Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 1.Основные направления развития промышленности.






Без машин немыслима жизнь человека в сов­ременном обществе.

Металлообработка возникла одновременно с освоением человеком металла. После плавки, металл было необходимо обработать для получения изделия. Металл, фундамент нашей цивилизации, используется во всех отраслях жизнедеятельности человека. Отсюда, технологии металлообработки включают в себя лучшие технические достижения человечества. Научно-техническая революция прошлого века затронула буквально все процессы металлообработки. В нашем индустриальном мире металлообработка имеет первостепенное значение, ибо всё, окружающее нас, в той, или иной степени зависит от обработки металла.

Металлообработка – неотъемлемая часть, машиностроения и строительства. С развитием промышленности, в России растет потребность в качественных услугах по металлообработке.

Сегодня металлообработка – одна из базовых областей современной промышленности, потребность в которой постоянно увеличивается. По сути, металлообработка – последовательность операций, позволяющих придать металлу нужную форму и получить изделия для требуемых функций. В большинстве случаев, прокат черного металла используют в технологических процессах после первичной или глубокой обработки.

В результате металлообработки из продукции металлургического комбината создают металлические изделия и детали, являющиеся частью сложного механизма. Современный машиностроительный завод — это сложный комплекс тесно связанных между собой различных цехов, отделов, служб. Заго­товительные цехи производят заготовки, из которых в других цехах изготовляют детали для машин. Некоторые заготовки получают в ли­тейных цехах заливкой жидкого металла в спе­циальные формы; другие — штамповкой из нагретого металла на молотах или прессах или штамповкой в холодном состоянии из листо­вого металла.

Чтобы получить деталь нужной формы с тре­буемыми размерами и качеством поверхности, в механических цехах заготовку подвергают на металлорежущих станках обработке резанием, удаляя лишние слои металла.

 

 

Машиностроение – ведущая роль промышленности

Машиностроение по праву считается ведущей отраслью промышленности страны. Именно ее развитие отражает уровень научно-технического потенциала и обороноспособности России. Машиностроение определяет перспективы индустрии в мире в целом. В развитых странах на долю этой отрасли приходится более 1/3 общего объема промышленной продукции: в Японии – 50%, в Германии – 48%, в Швеции – 42%, в США – 40%, во Франции – 38%, в Великобритании – 36%. Главная задача машиностроения – обеспечение всей отрасли народного хозяйства высокоэффективными машинами и оборудованием; резкое повышение технического уровня, качества, конкурентоспособности продукции на внешнем рынке и достижение в этой области передовых научно-технических позиций в мире, быстрый переход на производство новых поколений машин и механизмов, способных обеспечить многократный рост производительности труда и внедрение прогрессивных технологий, в первую очередь энерго- и ресурсосберегающих; подъем уровня механизации и автоматизации всех стадий производственной разработки образцов до массового выпуска готовых изделий.

Как и в других отраслях, в машиностроительном комплексе (МК) в 2010-2012 г. произошел значительный спад производства большинства видов станков, электромашин, электродвигателей, автомобилей, автобусов, сельскохозяйственной техники, оборудования для легкой, пищевой промышленности, медтехники. По оценкам Госкомитета России, сокращение физических объемов машиностроительной продукции в 2009 г. по сравнению с 20 г. составило 43%.

При этом снижение выпуска оборотной техники составило около 80%. Производство некоторых видов машиностроительной продукции вообще прекращено (передвижные компрессорные станции для освоения нефтяных и газовых скважин, льноуборочные комбаины). Поэтому налицо снижение удельного веса наукоемких отраслей (электротехника, станкостроение и приборостроение) в общем объеме выпуска машиностроения, например, в 2013 г. до 14, 6% против 25, 1% в 2016 г.

На современном этапе наибольшим динамизмом отличаются наукоемкие подотрасли машиностроительного комплекса: производство ЭВМ, телекоммуникационного оборудования, ракетно-космической техники, промышленных роботов и средств автоматизации.

Вместе с тем следует отметить, что современный уровень этой отрасли, ее научно-техническая и производственная база не отвечают возрастающим требованиям экономического и социального развития страны.

Такое положение дел в машиностроении стало сдерживающим фактором в ускорении обновления активной части основных фондов, повышении производительности труда во всех отраслях народного хозяйства. Непомерно высокой осталась доля ручного труда, разрослась сфера ремонта. Поэтому для сбалансированности развития отраслей МК и народного хозяйства в целом необходима программа модернизации отечественного машиностроения, которая предусматривала бы значительные мероприятия по совершенствованию управления этой важнейшей сферой экономики, коренной перестройки ее структуры.

Десятилетиями складывающаяся организационная структура управления МК во многом соответствовала командно-административным методам, превалирующим долгие годы в советской экономике. Это сказалось на том, что огромный производственный и научно-технический потенциал отраслей машиностроения использовался не достаточно эффективно. До недавнего времени отдельные структуры управления практически являлись преградой быстрейшему внедрению современных достижений науки и техники.

В МК входит также большая группа отраслевых и академических научно-исследовательских институтов, занимающихся проблемами обоснования экономического и технико-технологического развития машиностроительного комплекса. Научно-технический потенциал МК дает возможность успешно решать сложные проблемы науки и производства.

Среди основных причин падения научно-технического уровня продукции машиностроения:

· отказ от государственной поддержки передового производства в рамках соответствующих программ, снятие государственных дотаций.

· сокращение госзаказов на эти виды оборудования. Сейчас заметно снижение и до этого невысокой доли экспорта машин и оборудования (в 80-е годы экспортировалось только 3% изделий машиностроения, да и то по демпинговым ценам, чаще всего в страны третьего мира).

В 1997-2012 гг. осуществлялось:

· расширение производства современного технологического оборудования, в первую очередь для отраслей ТЭК и обрабатывающих отраслей;

· совершенствование структуры выпуска автомобилей; развитие производства конкурентоспособного оборудования и инструментов;

· расширение ассортимента транспортных средств, строительно-дорожных машин, сельскохозяйственной техники; снижение издержек во всех отраслях машиностроительного производства.

В результате реализации этих мероприятий правительством, произошла стабилизация производства в 2009 г. и начала роста по целому ряду видов продукции.

Чрезвычайно важными являются планы реформ оборонной промышленности, предусматривающие концентрацию производства военной продукции на ограниченном числе предприятий, концентрацию оборонного заказа, а конвенцию военного производства на оставшихся предприятиях и в сопряженных с ними отраслях; перепрофилирование их на выпуск высокотехнологичной и конкурентоспособной гражданской продукции.

Один из основных путей решения многих проблем машиностроения – это развитие внутреннего рынка машиностроительной продукции. Особенность российского производственного сектора состоит в том, что в нем доминируют естественные монополии или олигополии, в основном сырьевой направленности, которые являются одновременно и финансовыми монополистами в силу развитого у них экспортного потенциала. Без них машиностроение России не может развиваться нужными темпами.

Основными направлениями технологической модернизации предприятий машиностроительного комплекса на ближайшее время будут:

· развитие новых технологий, в первую очередь, энерго- и ресурсосберегающих, способствующих повышению конкурентоспособности машин и оборудования;

· приведение структуры производства в соответствие с требованиями рынков;

· формирование крупных структурообразующих объединений, холдингов и корпораций, имеющих повышенную финансовую устойчивость и способных к саморазвитию;

· увеличение темпов обновления и ввода основных фондов на устойчиво работающих предприятиях;

· создание федеральных научных центров высоких технологий, объединяющих вокруг себя научные, производственные и финансовые организации для образования самоподдерживающихся и саморазвивающихся корпоративных систем.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.