Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение понятия общеразвивающих упражнений






 

Среди основных средств и методов физического воспитания особое место

принадлежит гимнастике. В свою очередь из всего многообразия средств, которыми располагает гимнастика и которые наиболее широко применяются в школе на уроках физической культуры и внеклассных занятиях, следует выделить общеразвивающие упражнения.

Общеразвивающие упражнения – это упражнения, применяющиеся в гимнастике для равномерного развития всей мышечной системы и всестороннего воздействия на организм занимающегося в целом (Осокина Т.И.).

Общеразвивающие упражнения — это специальные упражнения, которые играют важную роль в развитии и оздоровлении всего организма (Кенеман А.В., Хухлаева Д.В.).

Общеразвивающими называются упражнения, специально созданные для отдельных частей тела (руки, плечевой пояс, туловище, ноги), различных мышц, суставов, а также всех систем организма (Хухлаева Д.В.).

Общеразвивающие упражнения – это упражнения, занимающие значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для оздоровления, укрепления организма (Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П.).

Общеразвивающие упражнения – специально подобранные упражнения, направленные на оздоровление организма (Степаненкова Э.Я.).

Общеразвивающими упражнениями (ОРУ) в физическом воспитании называются доступные занимающимся, несложные в техническом отношении движения телом и его частями, выполняемые с целью оздоровления, воспитания физических качеств, а также спортивной разминки.

Благодаря своей доступности эти упражнения широко используются на уроках по физическому воспитанию в детсадах, в школах, в ПТУ, вузах. Комплексы общеразвивающих упражнений применяются в утренней гигиенической гимнастике, при проведении производственной гимнастики. Представители всех видов спорта включают ОРУ в тренировку как средство разминки и развития определенных физических качеств.

Большое количество ОРУ объясняется тем, что возможные действия телом и отдельными его частями разнообразятся степенью напряжения мышц, изменением скорости, амплитуды и направления движений. Смена исходных и конечных положений, применение различных отягощений и приспособлений также расширяют границы использования данных упражнений. Относительная простота и возможность постепенного усложнения делают ОРУ доступными занимающимся любого возраста и подготовленности.

ОРУ - это школа двигательной подготовки. Этап начальной подготовки в спорте также характеризуется применением большого объема ОРУ. Ценность ОРУ объясняется и тем, что они легко дозируются, позволяют направленно и избирательно воздействовать на определенные группы мышц. Особое значение приобретают ОРУ в формировании правильной осанки.

Несомненно, в деятельности преподавателя физического воспитания знания, умения и навыки, связанные с использованием такого универсального средства, как ОРУ, должны занимать существенное место. Грамотное применение ОРУ в занятиях с различными контингентами предполагает:

- владение большим количеством конкретных упражнений (умение показать, терминологически назвать);

- знание характера каждого упражнения, его направленности;

- умение составлять комплексы упражнений в зависимости от задач;

- умение обучать и проводить занятия ОРУ разными способами (по рассказу, по показу, по заданию, игровым способом и др.);

- владение методами организации занятий ОРУ;

- умение дозировать нагрузку в связи с состоянием занимающихся и решаемыми задачами.

Применение разнообразных методических приемов при проведении общеразвивающих упражнений, вызывая положительные эмоции, повышая интерес к овладению новыми двигательными действиями, способствует более успешному обучению и в основной части урока. Ученые определили, что уровень интенсивности и сосредоточенности внимания в основной части урока зависит от качества проведения подготовительной части. В том случае, когда применяются оригинальные упражнения и методические приемы, повышающие интерес учащихся, уровень интенсивности и сосредоточенности внимания оказывается неизменно выше, чем, где подготовительная часть проводится неинтересно, и однообразно.

Предлагается следующая классификация методических приемов проведения упражнений в подготовительной части урока.

1-я группа – приемы типа заданий.

2-я группа – приемы соревновательного характера:

а) индивидуальные соревнования,

б) командные соревнования.

3-я группа – приемы с применением разнообразных форм построений:

а) упражнения в сомкнутых колоннах,

б) упражнения в сомкнутых шеренгах,

в) упражнения в сомкнутых кругах,

г) построение колонн, повернутых лицом в разные направления,

д) упражнения в парах,

е) упражнения в тройках, четверках.

4-я группа – приемы, содействующие воспитанию чувства времени и ритма;

а) упражнения, выполняемые под счет самих занимающихся:

б) упражнения со сменой мест занимающихся – на определенный счет, сигнал,

в) упражнения, выполняемые в различном темпе,

г) упражнения, выполняемые с закрытыми глазами.

5-я группа – приемы, повышающие активность, самостоятельность и сознательное восприятие упражнений:

а) сообщение анатомо-физиологических и других научных обоснований общеразвивающих упражнений,

б) различные виды взаимопроверки выполнения упражнений и заданий учителя,

в) приемы со словесным сопровождением.

Общеразвивающие упражнения имеют ряд характерных особенностей:

1 – большое разнообразие двигательных действий.

Количество общеразвивающих упражнений практически неисчерпаемо, Общеразвивающие упражнения бывают элементарные (т.е. несложные, содержащие какое-то одно двигательное действие, Например - наклон влево) и комбинированные (т.е. сложные, содержащие какие-то дополнительные двигательные действия или совмещение нескольких двигательных действий в одном движении, например, выпад влево с наклоном вправо, левая рука вверх, правая на пояс). Именно неограниченная вариативность всевозможных двигательных действий и последовательности их сочетаний и обеспечивает неисчислимое многообразие общеразвивающих упражнений.

2 – разносторонность влияния общеразвивающих упражнений на организм занимающихся.

Арсенал общеразвивающих упражнений настолько богат, что позволяет подобрать комплекс упражнений, воздействующих как на опорно-двигательный аппарат, так и на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

3 – с помощью общеразвивающих упражнений можно оказать относительно избирательное воздействие на отдельные части тела и группы мышц. Эта особенность дает возможность достигать гармонического развития мышц всего тела.

4 – возможность строгой регламентации процесса занятий (т.е. сравнительно точно регулировать физическую нагрузку).

Нагрузка зависит от сложности упражнений, их количества в одном занятии

и от интенсивности, с которой они выполняются.

В свою очередь интенсивность регулируется:

а) скоростью и темпом выполнения упражнения;

б) амплитудой движения;

в) степенью напряжения мышц;

г) изменением исходных положений;

д) использованием различных предметов и отягощений;

е) способом проведения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.