Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функионально-смысловые типы речи.






Тема практического занятия: Моя будущая специальность

Цель занятия: дать понятие функционально-смысловым типам речи.

 

План занятия:

1. Краткое теоретическое сведение.

2. Работа с текстами.

3. Выполнение грамматических заданий.

4. Домашнее задание.

 

Краткое теоретическое сведение.

 

К функционально-смысловым типам речи традиционно относятся - описание, повествование, рассуждение. Каждый из типов речи или способов изложения имеет свои особенности и подчиняется своим законам построения.

Типы речи Значение Виды
Описание Содержит характеристику предметов, явлений путем перечисления признаков, определяющих их качественно, количественно Описание природы, обстановки, внешности, состояния человека; описание предмета, процесса, явления.
Повествование Изображает события, строгой последовательности   Биографии людей, исторические события личной и общественной жизни, истории науки…
Рассуждение Устанавливает логические связи между различными явлениями: доказывает факты и объясняет причины, следствия. Рассуждение - доказательство. Рассуждение - объяснение. Рассуждение - размышление.

Описание, повествование, рассуждение определяются как типы речи, которые сформировались в языке для реализации всего разнообразия наших высказываний или типизированного смыслового значения:

1) мир в статике, воспринимаемый предметно и одновременно;

2) мир в динамике, воспринимаемый в движении, во времени;

3) мир воспринимаемый в причинно-следственных связях.

Таким образом, описание – это перечисление признаков, свойств предмета: повествование – рассказ о событиях во временной последовательности; рассуждение исследование предмета, раскрытие, доказательство определенных положений; предлагается выделять еще один тип речи: планирование/ инструктирование - рекомендации к действиям.

2. Структура описания. Описания предназначены для характеристики признаков объекта: явлений природы, предметов, лиц, окружающей обстановки, научных экспериментов, приборов и машин.

Наиболее распространенный тип описания – с качественной характеристикой. Такие описания статичны. Логические ударения выделяют имена качества, шире - признака предмета.

В художественных описаниях даются конкретные, эмоционально окрашенные признаки ярких сторон предмета.

Деловое и научное описание включают в себя признаки описываемых предметов и явлений в их строго логической последовательности.

В динамическом описании изображаются предметы в их изменении и движении относительно друг друга.

При создании текстов-описаний следует придерживаться следующих структурно-композиционных частей: 1) введение (общее впечатление); 2) описание деталей; 3) заключение (вывод, оценка).

Описание служит для воссоздания мира предметов, явлений и установления связей между ними. Схематично описание можно представить следующим образом:

Описание =признак¹ + признак2+признак¹...

Цель описание – создать целостную картину, зафиксировать характерные признаки предмета, лица, явления, процесса. Описать предмет или явление - значит перечислить его предмета, поэтому для описания важны слова, обозначающие качества, свойства предметов. Глаголы в описании используются обычно в форме несовершенного вида настоящего и прошедшего времени.

3. Виды описания: описание природы, описание обстановки, описание портрета, описание - характеристика, описание научно-техническое, описание положения дел.

Пример. «BIS Bluetooth монитор «Симона 4701» индикатор активности мозга. (в дальнейшем – индикатор), представляет собой медицинский диагностический прибор, предназначенный для получения показателя BIS на основе регистрации и компьютерной обработки электроэнцефалограммы. По уровню BIS определяют функциональную активность головного мозга. BIS имеет максимальное значение 100 в состоянии бодрствования, и равен нулю при полном отсутствии мозговой активности. Индикатор предназначен для кратковременного и продолжительного слежения за функциональной активностью головного мозга в реанимационных отделениях, в палатах интенсивной терапии, во время операций в стационарах различного профиля, родильных домах, поликлиниках, а также при транспортировке пациентов.

В приведенном примере описание нового медицинского диагностического прибора представлено в статике, здесь присутствует типичная для описания характеристика предмета (в данном случае монитора) и его свойств. Глаголы в описании - несовершенного вида - также дают статическую картину..

4. Предложение является основной единицей синтаксиса. Это минимальная, грамматически организованная единица, обладающая смысловой и интонационной законченностью. Основная функция предложения в языке – коммуникативная, поскольку оно выступает как единица формирования и выражения мысли.

Грамматическими значениями предложения, его главным признаком является Предикативность. Предикативность указывает на соотнесенность содержащегося в предложении высказывания к действительности и выражается в синтаксических категориях модальности и времени.

Модальность - это оценка высказывания говорящим с точки зрения соответствия или несоответствия действительности, т.е. реальности// ирреальности: Мы подъезжали к городу. Скоро мы подъедем к городу. - Реальная модальность. Скорей бы подъехать к городу. Скорее подъезжайте к городу. - Ирреальная модальность.

