Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Грамматический материал Безличные предложения






Безличными называются предложения с таким сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Например: Светает. На улице ещё тихо. Дождя уже нет. Сказуемое в безличных предложениях обычно выражается глаголом (Вчера морозило. Ветра не было.) или наречием (Вчера было холодно. Детям весело.).

Существительное или местоимение, обозначающее лицо, обычно ставится в дательном падеже:

Детям весело. Мне весело. Ему не спится.

В роли сказуемого в безличных предложениях употребляются безличныеглаголы.Например: Вечереет. К вечеру похолодало.

Больного весь вечер знобило. Всю ночь ему не спалось. Легко дышится в лесу.

Сказуемое, выраженное безличным глаголом, может быть составным:

а) Стало смеркаться. Начало светать. Его продол­жало лихорадить.

В этих предложениях составное сказуемое состоит из вспо­могательного глагола со значением начала, продолжения действия ибезличного глагола в неопределённой форме.

б) Мне хочется пить. Нам пришлось остановиться. Не стоит спорить.

В этих предложениях составное сказуемое состоит из безлич­ного глагола в спрягаемой форме и неопределённой формы лич­ного глагола.

В роли сказуемого в безличных предложениях также употребляются личные глаголы в безличном значении. Сравните:

 

 

Личные предложения Ветер дует. Воздух потеплел. Нёбо темнеет. Снег стал таять. Вода капает. Безличные предло­жения Здесь дует. Сегодня потеплело. В лесу темнеет. На солнце стало таять. С крыши капает.

 

Некоторые личные предложения можно заменить безличными, причём смысл предложений не меняется.

 

Личные предложения Волна перевернула лодку. Град побил пшеницу. Молния зажгла дом.   Безличные предложе­ния Лодку перевернуло волной. Градом побило пшеницу. Молнией зажгло дом.  

 

В личных предложениях, которые можно заменить безлич­ными, подлежащими являются обычно существительные, обозна­чающие стихийные силы или явления природы (вода, волна, град, дождь, ветер, буря, гром, молния и т. п.), сказуемыми являются переходные глаголы, обозначающие действия этих сил, при ска­зуемых обычно имеются прямые дополнения.

При замене личного предложения безличным подлежащее личного предложения становится дополнением безличного пред­ложения и ставится в творительном падеже, а сказуемое ставится в форме единственного числа, в прошедшем времени – в среднем роде.

Указанные безличные предложения нужно отличать от стра­дательных оборотов, которые являются личными предложениями. Сравните:

 

Страдательные обороты (Личные предложения) Пшеница побита градом. Луга затоплены водой.   Безличные предложе­ния Пшеницу побило градом. Луга затопило водой.  

 

 

Практическая часть.

Упражнение 1. Замените личные предложения безличными.

Образец: Комната была светлая и уютная. – В комнате было светло и уютно.

1.Май был жаркий. 2.Парк был тихий. 3.Улицы были ещё пусты. 4.Озеро было чудесное. 5.Поход был интересный.

 

Упражнение 2. Составьте безличные предложения со следующими наречиями.

Жарко, тепло, удобно, интересно, весело, скучно, трудно, тяжело, страшно.

Упражнение 3. Напишите небольшой рассказ о вашей поездке за город или об экскурсии, употребив следующие слова.

Ветрено, морозно, свежо, солнечно, тихо, ясно, поздно, весело, приятно, радостно, тепло, холодно, дуть, веять, пахнуть.

 

Упражнение 4. Прочитайте предложения. Укажите безличные гла­голы и личные глаголы в безличном значении.

