Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 2 Психосенсорный синтез






Вам предстоит познакомиться с психотехнической сис­темой тренинга, но мне не хотелось бы, чтобы те из вас, кто примет ее, сказали: «Все в порядке. Я усвоил и осво­ил». Ведь никто из живущих не может сказать про себя: «Я прожил жизнь, и я все знаю». А если кто-нибудь и от­важится на подобное заявление — он либо лжет, либо мертв. Для любой системы наступает смерть, когда она становится абсолютом и из системы превращается в схе­му. Особенно это важно, когда речь идет о человеке, и тем более о его тайне тайн — душе. Поэтому не спешите с вы­водами относительно своих результатов, даже если они превзойдут все ваши ожидания. Последняя страница и окончание этой небольшой работы означают всего лишь начало.

В этом мире существует только одна сила, способная произвести самые мощные трансформации, — это сила творчества. Ведь сама Жизнь — это процесс прежде всего творческий. Если бы это было не так, то не было бы ни того, кто сейчас пишет эти строки, ни того, кто их потом прочитает. Можно вести какой угодно образ жизни — здо­ровый, скотский, неприметный, бурный... А можно Жить. И данное пособие предполагает прежде всего ваше твор­ческое соучастие, для того чтобы мы вместе и каждый из вас по отдельности каждый день обретали Живую Жизнь. Для этого нам нужно вернуться к своему Изначальному, которое мы не потеряли, но обесценили и перестали куль­тивировать, тем самым превратив свою жизнь в существо­вание, став несвободными и зависимыми. Изначальное — это та глубинная часть нашего Я, или можно сказать, глу­бинное Я, которое пребывает в постоянном общении с та­инственным и непостижимым миром. Это пуповина, свя­зывающая нас с тем, откуда мы вышли, то, через что мы получаем силу. Это, в конце концов, та внутренняя истин­ная свобода, которой мы наделены, но на отсутствие кото­рой большинство из нас себя обрекает. Каждый способен к творчеству. Давайте вместе перейдем барьер, мешающий нашей самореализации.

Сенсорные каналы. Восприятие человека, будучи це­лостным, обладает свойством структурироваться, а пото­му неоднородно. Из трех основных каналов восприятия — визуального, аудиального, кинестетического — лишь один является основным, осуществляющим максимальный ин­формационный доступ, в то время как дополнительные и дополняющие информационные функции принадле­жат остальным каналам.

Например, у художника предпочтительным окажется зрительное восприятие, и в данном случае мы говорим о визуальном типе. Музыкант, скорее всего, ориентиру­ется на свои слуховые ощущения, поэтому он представ­ляет собой выраженный аудиальный тип. Скажем, спорт­смен, для которого мышечное чувство, ощущение свое­го тела служит необходимым условием для достижения профессиональных результатов, является представите­лем кинестетического типа.

Когда мы говорим о том или ином сенсорном типе, мы имеем в виду ту систему представлений, которая прева­лирует в данном случае. Существует группа людей, для которых характерны очень яркие и чувственные обонятельные образы. Ясно, что здесь идет речь об осмически ориентированных субъектах с доминирующей функци­ей осмического (обонятельного) восприятия. Если го­ворить о вкусовых впечатлениях, то мы не можем игно­рировать и их (вкусовой тип, или тип дегустатора). Та­ким образом, целостное восприятие действует как сумма функций пяти сенсорных каналов, которые можно услов­но обозначить как:

• визуальный — зрительный;

• аудиальный — слуховой;

• кинестетический — моторно-чувствительный;

• осмический — обонятельный;

• вкусовой.

 

Нетрудно заметить, что каждый из этих каналов со­ответствует аналогичному анализатору, который имеет анатомическое представительство в определенном орга­не и пользуется обособленной рецепторной организаци­ей, одновременно обусловливая локальные физиологи­ческие механизмы:

• визуальный — глаз — зрительный анализатор — зрение;

• аудиальный — ухо — слуховой анализатор — слух;

• кинестетический — тело — анализаторы мышечной и кож­ной чувствительности — мышечная и кожная чувстви­тельность;

• осмический — нос — обонятельный анализатор — обо­няние;

• вкусовой — язык — вкусовой анализатор — вкус.

Как определить основной сенсорный канал. Легче и эффективнее всего это сделать, используя свою па­мять, так как тип памяти соответствует сенсорному типу. В классической физиологии существует классифи­кация, которая делит память на зрительную, слуховую, кинестетическую, обонятельную и вкусовую. Назовите любое слово, например «лес», и отмечайте про себя те ас­социации, которые у вас при этом появятся. Выберите для себя один из подходящих для вас вариантов. При слове «лес» я прежде всего:

• внутренним взором увидел его;

• внутренним слухом услышал его звучание;

• внутренним чувством ощутил его;

• воспроизвел его запах;

• вспомнил вкус, связанный с лесом.

 

Что у вас возникло в первую очередь?

• Картина?

