Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Архитектура Древней Руси

Денис Мелков 10 Б

Доклад

В этот период на Руси уже сформировалось искусство деревянной архитектуры. Но новым государственным и идеологическим задачам отвечала каменная культовая архитектура, образцы которой были взяты из Византии.

Византийское зодчество создало тип крестово-купольного храма, основой которого является прямоугольное помещение с четырьмя столбами в середине, разделяющими внутреннее пространство здания на девять частей. Столбы соединялись арками, поддерживающими барабан купола. Центром храма было подкупольное пространство, залитое светом, проникавшим сверху через окна, помещенные в барабане. Примыкающие к подкупольному пространству ячейки, перекрытые цилиндрическими сводами, образовали крестообразную основу плана. Внутри церкви на стенах, столбах и сводах размещались соединенные в строго канонизированную систему фрески, иконы и мозаики.

   
   

К зданию добавляли еще одно западное членение - нартекс(Пристройка перед входом в храм). Иногда храм расширяли за счет боковых нефов, таким образом, здания становились пятинефными. На фасадах внутренним столбам отвечали лопатки, каждое членение фасада (прясло) завершалось полукруглыми или килевиднымизакоморами. Здания возводили из тонкого плиткообразного кирпича - плинфы и камня на известковом растворе, который был розового цвета из-за добавки в него мелкотертого кирпича - цемянки.

В 989 году, приехавшим из Константинополя греческими зодчими в Киеве была заложена первая кирпичная церковь - Богородица Десятинная. Церковь представляла собой трехнефный храм с тремя апсидами и тремя парами столбов. С трех сторон к церкви примыкали галереи, расширенные в западной части, где, возможно находилась лестничная башня и крещальня. После этой постройки, строительство в Киеве на некоторое время прервалось и возобновилось в средине XI века. Строительство началось в Чернигове, где было начато возведение Спасского собора, представлявшего трехнефное здание с пятью главами.

Вскоре начинается строительство Софийского собора в Киеве. Софийский собор 1037 года необычен для архитектуры Византии. Храм строился как главный храм столицы единого государства, это определило его грандиозные масштабы. Это был пятинефный 13-главый храм с двумя примыкающими галереями - внутренней, двухэтажной, и наружной, одноэтажной. Хоры находились над боковыми нефами и нартексом, поскольку князья подражали обрядам Константинопольских императоров. В киевской Софии были крестчатые столбы, в отличии от византийских храмов.

Основные элементы фасадов - ниши и окна, тонкие колонки на абсидах, выложенные из плинфы меандры и кресты. Фасадам придавалась живописность система кладки со скрытым рядом и полосами необработанного камня. На Руси не было мрамора, поэтому зодчие привезли с собой различные архитектурные детали - капители и карнизы. Вместо мрамора полы, столбы и карнизы изготавливали из местного сланца малиново-фиолетового цвета. Интерьер собора исполнен в виде христианского космоса.

В живописном оформлении Софии появилось стремление к дроблению больших плоскостей. Коробовый свод над нефами, плоскость стен делятся на отдельные изображения, окаймленные полосами орнамента.

Архангелы, херувимы и серафимы изображены в куполах. Архангелу Михаилу, предводителю небесного воинства, посвящен крайний южный алтарь храма, северный посвящен св. Георгию, воину-мученику.

Подкупольное пространство и апсиду собора украшали драгоценные мозаики, боковые части расписаны фресками. Во фресковой технике исполнены сцены из жизни Христа и Богоматери, архангела Михаила, изображения праведников и мучеников. На стенах лестничных башен показаны сцены придворной жизни: фигуры музыкантов и скоморохов, сцены травли диких зверей. Основной процесс в зодчестве второй половины XI века - формирование трехнефного храма, каждое прясло фасадов стало заканчиваться закомарой. Во второй половине XI века хоры сохраняются над нартексом и западными углами основного помещения. Храмы становятся одноглавыми. Исчезают галереи.

С середины XI века после завершения строительства Софийского собора на Руси развернулось интенсивное строительство. За период с 60-х годов XI века до начала XII века в Киеве и его окрестностях было возведено 7 крупных храмов. Те же мастера, что строили Софию Киевскую, приняли участие в возведении Софийского собора в Новгороде в 1045-1050 годах. Храм в Новгороде пятиглавый, м с широкой галереей и одной лестничной башней. Он возведен из местного известняка. Убранство интерьера скромнее, в нем нет ни мозаик, ни мрамора.

 

 

Мое мнение: Я взял эту тему, т.к меня заинтересовала архитектура Древней руси, было интересно какой был дизайн в в то время. И так же было интересно как строили соборы в Древней Руси.

 

 

Вопросы:

1. Что такое нартекс?

2. Где был начато строительство Спасского собора?

3. Когда на Руси не было мрамора, что зодчие привезли собой взамен?

4. С какого века по какой было возведено 7 крупных храмов?

5. В каких годах было строительство Софийского собора?

И в каком городе?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Уровень развития производительных сил определяет уровень и характер развития производственных отношений | ВВЕДЕНИЕ. Финансово-экономический факультет




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.