Синтаксическое время - это соотнесенность высказывания с моментом речи -сообщаемое всегда мыслится в определенном временном плане: настоящем, прошедшем и будущем: Тихо угасает день. Тихо угасал день. -Тихо будет угасать день.

Основными признаками предложения являются предикативность, смысловая завершенность, интонационная оформленность (интонация сообщения, вопроса и т.д.).

Задание 1. Прочитайте текст, озаглавьте его.

Считается, что профессия врача тяжела, трудна и очень ответственна. Это не преувеличение. Врач должен обладать такими качествами, как терпеливость, милосердие, должен относиться к пациентам с пониманием. Ежедневная работа врача тяжела и утомительна – каждый день врачу приходится принимать решения, от которых зависят жизнь и здоровье людей.

Прежде, чем стать врачом необходимо пройти долгий и нелегкий путь. Прежде всего, закончить медицинский факультет университета, причем предпочтительнее выбирать профильное учебное заведение. Самые лучшие медицинские университеты Казахстана находятся в Алматы, Актобе, Шымкенте.

В каждом медицинском вузе существует несколько факультетов. Чаще всего это факультет лечебного дела, педиатрический, стоматологический и фармацевтический, но иногда встречаются факультеты клинической психологии и медико-профилактический, а совсем редко – факультет управления здравоохранением и высшего сестринского образования. Кроме того, каждый студент может пройти ординатуру по любой из клинических дисциплин из тех, что он изучал. Выбор невероятно широк: от вирусологии до нейрохирургии, от педиатрии до психиатрии, от реаниматологии до рентгенологии. В общем, что душе угодно.

Обучение в медицинском вузе – долгий процесс (как минимум 6 лет); студенты – медики учатся дольше всех, ведь им, будущим врачам, будут доверены жизни пациентов, за которые придется нести ответственность. Учиться очень непросто, к чему надо быть заранее готовым. К тому же, посещение лекций студентам медицинских факультетов важно как никому, ведь всего лишь одна пропущенная лекция может в будущем стоить пациенту жизни, вся ответственность будет лежать на враче, и никого не будет интересовать, что врач допустил ошибку из-за того, что однажды не присутствовал на лекции и пропустил какую-то часть учебного материала. Значит, основная черта врача – ответственность.

В начале своего обучения в университете студенты изучают фундаментальные науки и теоретические основы. Например, на первом курсе проходят анатомию человека, общую и биоорганическую химию, биологию, гистологию, а также латинский язык. Предметы достаточно сложны и даются не каждому. Кроме сложности самих предметов, к студентам предъявляют суровые требования. Будущие врачи обязаны знать не только названия, расположение и строение всех костей, органов и тканей, но даже каждую ямочку и каждый бугорок, причем кроме русского названия надо помнить еще и латинский аналог.

Всё это изучается на натуральных препаратах, и уже в середине первого курса студенты работают с трупами под контролем преподавателей. Особо пугливым приходится либо выбирать другую профессию, либо укреплять нервную систему. И это еще одна сложность в профессии врача.

Студенты работают с клетками легких, сердца, других органов, учась различать ткани, очень схожие по внешнему виду, но относящиеся к совершенно разным системам. А уже на первых занятиях по химии будущие медики узнают о том, как правильно приготовить физиологический раствор, о буферных системах крови; о процессах, протекающих в клетке, а также о том, какова должна быть концентрация одного лекарства в процентном соотношении с другим, чтобы оно принесло пользу, а не вред.

Практика в больницах начинается со второго курса, но студенты вовсе не назначают лечение и даже не определяют диагноз. Будущие врачи трудятся в качестве младшего медицинского персонала – санитаров, то есть моют полы, ухаживают за пациентами, выносят утки, меняют постельное белье. Брезгливым здесь делать нечего. Практика проходит и в свободное от учебы время. Составляется график дежурств, причем смены могут быть как дневными, так и ночными. И при этом никому не важно, что у студентов на следующее утро лекции.

С третьего курса начинаются клинические дисциплины: пропедевтика внутренних органов, общая хирургия, патологическая анатомия, фармакология и многие другие.

Практические занятия проходят в больницах, поликлиниках, где студенты имеют дело с настоящими больными. Первые три курса обучения считаются самыми сложными, а на четвертом, как шутят медики, «можно жениться». Действительно, к четвертому курсу свободного времени становится больше, а потому большинство студентов уже подрабатывают в поликлиниках или на машинах скорой помощи, получая необходимый опыт работы и стаж.

Итак, профессия врача гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд, и намного интереснее. Многие представляют ее только по сериалам, но в жизни всё совсем не так.