• Звучание?

• Ощущение?

• Запах?

• Вкус?

 

Ответив на этот вопрос, вы сможете определить свой основной сенсорный канал. Что произошло? Названное слово, как реальный раздражитель, включило ассоциа­тивный каскад воспоминаний, и память сработала в ре­жиме характерного для вас восприятия. Подобный эф­фект дает нам возможность говорить о памяти как о сен­сорной системе обратного восприятия. Это восприятие, осуществленное когда-то, в настоящий момент извлека­ется из хранилища тем же самым путем, по которому оно попало туда.

Синестетический тип. Существуют люди, которые спо­собны «скрещивать» сенсорные каналы и получать при этом единый интегральный образ. Ярким представите­лем этой группы был Скрябин, который мог видеть зву­ки. Чюрленис, художник и композитор, видел звуки и слышал цвета. Другой великий синестетик, Артур Рем­бо, видел буквы окрашенными в различные цвета.

Однако способность к синестезии наблюдается не толь­ко у специфически одаренных личностей. Можно отме­тить, что и среднестатистический человек использует нередко синестетические оценки. Когда мы определя­ем, например, цвет как теплый или холодный, звук как мягкий или жесткий, наше восприятие является синестетическим. В данном случае мы цвет или звук наделяем кинестетическими характеристиками, а это значит, что мы их не просто видим или слышим, но и чувствуем! Наше восприятие выходит за жестко заданные рамки сенсорного канала и становится экстрасенсорным. Ко­нечно, здесь присутствует метафора, но, скорее всего, ме­тафора образовалась путем слияния потоков восприя­тия. Если вы начнете вспоминать, то обязательно обна­ружите, что непроизвольно, бессознательно прибегали к синестезиям. Это говорит о том, что в каждом из нас заложены способности к такого рода восприятию.

Сенсориализация. В истории искусства есть немало примеров того, как творец настолько вживался в созда­ваемый им образ, что физически начинал испытывать те же самые явления, которые происходили с персонажами. Вспомним Флобера, когда он «отравил» свою мадам Бовари и при этом сам почувствовал явные признаки отра­вления, что заставило его пролежать несколько дней в болезненном состоянии. Фанатично религиозные люди способны вызвать у себя на теле «раны Христовы» — так называемые стигматы. В психологии подобный симптом носит название стигматизма. Он характерен для гипергипнабельных и сверхгипнабельных людей, в среде кото­рых немало фанатиков той или иной веры. Механизм этого явления также представляет собой механизм сен-сориализации.

Из приведенных фактов ясно, что сенсориализация есть процесс чувственного переживания образов, ко­торый способен вызвать в Организме физиологические изменения. Так называемые спонтанные, непроизволь­ные сенсориализации наблюдаются чаще всего там, где мы вовлечены в какое-то эмоциональное сопережива­ние, требующее от нас активизации нашей системы представления. Читаем ли мы захватывающую книгу, или слушаем волнующую музыку, или смотрим на кар­тину, насыщенную затрагивающими нас образами, мы неосознанно сенсориализуем. Вспомните о своих бурных вегетативных реакциях, когда вы страдали со своими лю­бимыми персонажами, смеялись с ними, любили и нена­видели.

Пример сенсориализации можно обнаружить и в со­стоянии гипноза, когда внушение ожога вызывает на коже испытуемого четкое покраснение. В процессе само­гипноза (вариант которого представляет аутогенная тре­нировка) воспроизведение яркого образа вызывает комп­лекс реакций со стороны организма. Если вы, положим, вызовете интенсивное представление яркого и горячего солнца, вы ощутите тепло.

Сигнальные системы. По сути своей — это информа­ционные системы, где каналом обратной связи являют­ся рефлексы: безусловные — врожденные и условные — приобретенные в процессе опыта. Первая сигнальная система — эволюционно более древняя, и потому связа­на с архаическим типом отношений с внешней средой, который осуществляется по принципу «стимул — реак­ция». Это значит, что непосредственный раздражитель, поступающий извне, вызывает непосредственный реф­лекторный ответ. Если вы случайно дотронулись до раскаленного утюга, то, не задумываясь, тут же отдерне­те руку. Сработает инстинктивный автоматизм, который зафиксируется и станет принадлежностью опыта.

Вторая сигнальная система по сравнению с первой является более новой и сложной организацией психиче­ской деятельности. Она связана со словом, которое в данном случае способно быть раздражителем и вызывать рефлекторные ответы. Для иллюстрации обратимся еще раз к примеру с лимоном, который уже стал классиче­ским. Едва вы возьмете натуральный лимон и попробуе­те его на вкус, то во рту начнется обильное выделение слюны. Здесь реальный раздражитель, воздействуя на реальные вкусовые рецепторы, включил активность первой сигнальной системы и вызвал тем самым спе­цифическую ответную реакцию. Во втором случае вам очень образно и красочно рассказывают о лимоне, и вы начинаете ощущать кислый вкус во рту и сильное слю­ноотделение. Слово подействовало как материальный раздражитель за счет включения второй сигнальной си­стемы.

