Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Частоты вращения и моменты на валах






Частоты вращения i-го вала определяется по формуле [1, с.14]:

 

ni = n11-i, мин-1 (5)

 

где И1-i – передаточное отношение между первым и i-м валами.

 

Вал 1-й n1= nдвиг.= 960 об./мин.
Вал 2-й n2= = = 169, 464 об./мин.
Вал 3-й n3= = = 37, 659 об./мин.
Вал 4-й n4= = = 9, 415 об./мин.

 

Вращающий момент i-го вала определяется по формуле:

 

Ti = Tр./(Иn-i * hn- i ), (6)

 

где Иn-i, hn- i – соответственно передаточное число и КПД междуn–м и i–м валами.

T4 = Tр.о. = 1587Н/м

T3 = T4/(ИЦ* h3) = 1587/(4, 0*0, 925) = 442, 1 Н/м

T2 = T3/(ИБ* h2) = 442, 1/(4, 5*0, 97) = 100, 4 Н/м

T1 = T2/(ИТ* h1) = 100, 4/(5, 6*0, 97) = 18, 8 Н/м

 

 


2 Эскизный проект

2.1Расчёт 1-й зубчатой цилиндрической передачи

 

 

 

Проектный расчёт

 

Так как в задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, выбираем материалы со средними механическими характеристиками (см. табл. 2.1-2.3[2]):

 

- для шестерни: сталь: 45

термическая обработка: улучшение

твердость: HB 230

 

- для колеса: сталь: 45Л

термическая обработка: нормализация

твердость: HB 160

 

Допустимые контактные напряжения (стр. 13[2]), будут:

 

[s]H=,

 

По таблицам 2.1 и 2.2 гл. 2[2] имеем для сталей с твердостью поверхностей зубьев менее HB 350:

 

sH lim b= 2 xHB + 70.

 

sH lim(шестерня)= 2 x230 + 70 = 530 МПа;

sH lim(колесо)= 2 x160 + 70 = 390 МПа;

 

SH- коэффициент безопасности SH= 1, 1; ZN- коэффициент долговечности, учитывающий влияние ресурса.

 

ZN=,

 

 

где NHG- число циклов, соответствующее перелому кривой усталости, определяется по средней твёрдости поверхности зубьев:

 

NHG= 30 xHBср2.4£ 12 x107

NHG(шест.)= 30 x2302.4= 13972305, 126

NHG(кол.)= 30 x1602.4= 5848024, 9

 

NHE= mHxNк- эквивалентное число циклов.

 

Nк= 60 xn xc xtS

 

Здесь:

 

- n - частота вращения, об./мин.; nшест.= 949 об./мин.; nкол.= 169, 464 об./мин.

- c = 1 - число колёс, находящихся в зацеплении;

 

tS= 365 xLгxC xtcxkгxkс- продолжительность работы передачи в расчётный срок службы, ч.

 

- Lг=6 г. - срок службы передачи;

- С=1 - количество смен;

- tc=8 ч. - продолжительность смены;

- kг=0, 66 - коэффициент годового использования;

- kс=0, 5 - коэффициент суточного использования.

 

tS= 365 x6 x1 x8 x0, 66 x0, 5 = 5781, 6 ч.

 

mH- дополнительный множитель для эквивалентной циклической долговечности.

 

mH= S =

 

+ + = 0, 589

 

Тогда:

 

Nк(шест.)= 60 x949 x1 x5781, 6 = 329204304

Nк(кол.)= 60 x169, 464 x1 x5781, 6 = 58786383, 744

 

NHE(шест.)= 0, 589 x329204304 = 193901335, 056

NHE(кол.)= 0, 589 x58786383, 744 = 34625179, 489

 

В итоге получаем:

 

ZN(шест.)= = 0, 431

Так как ZN(шест.)< 1.0, то принимаем ZN(шест.)= 1

 

ZN(кол.)= = 0, 497

Так как ZN(кол.)< 1.0, то принимаем ZN(кол.)= 1

 

ZR= 0, 9 - коэффициент, учитывающий влияние шероховатости сопряжённых поверхностей зубьев.

 

Zv- коэффициент, учитывающий влияние окружной скорости: Zv= 1...1, 15.

 

Предварительное значение межосевого расстояния:

 

aw' = K x(U + 1) x

 

где К - коэффициент поверхностной твёрдости зубьев, для данных сталей К=10, тогда:

 

aw' = 10 x(5, 6 + 1) x = 98, 944 мм.

 

Окружная скорость Vпредв.:

 

Vпредв.= = = 1, 49 м/с

 

По найденной скорости получим Zv:

 

Zv= 0.85 xVпредв.0.1= 0.85 x1, 490.1= 0, 885

 

Принимаем Zv= 1.