1. Между тем небо продолжало расчищаться: в лесу чуть-чуть светлело. (Тург.) 2. День кончился, и в воздухе стало холодать. {Арс.) 3. Не спится, няня: здесь так душно! (П.) 4. В саду ночью ветром посбивало все яблоки и сломало одну старую сливу. (Чех.) 5. С моря веет свежестью. (М. Г.) 6. Между тем начало смеркаться. (П.) 7. Морозило сильнее, чем с утра. (Г.) 8. Уже вечерело: солнце скрылось за небольшую осиновую ро­щу. (Тург.) 9. С бухты несёт холодом и туманом. («77. Т.) 10. Они сидели в гостиной у окна. Были сумерки. Из окна пахло цве­тами. (Л. Т.) 11. Он одинок. Живётся ему скучно, ничто его не интересует. (Чех.)

 

Упражнение 5. Замените личные предложения безличными.

1. Гром оглушил нас. 2. Молния разбила старый дуб. 3. Ветер свалил дерево. 4. Ураган сорвал крышу с дома. 5. Течение унесло лодку. 6. Солнце сильно нагрело камни. 7. Дождь смочил землю. 8. Вода залила подвал. 9. Пуля ранила бойца.

Назывные предложения в художественной речи.

Выразительно прочитайте описания ночи, передайте поэтическую тональность текста. Определите тип простых предложений и охарактеризуйте их стилистиче­скую роль.

Редкие звёзды, ослабленные желтоватым светом луны. Тёплый степной ветерок. Силуэты акаций, ограды дач. Звуки перепелов. Тишина. Дальний лай собак. Время от времени крик ослика.

Серебристо-пыльная полынь, её неповторимый ночной запах. Блеск трамвайных рельсов, как бы скользящий вдаль и там пово­рачивающийся и гаснущий среди угольной темноты.

(И. А. Бунин.)

Односоставные предложения.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните главные члены предложе­ния. В скобках после каждого предложения укажите его вид по характеру грамматической основы.

Представ..те себе ташкентский вокзал поз..ней осенью 1941 года.

Тесный, мощный булыжником дом, со всех сторон зажатый приземистыми постройками, отгороже(н, нн)ый от перро­на частоколом толстых железных прутьев.

Тихо. Но вот трамвай завизжит на разворотном кольце, звякнет колокол на перроне. И снова (по) домашнему уютно, спо­койно.

Каждые полчаса-час пр..вокзальная площадь вб..рает всё новые потоки эвакуирова(н, нн)ых.

Ночь. Полное затишье. (Ни, не) огонька, (ни, не) св..тя-щ...йся точки. Серая шевелящаяся масса. Чёрные контуры ого-лё(н, нн)ых деревьев.

Каждый день по указанию мес.ных властей сотни эвакуиро­вав, нн)ых отправляю(тся, ться) в город. Там для них уже при-готовле(н, нн)о жильё.

— В первую очередь надо спасать детей, — говорит начальник эвакопункта.

(По Г. Марьяновскому.)

● Расскажите, чем можно объяснить, что в тексте использованы различные виды предложений с одним членом, ● Объясните значение слов эвакуация, эвакуировать, эвакуированный (см. Школьный словарь иностранных слов).

Односоставные предложения.

Запишите предложения, определив, каковы они по структуре. Главные члены предложения подчеркните.

1) Зимний лес. Светает. Синие тени от деревьев. Вокруг ни души. Торжественное и чуткое безмолвие. На снегу следы. Трудно распознать их в предрассветной мгле.

2) Вечереет. Голубоватая дымка окутывает всё вокруг. Тихо. Даже в ушах звенит. Угомонились ветры, задремали лёгкие ветер­ки. Домой идти совсем не хочется. Стоишь' и вслушиваешься в тишину. Хорошо!

Задание на дом:

1. Составьте предложения со следующими словами и словосочетаниями: роль науки, наука на службе мира, успехи науки, социальные аспекты науки, научный поиск, кругозор, факты действительности, исследование фактов, установление закономерностей, методы исследования, планирование, прогнозирование, научно – технический, рост производительности труда.

