Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свв. Евфросиния Полоцкая, Евпраксия Псковская, Евфросиния Суздальская, великая княгиня Мария, прел. Харитина, княжна литовская, великая княгиня Феодосия, св. Федор Новгородский






 

Пока благоверные князья русские усердным служением родине, под­вигами молитвы и смирения среди славы земной достигали святости, — сияли на Руси праведностью и причислены к лику святых и жены княжеских семей. Выше было говорено о некоторых святых женах рода Владимира Равноапостольного. Вот еще имена тех, которые принадлежат по време­ни жизни к Киевской Руси.

Дочь полоцкого князя Предислава, вос­питанная родителями в страхе Божием, с юных лет отличалась разумом и глубоким пониманием книжного учения; и рано со­зрела душа ее, чуждалась она мирской суеты и отвернулась от мира, прежде чем опытом вкусила его тщету и горечь. Красота Предиславы привлекала к ней много женихов, но ее сердце уже было всецело охвачено любовью Божественною. Она тайно ушла в монастырь, где сестра ее отца была игуменьей, и здесь, после долгих настойчивых просьб, приняла пострижение, с именем Евфросинии.

Обычная монашеская жизнь не удовлет­воряла ее души, жаждавшей суровых подви­гов. Она испросила позволение жить в при­строенной к киевскому Софийскому собору келье. Тут в полном уединении предавалась она сосредоточенной молитве, трудилась над переписыванием книг, и ту плату, какую выручала за эту тогда дорого оплачиваемую работу, раздавала нищим. Велика была пред Богом и на этой трудовой милостыни. Од­нажды ей было некоторое видение, и она ре­шилась основать свой монастырь. От еписко­па она получила для этого место за городом с находившеюся на нем Спасскою церковью.

Скоро к ней стали собираться сестры. Между ними была ее младшая родная се­стра, княжна Градислава, в иночестве Евдо­кия, ее двоюродная сестра Звенислава тоже отреклась от мира и много помогла устрой­ству монастыря, принесши с собой все иму­щество, назначенное ей в приданое. Она на­речена в монашестве Евпраксией.

Созидая обитель, св. Евфросиния около 1160 г. вместо деревянного храма, бывшего до основания монастыря, воздвигла камен­ный, уцелевший до нашего времени. Доныне хранит он признаки древности: живопись на стенах в древневизантийском вкусе, а на хо­рах две крестообразные келии, где молились преп. Евфросиния и сестра ее. Сохраняется там и драгоценный напрестольный крест — дар основательницы, с частицей животворя­щего древа.

Связанная родством с греческими импе­раторами, преподобная выпросила у них великую святыню — одну из икон Богома­тери, писанную евангелистом Лукой, дотоле стоявшую в Ефесе. Впоследствии, при выхо­де замуж полоцкой княжны за благоверного князя Александра Невского, икона эта была принесена невестой в Торопец, где и пребы­вает поныне под именем Торопецкой или Корсунской.

Заботясь о спасении сестер своей обите­ли, она часто беседовала с ними, возбуждая их к подвижничеству и духовной бодрости. «Я собрала вас для Бога, — говорила она, — как птица собирает птенцов. Возрастайте же в добродетели от силы в силу, чтобы я могла радоваться плодам трудов моих. Я стараюсь сеять в вас слово Божие, — но душевная ваша нива не остается ли в том же виде?.. А жатва близка, и лопата отбросит плевелы от пше­ницы... Творите же из себя спелую пшеницу Христову: трудами поста, чистотой, любо­вью, молитвами измелитесь в жерновах сми­рения, да будете Богу, как хлеб сладкий...»

Св. Евфросиния памятна еще, как одна из первых русских паломниц. Издавна желая посетить Палестину, где родился и жил Спа­ситель мира, преп. Евфросиния перед кон­цом исполнила это желание. Поручив мо-

 

 

пастырь сестре, она с двоюродною сестрой и братом поплыла па Восток. Поклонясь святы­ням Греции, она направилась в Иерусалим. Остановилась она в русском монастыре и не­сколько раз была у гроба Господня и поста­вила над ним золотую лампаду. Обойдя про­чие места, освященные памятью Спасителя, она возвратилась в Иерусалим, занемогла и

23 мая 1173 г. отошла к Богу, Которого с мла­денчества искала всеми силами души.

Она была сперва положена в окрестностях Иерусалима, а впоследствии ее св. мощи пе­ренесены в киевские пещеры, где и теперь почивают. По мощам виден величественный рост подвижницы.

