь и фразеологию, описательно-повество­вательную речь и чтение. Но в зависимости от этапа обуче­ния и достигнутого уровня речевого развития детей работа по разным направлениям не равна по объему и учебному времени. На одних занятиях большее место занимает рабо­та над диалогической речью, а для чтения и анализа предлагается коротенький текст. В других случаях значитель­ное время уделяется составлению рассказа, а разговорная речь касается лишь организационных моментов занятия. Важно только иметь в виду, что на каждом занятии должны сочетаться разные виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо и на соответствующих этапах дактилирование). Такой комплексный подход придает процес­су овладения речью целостный характер, обеспечивает вза­имообогащение разных видов и форм речи друг другом. Таким образом, эффективность проведения работы по развитию речи в значительной степени определяет овладение детьми содержанием других разделов програм­мы, а в конечном итоге и уровень познавательного, соци­ально-личностного, эстетического развития ребенка.


20. Организация урока с учетом гигиенических требований

Одной из основных целей правильной организации урока, наряду с наилучшим усвоением программного материала, является сохранение на возможно более продолжительное время работоспособности слабовидящего школьника.

Слабовидящие дети быстрее утомляются на уроке, чем их здоровые сверстники. Это особенно относится к детям, страдающим такой зрительной патологией, как атрофия зрительных нервов, дистрофия сетчатки и другие заболевания, которые сопровождаются выраженными изменениями основных зрительных функций (приложение). Составляя сетку занятий, распределяя программный материал при планировании и написании конспектов необходимо учитывать данную специфику детей с дефектами зрения.

Для предупреждения расстройств зрения у младших школьников необходимо своевременное проведение комплекса гигиенических и офтальмологических мероприятий.

Гигиенические рекомендации к организации условий проведения уроков включают в себя требования:

§ к освещению и учебному оборудованию;

§ к организации учебных занятий, имея в виду минимизацию вреда, который может быть причинен используемыми на занятиях техническими средствами обучения, например, компьютерами.

Офтальмологические рекомендации к организации условий проведения уроков включают в себя:

§ рекомендации к формам организации учебно-воспитательной работы;

§ специальные мероприятия по профилактике нарушений зрения.

Специфика методов коррекции речи детей со зрительной патологией.

Для детей с нарушением рения характерны различные по видам и степени тяжести проявления речевых нарушений (ФНР, ФФНР, ОНР). Организация коррекции этих недостатков осуществляется по традиционной методике с учётом некоторых специфических особенностей процесса обучения и воспитания детей со зрительными аномалиями:

§ организация превентивных мероприятий;

§ ранняя диагностика и коррекция нарушений;

§ комплексная коррекция;

§ активное включение в работу различных анализаторов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.