Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Э. Григ Фортепианный концерт






 

Это наиболее монументальное произведение Грига, кульминация его фортепианного творчества и, вместе с тем, одна из вершин во всей концертной литературе, любимое произведение в репертуаре пианистов.

Произведение Грига продолжает тип лирического концерта, лучшими образцами которого считаются концерты Шопена и Шумана. Музыка его концерта пропитана интонациями и ритмами норвежского фольклора.

Концерт представляет собой классический цикл с традиционным соотношением трех частей:

I часть – динамичное сонатное allegro лирико-патетического характера, полное романтических порывов и ярких контрастов (a-moll);

II часть – созерцательное Adagio, музыка которого воплощает прекрасный мир северной природы (Des-dur);

III часть – жизнеутверждающий народно-жанровый финал (a-moll→ A-dur).

Все части связаны единой линией симфонического развития, направленной к кульминации – гимнической коде финала. В ней «крупным планом» представлен главный образ сочинения – образ Норвегии.

Начало концерта очень эффектно: после tremolo литавр следует мощный, бурно низвергающийся виртуозный пассаж солиста на ff, охватывающий всю фортепианную клавиатуру. Это вступление, полное мужественной энергии и волевого утверждения. Отмеченный мотив в дальнейшем встретится и в других темах концерта, играя в нем определенную объединяющую роль.

Главная тема сонатной формы звучит сначала в оркестре, а затем у солиста при легкой поддержке струнных инструментов. Она внутренне контрастна. Ее первый элемент – несколько суровый, собранный, в четком пунктирном ритме народного танца и аккордовой фактуре. Народный колорит подчеркивает ладовая переменность (a-moll– C-dur). Второй элемент отличается романтической устремленностью и широкой распевностью.

В связующей партии возникает новый контрастный образ в духе задорного халлинга. Его отличает острота ритмики и жесткие, типично норвежские секунды на сильных долях.

Светлую мечтательную побочную тему (С-dur) запевают виолончели, а потом подхватывает солист. В его возвышенном монологе лирическая тема широко развивается, она становится все более восторженной и страстной.

Завершают экспозицию торжественные фанфары заключительной партии. В мощном оркестровом tutti синтезируются интонации вступления и первого элемента главной партии.

Краткая разработка почти целиком строится на развитии главной темы. Её развитие приводит к энергичным пассажам вступления, подготавливающим репризу. Три волны разработки охватывают тональности e-moll, f-moll, fis-moll.

Изменения в репризе незначительны. Эмоциональным центром всей первой части концерта является каденция солиста. Здесь, после небольшого импровизационного раздела, возникает новый, гимнический вариант главной темы.

В возвышенной и просветленной музыке Adagio получают развитие те настроения и образы, которые были впервые представлены в побочной партии I части. Это картина норвежской природы. Adagio написано в динамичной трехчастной форме. Первый раздел поручен оркестру. Его хоральная тема звучит величаво и торжественно у засурдиненных струнных, которым, как горное эхо, отвечают валторны. Несмотря на трехдольность, чувствуется ритм шествия. Характерно типично григовское сопоставление светлого мажора и меланхолического минора (Des-dur – es-moll).

 

В основе второго раздела – пасторальные наигрыши солиста. Реприза динамизирована: основная тема Adagio в совместном звучании оркестра и солиста на ff приобретает характер гимна.

В финале концерта господствуют два образа. Первый представлен темпераментной темой народного халлинга, полного силы и энергии. Это – главная тема рондо-сонатной формы, повторяемая несколько раз. Она определяет эмоциональную атмосферу экспозиции и репризы.

Второй образ финала можно назвать темой Родины. Это пасторальный напев флейты, который появляется в центральном разделе рондо-сонаты в F-dur. Этой же темой, но уже в новом, гимническом облике, завершается весь концерт. На ней строится праздничная кода. В «сияющем» A-dur’е в мощном tutti оркестра с трубами и тромбонами, именно эта тема становится итогом развития всего сочинения.

 

 

Инструменталисты 3 курс

Сезар Франк (1822-1890)

 

Во французской музыкальной культуре XIX века совершенно особое место занимает творчество Сезара Франка. Уникальна его роль в судьбе французской симфонической музыки. Франция издавна была страной театра. Единственным симфоническим композитором в первой половине XIX века был Берлиоз, но его программные симфонии, по существу, театральны. Именно Франк был одним из инициаторов создания в 1871 году Национального общества музыки, ставившего целью пропаганду французских симфонических сочинений. Франку принадлежит и лучшее во французской музыке произведение в этом жанре — знаменитая симфония ре минор. Под его влиянием молодые композиторы все больше обращаются к симфоническому творчеству, появляется французская симфоническая школа.

Симфонический стиль Франка отличается оригинальным сплавом строгой классичности и романтической образности, сочетанием восторженности и суровости, своеобразием гармонического языка и ясностью, ярким мелодизмом и стремлением к монотематизму.