 

Допустимые контактные напряжения:

для шестерни [s]H1= = 433, 636 МПа;

 

для колеса [s]H2= = 319, 091 МПа;

 

Для прямозубых колес за расчетное напряжение принимается минимальное допустимое контактное напряжение шестерни или колеса.

Тогда расчетное допускаемое контактное напряжение будет:

 

[s]H= [s]H2= 319, 091 МПа.

 

Допустимые напряжения изгиба (стр. 15[2]), будут:

 

[s]F=,

 

По таблицам 2.1 и 2.2 гл. 2[2] имеем

 

sF lim(шестерня)= 414 МПа;

sF lim(колесо)= 288 МПа;

 

SF- коэффициент безопасности SF= 1, 7; YN- коэффициент долговечности, учитывающий влияние ресурса.

 

YN=,

 

где NFG- число циклов, соответствующее перелому кривой усталости:

 

NFG= 4 x106

 

NFE= mFxNк- эквивалентное число циклов.

 

Nк= 60 xn xc xtS

 

 

Здесь:

 

- n - частота вращения, об./мин.; nшест.= 949 об./мин.; nкол.= 169, 464 об./мин.

- c = 1 - число колёс, находящихся в зацеплении;

 

tS= 365 xLгxC xtcxkгxkс- продолжительность работы передачи в расчётный срок службы, ч.

 

- Lг=6 г. - срок службы передачи;

- С=1 - количество смен;

- tc=8 ч. - продолжительность смены;

- kг=0, 66 - коэффициент годового использования;

- kс=0, 5 - коэффициент суточного использования.

 

tS= 365 x6 x1 x8 x0, 66 x0, 5 = 5781, 6 ч.

 

mF- дополнительный множитель для эквивалентной циклической долговечности.

 

mF= S =

 

+ + = 0, 536

 

Тогда:

 

Nк(шест.)= 60 x949 x1 x5781, 6 = 329204304

Nк(кол.)= 60 x169, 464 x1 x5781, 6 = 58786383, 744

 

NFE(шест.)= 0, 536 x329204304 = 176453506, 944

NFE(кол.)= 0, 536 x58786383, 744 = 31509501, 151

 

В итоге получаем:

 

YN(шест.)= = 0, 351

Так как YN(шест.)< 1.0, то принимаем YN(шест.)= 1

 

YN(кол.)= = 0, 467

Так как YN(кол.)< 1.0, то принимаем YN(кол.)= 1

 

YR= 1 - коэффициент, учитывающий влияние шероховатости, переходной поверхности между зубьями.

 

YA- коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки (реверса). При нереверсивной нагрузке для материалов шестерни и колеса YA= 1 (стр. 16[2]).

 

Допустимые напряжения изгиба:

 

для шестерни [s]F1= = 243, 529 МПа;

 

для колеса [s]F2= = 169, 412 МПа;

 

По таблице 2.5[2] выбираем 9-ю степень точности.

Уточняем предварительно найденное значение межосевого расстояния по формуле (стр. 18[2]):

 

aw= Kax(U + 1) x,

 

где Кa= 49, 5 - для прямозубой передачи, для несимметрично расположенной цилиндрической передачи выбираем yba= 0, 315; KH- коэффициент нагрузки в расчётах на контактную прочность:

 

KH= KHvxKHbxKHa

 

где KHv= 1, 075 - коэффициент, учитывающий внутреннюю динамику нагружения (выбирается по табл. 2.6[2]); KHb- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий, обусловливаемую погрешностями изготовления (погрешностями направления зуба) и упругими деформациями валов, подшипников. Коэффициент KHbопределяют по формуле:

 

KHb= 1 + (KHbo- 1) xKHw

 

Зубья зубчатых колёс могут прирабатываться: в результате повышенного местного изнашивания распределение нагрузки становиться более равномерным. Для определения коэффициента неравномерности распределения нагрузки в начальный период работы KHboпредварительно вычисляем ориентировочное значение коэффициента ybd:

 

ybd= 0.5 xybax(U + 1) =

0.5 x0, 315 x(5, 6 + 1) = 1, 039

 

По таблице 2.7[2] KHbo= 1, 156. KHw= 0, 192 - коэффициент, учитывающий приработку зубьев (табл. 2.8[2]). Тогда:

 

KHb= 1 + (1, 156 - 1) x0, 192 = 1, 03

 

Коэффициент KHaопределяют по формуле:

 

KHa= 1 + (KHao- 1) xKHw

 

KHao- коэффициент распределения нагрузки между зубьями в связи с погрешностями изготовления (погрешность шага зацепления и направления зуба) определяют в зависимости от степени точности по нормам плавности для прямозубой передачи:

 

KHao= 1 + 0.06 x(nст- 5) =

1 + 0.06 x(9 - 5) = 1, 24

 

KHa= 1 + (1, 24 - 1) x0, 192 = 1, 046

 

В итоге:

 

KH= 1, 075 x1, 03 x1, 046 = 1, 158

 

Тогда:

 

aw= 49, 5 x(5, 6 + 1) x = 159, 98 мм.