Профессия врача – это гордость и ответственность. С самого начала обучения студентам говорят про то, что, всякий раз надевая белый халат, они берут на себя определенные обязательства. Недаром с древнейших времен это одна из самых престижных профессий. Несмотря на мнение о том, что врачи очень мало зарабатывают, многие медики своим примером опровергают данное утверждение. Сегодня существует множество частных клиник, и государственная поддержка врачей растет.

Однако кроме относительно обеспеченного будущего профессия врача предполагает бессонные ночи у постели больного, ежедневный риск, огромную ответственность за чужую жизнь и здоровье. Стресс – постоянный спутник доктора. И днем, и ночью врача могут вызвать к больному. Ненормированный рабочий день и усталость – неизбежные спутники этой профессии. Ко всему прочему, пациенты отнюдь не всегда благодарны и признательны врачу. Подчас не особо разбирающиеся в вопросах медицины больные, халатно и безответственно относясь к назначенному курсу лечения, пытаются учить доктора, а затем обвиняют его же в профессиональной несостоятельности и некомпетентности. Единственная моральная компенсация, на которую может рассчитывать врач, это осознание важности того, что он делает. К тому же не стоит забывать, что очень часто медики рискуют своей собственной жизнью, отправляясь в очаги эпидемий и горячие точки. Все врачи – военнообязанные.

Подводя итог, с уверенностью можно сказать, что врачом может быть не каждый, это действительно призвание. Эта профессия подходит тем, кто искренне хочет помогать людям, кто умеет сопереживать, кто самоотвержен, работоспособен. Если все эти качества соединены в одном человеке, то у него есть шанс стать настоящим Врачом с большой буквы.

Многих людей, решивших выбрать стезю врача, побудило желание нести людям добро. Именно этот мотив – сущность всей медицины. Помогать людям не слишком легко, но если человек готов преодолевать трудности ради высокой цели, то ему удастся стать действительно профессионалом в своем деле.

Кроме того, медицина – это одновременно и наука, и ремесло, и искусство. Образование врача очень разностороннее, и оно поможет человеку раскрыть его таланты и способности.

Не стоит забывать и о том, что профессия врача одна из самых уважаемых в мире. Желание стать Врачом с большой буквы, стать значительной в своих собственных глазах и глазах пациентов – достаточно мощный побудительный мотив для всех остальных, решивших выбрать эту профессию.

Мир профессий огромен. Некоторые словари профессий включают более 40 тысяч наименований профессий.

Что такое профессия? Международная организация груда, находящаяся в Женеве, определила профессию как конкретную деятельность, ремесло, комплекс функций, ряд работ, выполняемый индивидуумом и составляющий часть какой-то трудовой деятельности.

В пределах одной профессии возможно разделение по роду трудовой деятельности на специальности, например, профессия врача имеет множество различных специальностей: терапевт, окулист, отоларинголог, хирург, гастроэнтеролог, онколог, стоматолог и т.д.

Специальность – это комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для определенного конкретного вида деятельности в рамках той или иной профессии. А каждая профессия и специальность предъявляет свои требования к физиологическому и психическому состоянию рабочего. Изучением и описанием профессий и специальностей с точки зрения этих требований и занимается профессиография. Результатом этой деятельности являются профессиограммы. Профессиография включает в себя также и классификацию профессий. В народном хозяйстве профессии сгруппированы по отраслевому признаку (профессии промышленности, сельского хозяйства, строительства, науки, культуры и т.д.). Классификация - это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам. Классификация строится на основе четырех признаков: предмета, целей, орудий и условия труда.

В зависимости от предметов труда выделяются пять типов профессий: человек-человек: учитель, врач и др.; человек-природа: агроном, зоотехник и др.; человек-техника: сталевар, конструктор и др.; человек - художественный образ: художник, поэт и др.; человек- знаковая система: математик, экономист идр.

По цели труда профессии подразделяются на три группы: исследовательские (проверяющие, контролирующие), производственные и обслуживающие.

1.1 Сформулируйте определения значений следующих слов, запомните: профессии, профессиография, професcиограмма, классификация.

1.2 Ответьте на вопросы:

1) Как вы понимаете смысл следующих словосочетаний: конкурентное ремесло, комплекс функций, сгруппированы по отраслевому признаку, конкретный вид деятельности.

Дайте возможные эквиваленты.

2) Почему труд и профессия являются едиными?

3) Почему профессии делят на пять типов? К какому из этих типов относится ваша профессия? Обоснуйте свой ответ.

4) К какой группе но цели труда относится ваша будущая профессия?

1.3 Исходя из информации текста, составьте описание-характеристику понятия «специальность». Используйте структуру текста-описания (см. «Методические рекомендации»).

Задание 2. Прочитайте текст, сформулируйте его основную мысль.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.