Оставленное им творческое наследие невелико по объему. Однако в каждом из жанров, к которым Франк обращался, он оставил сочинения значительные, отличающиеся высокими художественными достоинствами. Главные среди них — оратории «Руфь», «Искупление», «Заповеди блаженства», 150-й псалом, Месса, симфонические поэмы «Эолиды», «Джинны», «Проклятый охотник», «Что слышно на горе»; Симфонические вариации для фортепиано с оркестром, скрипичная соната, сочинения для органа и, разумеется, Симфония ре минор.

Бельгиец по национальности, Франк родился 10 декабря 1822 года в Льеже, в семье финансиста. Маленький Сезар любил рисовать и выказывал заметные способности. Однако еще ярче проявилась музыкальная одаренность, и отец, внимательно следивший за развитием сына и не чуждый тщеславия, отдал его учиться в Льежскую консерваторию.

В 13 лет мальчик совершает в сопровождении отца турне по городам Бельгии, причем в программы, кроме обычного концертного репертуара, входят и его собственные сочинения.

Юный музыкант начинает занятия композицией у А. Рейхи, видного чешского композитора, связавшего свою жизнь со столицей Франции, великолепного педагога, у которого учились в свое время Лист и Берлиоз.

Вскоре он поступил в Парижскую консерваторию одновременно по специальностям игры на фортепиано (П. Циммерман), органе (Ф. Бенуа) и фуги (Э. Леборн). Успехи мальчика была феноменальными. В 1840 году ему единогласно была присуждена первая премия по фуге. В Париже Франком написано довольно много. В основном это фортепианные пьесы, транскрипции, вариации и фантазии на темы популярных опер, 4 фортепианных трио.

К сожалению, отец не позволил Франку закончить курс сочинения. Как только, по его мнению, пианизм сына достиг должной высоты, он забрал сына из консерватории, лишив возможности участвовать в конкурсе на Римскую премию, дававшую право трехлетнего пребывания в Италии. Однако сын жестоко обманул ожидания отца: прервав великолепно начавшиеся концертные выступления, он вернулся в Париж и стал вести жизнь скромную, замкнутую, наполненную трудом. Некоторое время концертная деятельность еще продолжается, так как отец, также переехавший в Париж, не склонен мириться с решением сына. Но все большее место в жизни музыканта занимают уроки.

В связи с революционными событиями многие состоятельные семьи покинули столицу, Франк лишился нескольких хорошо оплачиваемых уроков. А между тем его расходы существенно возросли. Должность органиста оплачивалась более чем скромно. В консерватории для него места не нашлось. И ему приходится увеличить число учеников, причем не только приходящих на дом. Им уже написана библейская оратория «Руфь», фортепианные сонаты и Концерт для фортепиано с оркестром, симфоническая поэма «Что слышно на горе», первая, юношеская, симфония.

 

В 1851 году Франк перешел на службу в другую церковь, где его работа оплачивалась чуть лучше, а в 1858 году — в церковь св. Клотильды, сначала хормейстером, а затем и органистом. На этой должности он оставался до конца жизни. Именно здесь звучали импровизации, покорившие весь музыкальный Париж. Ученики, среди которых был д'Энди, появились у Франка в 1872 году — тогда его пригласили, наконец, в консерваторию. Учитель органа Бенуа ушел в отставку, и освободившееся место было предложено Франку. Очень скоро вокруг него стихийно собрались юные музыканты, которые «папашу Франка» предпочитали официальным профессорам композиции. Они выразили желание заниматься в «классе импровизации» на органе.

Франк стал наставником блестящей плеяды учеников, среди которых, кроме д'Энди, нужно назвать композиторов К. Дебюсси, Э. Шоссона, А. Дюпарка, многих органистов, дирижеров, композиторов, музыкально-общественных деятелей.

 

Учеников привлекала не только обаятельная личность Франка. Он был непревзойденным знатоком старых мастеров, его занятия основывались на анализе творчества Баха, Бетховена и других выдающихся композиторов. Привлекали и его собственные произведения, отличавшиеся глубокой самобытностью.

 

К сожалению, признание композитор получил только в среде своих учеников. Его сочинения исполнялись редко и обычно сопровождались равнодушием публики и недоброжелательством критики. Лишь начиная с 1880-х годов концерты из его сочинений — становятся более частыми, с его музыкой знакомятся Брюссель, Антверпен, Гавр, Бордо и другие города. Известность пришла, в основном, через камерное творчество. Начали исполняться и другие произведения — Месса, отрывки из опер, симфонические поэмы, Симфонические вариации. В апреле 1890 года его ожидали триумфы в Париже и Турнэ (Бельгия).

Он скончался 8 ноября 1890 года в Париже.

 

3 курс инструменталисты






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.