Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Делегирование полномочий
Руководителю не надо делать ту работу с которой успешно справятся его подчиненные.
|
Основные цели и функции делегирования
|
¨ эффективное решение задач
¨ обеспечение оптимального использования способностей работников
¨ поощрение и содействие проявлению инициативы, предоставление свободы действий подчиненным
¨ привлечение к более интенсивному участию подчиненных в различных формах активности.
¨ подготовка их к самостоятельной работе, формирование резерва кадров
¨ предоставление возможностей руководителю заниматься развитием организации и задачами руководства вместо текущей работы
¨ создание высокой культуры производства
| Преимущества делегирования
| Для руководителя
| Для персонала
| ¨ Возможность контролировать свое время
¨ Возможность сконцентрироваться на стратегических вопросах
¨ Возможность решения задач в отсутствии руководителя
¨ Возможность выявления новых идей, подходов к решению проблем
¨ Повышение чувства ответственности у работников
¨ Толчок к развитию персонала, собственному развитию
¨ Возможность создания квалифицированной, сплоченной, гибкой команды, которой легко управлять
| ¨ Возможность более разнообразной и интересной работы
¨ Возможность обучаться и развиваться, проявить самостоятельность
¨ Возможность проявить свои способности, реализовать возможности
¨ Возможность продемонстрировать свои способности, творческий потенциал
¨ Возможность укрепить отношения с руководством и коллегами
¨ Более высокие шансы получить продвижение
¨ Усиление чувства внутренней удовлетворенности, вовлеченности в работу
¨ Развитие навыков руководствалюдьми, возможность влиять на других
|
Причины сопротивления делегированию со стороны начальника
| · любой начальник обязательно хочет, чтобы в нем нуждались, желание самому получить почести
· принимая решения за подчиненных, он психологически подпитывает представление о собственной нужности, незаменимости, боязнь «конкуренции» со стороны сотрудников, боязнь потерять положение
· любой начальник небезосновательно полагает, что делать что-либо самому - непременно надежнее, " меньше нервов", подчиненный же обязательно наделает ошибок, да его еще и контролировать надо неусыпно
· многие руководители не в состоянии смириться с мыслью, что в их организациях или подразделениях происходит что-то, о чем они не знают, боязнь утери контроля
· узость кругозора, консервативность мышления руководителя, леность, боязнь совершить ошибки
· отсутствие доверия к сотрудникам, скептическое отношение к идеям других, желание окружить тайной свою деятельность, придержать информацию
· незнание техники и средств делегирования, неудачный опыт прежних попыток делегирования
· сопротивление подчиненных
|
Причины сопротивления делегированию со стороны подчиненных
| · привычка полагаться на руководителя, узость кругозора, леность
· неуверенность в себе, недостаток информации, опыта, квалификации и подготовки
· боязнь принять на себя ответственность, боязнь критики
· большая производственная нагрузка, перегруженность работой
· неудачный опыт решения предыдущих задач
· неудовлетворенность работой, отсутствие дополнительных стимулов
| Рекомендаций по делегированию полномочий
| ¨ учитывайте способности и возможности своих сотрудников, желательно привлекать тех, кто хочет взять на себя трудные задачи и приобрести опыт;
¨ продумайте мотивацию сотрудников и их стимулирование;
¨ если полномочия сложны, не жалейте времени на подготовку: объясните смысл и цель задачи, покажите, как выполнять, обеспечьте личное наблюдение и в случае необходимости корректируйте исполнение;
¨ предупреждайте сотрудников, что это — отдельный случая или постоянное поручение;
¨ избегайте вмешательства без всяких причин в рабочий процесс, чтобы не " смазать" делегирование;
¨ обязательно контролируйте исполнение;
¨ позволяйте сотрудникам представлять в высших инстанциях делегированные полномочия и т.д.
|
|
Признаки руководителя, слабо владеющего делегированием
o работает после официального окончания рабочего дня;
o остается на работе дольше своих сотрудников;
o сам пишет большую часть инструкций, писем, отчетов и т.п.;
o не находит себе замены на период отпуска;
o возвратясь из командировки, находит свой стол заваленным корреспонденцией и т.д.
|
Задачи, которые необходимо решать руководителю
|
Задачи, которые руководитель ни при каких обстоятельствах не должен делегировать:
- определение основных целей и идей
- определение политики и стратегии
- принятие бюджета
- назначение на должность, увольнения
- переговоры о заработной плате
- обсуждение планов индивидуального развития подчиненных
- утверждение решений, объявление выговоров и т.д.
| Задачи, которые целесообразно решать руководителю
|
Два типа задач:
- которые могут быть делегированы в случае большого дефицита времени;
- объемные и сложные задачи, которые лучше всего решаются руководителем с помощью других.
| Задачи, которые руководитель может делегировать
| Задачи, которые успешнее всего решаются руководителем на основе большого личного опыта, но они могут быть делегированы сотрудникам, но для этого потребуются
- регулярные инструктажи
- время на обучение
- внимательное наблюдение и контроль со стороны руководителя
- терпение при решении задач
На первых порах сотрудники будут допускать ошибки, решать задачи гораздо медленнее и хуже, чем сам руководитель, будет иметь место недопонимание. Но именно здесь может быть получен наибольший выигрыш и для руководителя, и для организации: станет больше свободного времени, что позволит перейти к решению других задач. Одновременно происходит творческий рост сотрудников.
| Задачи, которые руководителю целесообразно делегировать
| - задачи, которые могут быть квалифицированно решены без участия руководителя.
- задачи, которые могут быть успешно решены и в отсутствии руководителя.
- задачи, которые могут выполнять сотрудники, обладающие необходимой квалификацией
и получившие необходимую информацию и руководящие указания.
- задачи, которые необходимо решать для того, чтобы предприятие во всех ситуациях могло действовать гибко и оперативно.
| Задачи, которые руководителю необходимо делегировать
|
- задачи, которые входят в естественный круг обязанностей сотрудника.
- задачи, которые превосходно решаются и без вмешательства руководителя.
- задачи, которые другие могут выполнить быстрее и лучше.
|
|