Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-психологический уровень развития группы






 

Показатели профессиональной зрелости группы ¨ прочные связи между ее членами, возникающие на основе общих ценностных ориентации и позитивно окрашенных неформальных отношений. ¨ личные разногласия быстро устраняются ¨ дисцип­лина носит сознательный характер ¨ появляется чувство гордости за свой коллектив ¨ складываются устойчивые традиции ¨ есть возможность раскрыть свой творческий потенциал ¨ сотруд­ники с энтузиазмом относятся к решению поставленных задач.  

 

Показатели профессиональной незрелости группы o активный поиск виновных в случае неудачи;   o стремление работников обезопасить себя при помощи инструкций и докладных записок; o недостаточ­ную информированность конкретных исполнителей; o неясность и недоступность целей деятельности сотрудникам; o первым о допущенной ошибке узнает не сам работник, а его начальник или коллега; o групповой эгоизм; o работник редко отождествляет себя с принятыми решениями; o дефицит времени для спокойной планомерной работы; o недооценка коллективного руководства; o конфликты из-за мелочей; o совещания длительны, часто безре­зультатны, сводятся к борьбе самолюбий o работники не осве­домлены о критериях оценки их труда; o новые идеи с трудом пробивают себе дорогу; o энтузиазм в работе — редкость; o коллек­тив расколот на ветеранов и новичков; o работа оценивается на уровне эмоций и поверхностных наблюдений; o многие работники недовольны, так как не могут применить свои знания на прак­тике и т.д.  

 

 

Ограничения, препятствующие эффективной работе коллектива (Майкл Вудкок и Дэ­вид Френсис):   § Непригодность руководителя § Неквалифицированные сотрудники. § Неконструктивный климат. § Нечеткость целей. § Низкие результаты работы. § Неэффективность методов работы. § Нехватка открытости и наличие конфронтации. § Недостаточные профессионализм и культура сотрудников. § Низкие творческие способности персонала § Неконст­руктивные отношения с другими коллективами.

 

Классифи­кация типов взаимоотношений в рабочей группе (Блейк и Мутон)   · Невмешательство: низкий уровень заботы руководителя о производстве и о людях.   · Теплая компания: высокий уровень заботы о людях, низкий уровень заботы о производстве.   · Задача: высокий уровень заботы о производстве, низкий уровень заботы о людях.   · Золотая середина: стремление оптимально сочетать интересы дела и интересы пер­сонала, не требовать слишком многого от сотрудников, но и не заниматься попустительством.   · Команда: высокий уровень заботы о людях, высокий уровень заботы о производстве

 

Ви­ды отношений в системе " руководитель — подчиненный" (Херси и Бланчард)   ¨ Приказание: исполнитель не готов к самостоятельному выполнению задачи и не хочет брать на себя ответственность. Задача руководителя — инструктировать, много руководить и мало доверять ¨ Внушение: подчиненные еще не способ­ны, но уже готовы взять на себя ответственность. Задача руководителя – руководить и психологически поддерживать   ¨ Участие: подчиненные способ­ны, и готовы взять на себя ответственность. Задача руководителя - не столько руководство, сколько психологическая поддержка   ¨ Делегирование предполагает высокий уровень профессиональной зрелости. Задача руководителя - слабое управление и малая степень эмоциональной поддержки.

 

 

Типичные ситуации неадекватности поведения ру­ководителя.   ¨ за ошибки одного отвечает другой; ¨ решение принимается без участия сотрудника; ¨ разнос, разбирательство устраиваются при третьих лицах или в отсутствие работника; ¨ руководитель не способен признать свою ошибку, пытает­ся найти виновного среди подчиненных; ¨ от исполнителя скрывается важная для него информация; ¨ работник, профессионально пригодный занять более вы­сокую должность, не продвигается по службе; ¨ руководитель жалуется на подчиненного вышестоящему начальнику; ¨ поощрения за труд одного работника достаются другому; ¨ уровень требовательности не одинаков для всех сотрудни­ков, в коллективе есть любимчики и отверженные и т. д.,  
Пси­хологические механизмы регуляции коллективной деятельности § Социально-психологическая адаптация. Предполагает актив­ное принятие и усвоение ценностей и норм, сложившихся тра­диций новыми членами рабочей группы. § Коммуникация. Предполагает активный обмен информацией и взаимное духовное обогащение членов группы. § Идентификация. Предполагает формирование чувства принадлеж­ности к группе в процессе межличностного общения. § Интеграция. Предполагает пре­вращение коллектива в сплоченный, саморегулирующийся со­циальный организм, хорошо приспособленный к совместно-индивидуальной деятельности.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.