Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Композиция






 

1. КОМПОЗИЦИЯ – сочетание, соединение отдельных частей, элементов в единое гармоничное целое.

2. Основной закон композиции – ЗАКОН РАВНОВЕСИЯ:

Основные зрительные тяжести должны быть распределены равномерно относительно горизонтали и вертикали, которые проходят через центр картинной плоскости

 

. Понятие «зрительный вес» - это визуальное ощущение тяжести изображения, которое зависит от площади и тона этого изображения. Чем темнее предмет тем больший зрительный вес он имеет.

Основная особенность: маленький темный предмет уравновешивает большой, но светлый.

Если часть рисунка выполнена светлыми красками и кажется легкой, а другая выполнена красками темных и насыщенных цветов и дает ощущение тяжести, то обе части рисунка образуют неустойчивую композицию, ибо тяжелый компонент будет «перевешивать» легкий; все изображение в целом теряет компактность, цельность и устойчивость.

 

3. РИТМ – повторение, чередование одинаковых или подобных элементов, пятен, предметов через определенное расстояние или время. Ритмы бывают: пространственные и структурные ритмы; регулярные и нерегулярные.

Пространственные – волны, ветви дерева, звуки музыки, цвет в картине и т.д.

Структурные – времена года, биение сердца, дыхание и т.д.

Регулярные – повторение, чередование одинаковых элементов через равные интервалы времени или расстояния (биение сердца, дыхание, шаги, в изобразительном искусстве - орнамент).

Нерегулярные – повторение, чередование подобных элементов через неравные интервалы времени или расстояния (порывы ветра, строение веток, листьев на дереве, облака)

4. Понятия, входящие в «ритм»:

РИТМИЧЕСКИЙ РЯД – группа одинаковых или подобных чередующихся элементов,

ИНТЕРВАЛ – расстояние между элементами в ритмическом ряду,

ПАУЗА – расстояние между ритмическими рядами,

АКЦЕНТ – основной элемент в ритмическом ряду, выделенный цветом, тоном, размером и т. д.

 

5. Композиционный центр – смысловой центр картины. Композиционный центр далеко не всегда совпадает с геометрическим или зрительным центром полотна.

Композиционный центр выделяют: размером, контрастным цветом, тоном (светлее или темнее окружения), обособленностью, размещением в точке схода перспективных линий.

 

В. Суриков «Боярыня Морозова»

Композиционный центр - рука боярыни – выделен размещением в точке схода перспективных линий.

 

Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

Композиционный центр выделен обособленностью и пересечением линий перспективы над головой Христа.

6. ОРНАМЕНТ – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения чего-либо.

Орнамент состоит из чередующихся мотивов, а мотив из чередующихся элементов.

В зависимости из того из каких стилизованных элементов состоит орнамент его подразделяют на виды:


· Растительный. Основной материал орнамента – декоративно переработанные цветы, листья ветви каких – либо растений. Формы растительного орнамента могут отличаться от природных форм. Многие цветы изображаются как бы в продольном разрезе или увиденными сверху, листья – развернутыми.

· Геометрический. Состоит из геометрических элементов, лишенных, как правило, наглядных признаков изобразительности. В процессе эволюции геометрический орнамент сохранил свою эстетическую ценность благодаря строгому чередованию элементов

· Зооморфный. В основу орнамента положены стилизованные изображения птиц, животных, человека.

· Каллиграфический. Состоит из отдельных букв или элементов текста, выразительных по конфигурации и ритму. К этому виду орнамента можно отнести древнеславянскую вязь. Сейчас этот вид орнамента применяется при декорировании тканей

· Предметный. Состоит из изображений атрибутики театра, музыкальных инструментов, военной атрибутики. Этот вид орнамента обычно носит тематический характер.

· Пейзажный. Характеризуется стилизованным изображением мотивов природы, архитектурных сооружений. Мотивы пейзажного орнамента применяются для художественного оформления портьер, шпалер, тканей.

· Геральдический. Представляет собой композиции с изображением гербов, орденов, медалей, эмблем, значков.


7. Основные принципы организации плоскости: симметрия, асимметрия – СИММЕТРИЯ – принцип организации плоскости, основанный на правильном (зеркальном) размещении элементов вокруг общего центра или оси и передающий статичное состояние композиции

На принципе симметрии построены произведения: В. Васнецов «Богатыри», «Гусляры», Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна» и т. д.

В. Васнецов «Богатыри» В.Васнецов

 

 

Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна»

 

АСИММЕТРИЯ - принцип организации элементов, основанный на динамическом уравновешивании, где отсутствует центр или ось симметрии.

На принципе асимметрии построены произведения: К. Брюллов «Последний день Помпеи», «Всадница»

 

 

К. П. Брюллов «Последний день Помпеи»

 

 


 

В. Серов «Похищение Европы»

К. П. Брюллов «Всадница»


 

8. Виды симметрии:

Осевая – это вид симметрии, при котором элементы перемещаются при помощи оси переноса.

Ось переноса – это линия, вдоль которой повторяются элементы на равных расстояниях друг от друга.

Винтовая (центровая) – это вид симметрии, при котором элементы перемещаются при помощи центра вращения.

Центр вращения – это точка, вокруг которой фигура перемещается на определенный угол.

 

Полная – это вид симметрии, при котором абсолютно одинаковые элементы перемещаются через одинаковое расстояние.

Неполная – это вид симметрии, при котором подобные элементы перемещаются через относительно одинаковое расстояние.

 

9. Понятия «контраст» и «нюанс».

КОНТРАСТ – резкое различие, противоположность (по цвету: красный – зеленый; по размеру: большой – маленький; по тон: темный – светлый и т. д.)

 

НЮАНС – небольшое различие, подобие (розовый – красный)

Виды контрастов: по форме, цвету, размеру, фактуре, настроению и т. д.

 

10. СТАТИКА – впечатление устойчивости, спокойствия в композиции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.