 

* * *

 

Супруга великого князя Всеволода Юрьевича, прозванного «Большое гнездо», великая княгиня Мария славна была и чадо­любием, как мать многочисленной семьи, и мудростью государственною; и благочести­ем. Она основала во Владимире девичий мо­настырь, получивший имя Княшнина; там хо­ронили супруг и дочерей князей владимир­ских. Любила украшать храмы золотыми и серебряными сосудами. Не сохранилось о ней подробных сведений, но летописцы на­зывают ее русскою Еленой, Феодорой, вто­рою Ольгой. Последние семь лет жизни она провела в страданиях от тяжкого недуга и показала пример удивительного терпения, часто сравнивая себя с Иовом. Перед кон­чиной она призвала сыновей и, точно пред­чувствуя близкую гибель Руси, ослабленной княжескими междоусобиями, заклинала де­тей жить в мире, любви и согласии. Она на­помнила при этом слова Ярослава Мудрого, что распри княжеские губят отечество, воз­величенное трудами предков. Она также со­ветовала детям быть набожными, трезвыми, приветливыми ко всем и особенно уважать старцев, по изречению Библии: «во мнозем времени премудрость, во мнозе житии веде-

 

 

ние». Она приняла пострижение за 18 дней до кончины и скончалась 19 марта 1206 г. Гробница ее — в соборе основанного ею мо­настыря. Она — мать убитого в битве при Сити св. великого князя Георгия.

В Пскове, в Иоанно-Предтеченском мона­стыре, почивает его основательница, память которой почитается псковитянами, — кня­гиня Софрония (в иночестве Евпраксия). Су­пруг ее, сын псковского князя, Ярополк, бес­покойно и мятежно провел свой век; был то врагом, то союзником немцев, постоянных неприятелей Пскова. Он, наконец, отверг свою благочестивую — супру1у, ушел к ры­царям и женился на немке. Княгиня постри­глась в основанном ею монастыре. Однажды была она вызвана для свидания с мужем в Оденпе (Медвежья Голова) и здесь убита па­сынком 8 мая 1243 г.

Через несколько дней после погребения в Пскове икона Спаса над ее могилой обильно источила миро. Икона и поныне находится там. Св. княгиня Евпраксия славилась в Рос­сии как памятью добродетельной и грустной жизни, так и чудесами.

 

* * *

 

Старшая дочь князя Михаила Чернигов­ского, который прославился потом мучени­ческою кончиной в орде, княжна Феодулия, с детства благочестивая, не думала о жизни в миру. Родители ее хотели выдать ее замуж за князя Мину, который жил в Суздале и был потомком варяжского князя Шимона, много способствовавшего преп. Антонию и Феодо­сию Киево-Печерским в украшении церк­вей. Не противясь воле родителей, покорная княжна в душе тосковала, что этим браком она будет лишена иночества. Ее везли уже в Суздаль, как жених скончался. Приняв это за указание Божие, она уже не вернулась к ро­дителям.

Она доехала до Суздаля и приняла здесь постриг в Ризположенском мона­стыре, с именем Евфросинии. Всю жизнь провела она здесь в строгом подвижни­честве, была настоятельницей обители и, когда совершилось нашествие на Русь Батыя, сохранила монастырь своими молитвами от разорения. Она преставилась 25 сентября 1250 г. В 1698 г. ее мощи об­ретены нетленными и положены в собор­ном храм ее обители.

 

* * *

 

В двух верстах от Новгорода, в древней Петропавловской, обращенной в кладби­щенскую, церкви, уцелевшей из бывшего здесь прежде женского монастыря, почива­ют мощи бывшей настоятельницы его преп. Харитины, княжны литовской. Некоторые полагают, что она была невестой умерше­го перед самою свадьбой св. князя Феодора Ярославича.

 

* * *

 

Внучка знаменитого святого Мстислава Ростиславича Храбраго, дочь праведного Мстислава Мстиславича Удалого, великая княгиня Ростислава (в крещении Феодосия) была супругой великого князя Ярослава Всеволодовича, первого великого князя, занявшего престол уже под игом татар. Вскормив большую семью и деля с супру­гом страшное общерусское горе, гибель родных князей, скорбь подневолья, она пе­режила еще ужасное горе: смерть старше­го, любимого сына в цветущей молодости. Покорно приняла она этот крест, говоря: «Ты, Господи, дал; Ты и взял. Да будет бла­гословенно имя Твое». В конце жизни по­стриглась она с именем Евфросинии и по кончине (4 мая 1244 г.) схоронена близ сына в соборной церкви Юрьевского новгород­ского монастыря.

 

* * *

 

Князь Феодор Ярославич славился удиви­тельною красотой внешнею и возвышенною душой. По воле отца, он уже должен был вступить в брак. Уже готова была невеста, со­званы князья и вельможи, как вдруг напала на жениха внезапная болезнь и, вместо сва­дебного пира, пришлось положить его в гроб (5 июня 1233 г.). Народ плакал вместе с роди­телями. Летописец в таких словах отмечает это событие: «Преставился князь Феодор, сын Ярославль вящший, и положен бысть в монастыре святого Георгия (Юрьевъ), и еще млад, и кто не пожалует сего? Сватба при­строена, меды уварены, невеста приведена, князи позвани, и бысть в веселия место плач и сетование за грехи наши».

Когда в 1614 г. шведы взяли Новгород, они вынули гроб святого князя Феодора из земли и открыли его. Митрополит новгородский Исидор перенес гроб в Софийский собор. Мощи оказались не только нетленными, но от них совершались и многие чудеса. Он по­чивают открыто в серебряной раке.. Этот князь был старший брат св. Александра Не­вского.

В Переяславском соборе почивают не­тленные мощи св. Андрея, князя смоленского.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.