 

Принимаем ближайшее значение awпо стандартному ряду: aw= 160 мм.

 

Предварительные основные размеры колеса:

Делительный диаметр:

 

d2= = = 271, 515 мм.

 

Ширина:

 

b2= ybaxaw= 0, 315 x160 = 50, 4 мм.

 

Ширину колеса после вычисления округляем в ближайшую сторону до стандартного числа (см. табл. 24.1[2]): b2= 50 мм.

 

Максимально допустимый модуль mmax, мм, определяют из условия неподрезания зубьев у основания:

 

mmax» = = 2, 852 мм.

 

Минимально допустимый модуль mmin, мм, определяют из условия прочности:

 

mmin=

 

где Km= 3.4 x103- для прямозубых передач; [s]F- наименьшее из значений [s]F1и [s]F2.

Коэффициент нагрузки при расчёте по напряжениям изгиба:

 

KF= KFvxKFbxKFa

 

Здесь коэффициент KFv= 1, 164 - коэффициент, учитывающий внутреннюю динамику нагружения, связанную прежде всего с ошибками шагов зацепления шестерни и колеса. Находится по табл. 2.9[2] в зависимости от степени точности по нормам плавности, окружной скорости и твёрдости рабочих поверхностей. KFb- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения напряжений у основания зубьев по ширине зубчатого венца, оценивают по формуле:

 

KFb= 0.18 + 0.82 xKHbo= 0.18 + 0.82 x1, 156 = 1, 128

 

KFa= KHao= 1, 24 - коэффициент, учитывающий влияние погрешностей изготовления шестерни и колеса на распределение нагрузки между зубьями.

 

Тогда:

 

KF= 1, 164 x1, 128 x1, 24 = 1, 628

 

mmin= = 0, 509 мм.

 

Из полученного диапазона (mmin...mmax) модулей принимаем значение m, согласуя его со стандартным: m = 1, 25.

Для прямозубой передачи предварительно принимаем угол наклона зубьев: b = 0o.

Суммарное число зубьев:

 

ZS= = = 256

 

После этого определяется действительное значение угла boнаклона зубьев:

 

b = = = 0o

 

Число зубьев шестерни:

 

z1= ³ z1min= 17 (для прямозубой передачи).

 

z1= = 38, 788

 

Принимаем z1= 39

 

Коэффициент смещения x1= 0 при z1³ 17.

 

Для колеса внешнего зацепления x2= -x1= 0

Число зубьев колеса внешнего зацепления:

 

z2= ZS- z1= 256 - 39 = 217

 

Фактическое передаточное число:

 

Uф= = = 5, 564

 

Фактическое значение передаточного числа отличается на 0, 6%, что не более, чем допустимые 4% для двухступенчатого редуктора.

 

Делительное межосевое расстояние:

 

a = 0.5 xm x(z2+ z1) = 0.5 x1, 25 x(217 + 39) = 160 мм.

 

Коэффициент воспринимаемого смещения:

 

y = = = 0

 

Диаметры колёс:

делительные диаметры:

 

d1= = = 48, 75 мм.

 

d2= 2 xaw- d1= 2 x160 - 48, 75 = 271, 25 мм.

 

диаметры daи dfокружностей вершин и впадин зубьев колёс внешнего зацепления:

 

da1= d1+ 2 x(1 + x1- y) xm = 48, 75 + 2 x(1 + 0 - 0) x1, 25 = 51, 25 мм.

 

df1= d1- 2 x(1.25 - x1) xm = 48, 75 - 2 x(1.25 - 0) x1, 25 = 45, 625 мм.

 

da2= d2+ 2 x(1 + x2- y) xm = 271, 25 + 2 x(1 + 0 - 0) x1, 25 = 273, 75 мм.

 

df2= d2- 2 x(1.25 - x2) xm = 271, 25 - 2 x(1.25 - 0) x1, 25 = 268, 125 мм.

 

Проверочный расчёт по контактным напряжениям

 

Расчётное значение контактного напряжения:

 

sH= £ [s]H

 

где Zs= 9600 - для прямозубой передачи. Тогда:

 

sH= = 282, 776 МПа £ [s]H= 319, 091 МПа.

 

 

Силы в зацеплении:

окружная:

 

Ft= = = 774, 062 H;

 

радиальная:

 

Fr= = = 281, 736 H;

 

осевая:

 

Fa= Ftxtg(b) = 774, 062 xtg(0o) = 0 H.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.