2. Мы предлагаем вам провести в группе конференцию на тему:

«Над чем работают ученые.», «Трибуна смелых гипотез». В ходе

подготовки к конференции найдите материал по этой теме, составьте

программу, напишите пригласительные билеты.

Уважаемый…

Приглашаем Вас принять участие в работе конференции,

посвященной проблемам… Конференция состоит (когда, где)…

Начало в (время)…

Регистрация участников конференции будет проводиться

(когда) с … часов до … в (где)… …

Оргкомитет

 

Для участия в конференции составьте письменно тезисы и

подготовьтесь к устному выступлению, используя следующие

синтаксические конструкции:

Тема моего доклада (сообщения) …Мне хотелось бы

остановиться на следующих вопросах… Хочу обратить внимание на

следующее… Позвольте перейти к выводам…. В заключение хочется

отметить … Благодарю за внимание…

 

Для проведения конференции выберите председателя

конференции, который будет руководить ходом работы. Вот

некоторые словосочетания, которые помогут ему вести

конференцию.

 

 

Уважаемые участники!

Наша конференция посвящена вопросам (проблеме) …., в

программе конференции… доклад(ов), нам необходимо установить

регламент: для докладов … минут, для выступления представляется…

, ваше время истекло, переходим к прениям, есть предложение

закончить прения и подвести итоги, разрешите поблагодарить всех участников конференции за активное участие…

 

3. Ваша подруга хочет стать врачом, вы думаете, что это не ее
профессия. Переубедите ее, рассказав о некоторых трудностях
профессии врача.

4. Ваш друг из Турции интересуется, какие праздники отмечают в

Казакстане. Расскажите ему о них.

5.Работа с текстом

Прочитайте выразительно и перескажите содержание текста. Озаглавьте. Дайте его характеристику по плану:

1. Основная мысль текста.

2. Тема и основной тип речи

. 3. Стиль речи.

4. Средства связи предложений.

 

Любовь, здоровье и доверие - заветы, данные нам многие сотни и тысячи лет назад Талмудом, Кораном, Библией, и сегодня во многом еще далеки от постижения умом и сердцем требуют в нашей стране, ведущего за собой людей.

Следует погмнить, что здоровье и болезень – неотделимые друг от друга понятия, что здоровье - своеобразное балансирование организма на грани «норма» - «не норма». В сущности, человек постоянно находится в третьем состоянии – динамического равновесия между здоровьем и болезнью. Процесс перехода от «нормы» к «не норме» и наоборот может относиться не только к человеку, но к окружающей среде.

Имеет смысыл подчеркнуть значение физической культуры для греков словами великого Аристотеля: «Ничто так не истощает и не разрушает человека как продолжительное физическое бездействие!»

Известные всему миру великие люди древности были и великими спортсменами: философ Платон –кулачный боец, математик и философ Пифагор – олимпийский чемпион, Гиппократ – пловец, борец.

Роль спорта в жизни человека очень важна. Спорт высший достижений предпологает организацию и проведение систематических занятий, тренировок, соревнаваний с целью достижения максимальной спортивных результатов.

Загрязнение окружающей среды чревато опасностью генетических изменеий. Повышение уровня механизаций трудовых процессов привело к уменьшению обьема физического труда и увеличению нервных перегрузок. Тренированный организм более устойчив к неблогопиятным условиям внешней среды. Физические упражнения ускоряют процесс обнавления клеточных белков организма человека, влияют на жировой обмен, снижают активность свертывающей системы крови. Утренняя гимнастика стала наиболее распростаненной формой занятий. Атлетическая гимнастика поможет в формирований красивого, пропорционального тела. Ритмическая гимнастика улучшает утилизацию кислорода в тканях организма, ведет к повышению работоспособности, физической выносливости человека.

Спортивные игры разбивают ловкость, вырабатывают двигательную активность.

И наконец, «Если хочешь быть сильным - бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай!» Физкультура задерживает процесс старения, предупреждает развитие заболеваний, сохраняет нормальную работаспособность.

