Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О возникновении терминов в языке






Возникновение терминов в языке обусловлено стремлением людей дать точное и ясное определение понятиям и реалиям объективной действительности. Термины представляют собой область специальной лексики языка, формирующегося в результате научно-технического прогресса. Термины создаются человеком для возможности общения в различных специальных сферах. Они должны достаточно точно отображать результаты опыта и практической деятельности людей. Как слова вообще, термины - это приобретение, хранение особой информации, создающее систему языкового выражения специальных понятий – терминологию. В состав терминологии входят узкоспециальная лексика, например, скальпель, шприц (медицин.), кредит, эмиссия (эконом.), соцветие, самоопылитель (агроном.), подшипник, стартер (инженерн.) и общенаучная - система, функция, величина, явление. До появления письменности в казахском и русском языках существовали термины родства, скотоводческие, земледельческие, географические, ботанические и др. Появление письменности дало толчок становлению гуманитарной, просветительской, юридической терминологии. Контакты с соседними народами оказывали влияние на развитие лексической системы языков, на ход формирования терминологических систем. Одни лексические заимствования объясняются территориальной близостью с другими народами. Например, арабские и персидские слова б связи с распространением исламской религии вначале проникают в узбекский в татарский языки, а затем в казахский. Греко-латинские медицинские термины вначале проникают через польский язык в русский, а затем в казахский. Поэтому в большинстве случаев термины религиозные, научные, общественно-политические, естественнонаучные составляют основу терминологических систем.

Термины должны быть краткими, конкретными, точными, и однозначными.

Термины могут быть образованы односложными существительными (плазма, ядро, маркетинг, орошение), сложными словами (машиностроение, зерносушилка, экопрограмма, плевропневмония), словосочетаниями (плесневый гриб, вспашка озимых, яровая пшеница, вирусный паралич пчел), аббревиатурой (ОРВИ, ВИЧ, ДЦП).

Термины могут быть национальными и интернациональными. Национальные термины возникают на базе родного языка, а интернациональные – на базе слов, встречающихся в ряде языков и обладающие фонетическим сходством: например, диагностировать, конструкция.

Задание 2. Используя данные таблиц (см. «Методические рекомендации») объясните происхождение названий современных наук; продолжите данный ряд своими примерами из области медицины.

Метрология, психология, зоология, биология, философия, механика, экология, геология, гидрология, педагогика, динамика, геология, социология, этнография, термодинамика, арифметика, логика, палеография, геометрия, цитология.

Задание 3. Определите значение приставки, общее для каждой группы слов.

1. Ассиметрия, асептический, асинхронный, атеизм, асоциальный, репродукция. 2. Рекомбинировать, реконструировать, рекристаллизация, реорганизация, репродукция. 3. Дисбаланс, диспропорция, дисфункция, дистрофия. 4. Дегазация, девальвация, дегидратация, декарбонизация.

Задание 4. Подберите примеры смешанного терминообразования, при котором международные терминоэлементы сочетаются с русскими.

Например: термообработка, ультразвук.

Задание 5. Подберите термины, входящие в терминологические системы разных наук, и определите их общий компонент значения, например:

Ассоциация (лат. association - соединение);

в химии - объедение вещества в удвоенные, утроенные (ассоциированные молекулы):

в психологии - связь, образующаяся при определенных условиях между психическими представлениями, ощущениями, идеями;

в ботанике - совокупность однородных растительных сообществ.

Задание6.Вспомните значение следующих терминов: фонетика, лексикология, морфология, синтаксис, грамматика.

 

Тема практического занятия: « Терминологическое словообразование. Составные термины. Заимствованные термины. Однозначность терминов».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.