Мышечная сила – это здоровье и кросата, высокая работаспособность и умение владеть собой. Мозг управляет не только мыслительными процессами, но и работой мышц. Исследования, проведенныет на студентах и научныых работниках, показали что люди с более развитой мускулатурой обладают более высокой работоспособностью.

Импульсы от работающих мышц поступая в мозг, могут подавлять отрицательные эмоции, отчего на смену тревожному настроению приходит в чувство бодрости, или как говорил академик И.П.Павлов, «мышечной радости».

Тренированные мышцы защишают от случайных травм, обеспечивают зоны прочности при физической работе являются тем резервом, которой помогает человеку противовостоять натиску эмоциональных нагрузок. Развить силу могут занятия атлетической гимнастикой. В медицинах книгах ІІ века до н.э описаны рекомендаций для разработки суставов, регулирования дыхания, укрепления мышц. Рукаводство по «врачебной гимнастике» Д.Шредра вышло в 1885 г.., содержало описание 15 упражнений для развития различных групп мышц.

В словаре В.И.Даля записано: «Атлет – здоровяк, силач, богатырь...»Вот такая последовательность: сначала – здоровье, затем – сила и, наконец – телосложение.

«Спорт для всех» играет важную роль в решении проблем, касающихся целосообрезной двигательной активности человека, как неотъемлемого компонента повседневного режима, здорового образа жизни.

Организм человека – целостная система, в которой все органы тесно связаны между собой и находятся в сложном взаимодействии; эта система способна к саморегуляции, поддержанию гомеостаза, корригированию и самосовершенствованию.

 

6.Работа с текстом

Прочитайте выразительно и перескажите содержание текста. Озаглавьте. Дайте его характеристику по плану:

3. Основная мысль текста.

4. Тема и основной тип речи

3. Стиль речи.

 

Здоровье - такое состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уровновешены с внешней средой и отсутствуют болезненные изменения...В понятие «здоров» входит и социальная полноцненность человека.

Физическое здоровье – состояние организма человека при котором оптимально используются защитно – приспособительные механизмы, противовостояние отрицательному влиянию среды.

Психическое здоровье – высокий уровень свойств нервной системы человека, обеспечивающих совместную работу всех систем организма и взаимодействие со средой, отражая с помощью ощущений внешние воздействия, имеющие положительное или отрицательное значение для жизнедеятельности.

Здоровый образ жизни – мобильное сочетание форм, способов повседневной жизнедеятельности, которые соответствуют гигиеническим принципам, укрепляют адаптивные и резистентные возможности организма, способствуют эффективному восстановлению поддержанию и развитию резервных возможностей оптимальному выполнению личностью социально – профессиональных функций.

 

Саморегуляция – управление состоянием своего «Я» посредством изменеия общего поведения организма, при помощи эмоциональных и саматических (телесных) реакций, воздействующих обратными связами на интенсивность направленной деятельности мозга.

Самореализация – претворение в жизнь своих внутренних возможностей и способностей.

Задание -7

Прочитайте, запишите пословицы, поговорки, объясните их значение

а)Не выносить сор из избы. б) Добрый сын живет заботами народа, а непутевый проживает труды народа. в) Дом хорошо, когда в нем дет играют. г) Добрая слова отца сорок лет служит непутевому сыну.д)Кто

не уважает отца, тому нет уважения от своих детей. е) Сын вечно спешит, мать вечно провожает. ж) Цветы плохо растут без солнца, дети – без отцовского просмотра. з) Воспитание ребенка начинается в

люльке. и) Чего себе не хочешь, того и другому не желай. к) Дочь идет материнской дорогой, сын- отцовской. л) Если сам себя не уважаешь, не жди уважения от других. м) Дома ешь, что хочешь, в гостях что предложат н) Птенец, оперившись, повторяет то чему научился в гнезде.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.