Третья сигнальная система открыта мною в условиях психотерапевтической практики и получила название имагоэнергетической. Ее субстратом является кольцо превращений образа в энергию и энергии в образ. Прин­цип ее функционирования таков: образ — или формиру­ющийся в процессе индивидуального развития, или архетипический — в тканевых структурах конденсируется в виде энергетической матрицы, а любая форма биоэнергии, в свою очередь, при соответствующих условиях спо­собна разрядиться в образ. Иначе этот процесс можно назвать биопсихической трансформацией.

Физиологический смысл данного процесса — прин­цип экономии. Как таковой образ является принадлеж­ностью психической реальности, и мы располагаем ги­гантским количеством образов. Если сознание предста­вить как некое пространство, а образ — как некий объем, то для того, чтобы вместить в себя все существующие об-Разы, оно слишком ограниченно и потому не способно к такому акту. Деятельность третьей сигнальной системы позволяет часть образов вытеснить в бессознательное и трансформировать их энергию.

Одна пациентка проходила у меня курс гипнотерапии. Кроме первого сеанса, где глубина погружения в транс соответствовала первой ступени, она достигала второй ступени. Ей предлагалось свободно реагировать на те образы, которые я заранее заготовил и концентрировал в своем воображении, не прибегая к вербальному контак­ту. В то время когда я интенсивно и отчетливо представ­лял образ птицы, женщина, по ее описаниям, испытала чувство невесомости и свободного парения, хотя она и не могла себе объяснить, почему вдруг появилось такое ощущение — «просто внезапно стало легко и приятно». Экспериментируя и дальше в этом направлении, я запи­сал свои результаты в следующую таблицу, где слева я по­местил выбранные образы, на которых концентрировал­ся, а справа — ощущения, которые возникали у нее в этот момент, записанные с ее слов.

• Огонь: «По телу пошло приятное тепло, и вдруг стало жарко».

• Вода: «Прохлада, ощущение потери тела, легкий шум в ушах. Чувство, будто погружаешься куда-то».

• Горы: «Мне вспомнились горы. Ощущение разреженно­го воздуха высоты».

• Лес: «Легкий, приятный шум в ушах, напоминающий шуршание листвы».

• Поле: «Ощущение пространства, свободы. Легко ды­шится».

Я привел здесь только часть образов, с которыми мы работали. Во всех остальных ста случаях результат ока­зывался столь же продуктивным. Интересно отметить, что во всех экспериментах испытуемые не воспроизво­дили те образы, на которых фиксировался я. У каждого из них возникали свои собственные ассоциации, не сов­падающие с моим материалом. Поэтому здесь вовсе не идет речь о передаче мысли на расстоянии. Приведенные практические примеры наглядно показывают деятель­ность третьей сигнальной — имагоэнергетической системы.

Имагинация. Понятие имагинации определяет вооб­ражение как творческий созидающий акт, способный не­посредственно воздействовать на окружающий мир с си­лой не менее «материальной», чем у физических дей­ствий. Созданное воображением и в воображении — не есть фикция, а является реальностью, способной влиять на ход событий и даже изменять их в ту или иную сторо­ну. Например, образ князя Андрея Болконского в рома­не «Война и мир» перестает быть литературным персо­нажем и обретает самостоятельную жизнь. Имагинатив-ное творчество человечества — мощный и необходимый стимул для самореализации и самоадаптации. Это то, что рождается в недрах Я и выходит за пределы Я. Таковы мифы, которые, обладая собственной системой измере­ния, помогают человеку ориентироваться в индивиду­альной многомерное™.

Сам по себе процесс воображения никогда не являет­ся бесплодным, потому что он в любом случае оставляет след. Даже если вы, как Манилов, строите несуществую­щие мосты, все равно вы заполняете пространство реаль­ной продукцией своих фантазий. Фантазия, как и сно­видение, — это творчество бессознательного. А бессозна­тельное — это атомная энергия вашей психики.

Ментация — это способность мысли обретать статус материального субстрата. Любую мысль можно абстра­гировать от себя и представить ее существующей в про­странстве и времени как независимую категорию. Мож­но эту самую мысль вообразить на расстоянии вытя­нутой руки или в любом другом локусе пространства, например — зависшей над головой на высоте нескольких Метров. Подобный процесс я определяю как ментацию.

Взрыв пространства. Если вы долго идете по лесной тропинке среди густых зарослей и вдруг совершенно внезапно выходите на открытую светлую поляну, совершен­но неожиданно с вами начинает происходить нечто фан­тастическое, и вы внезапно вспоминаете «Алису в стра­не чудес». На какое-то мгновение появляется ощущение ирреальности — будто мир покачнулся, чуть-чуть смес­тился и приоткрыл одно из своих многочисленных изме­рений. То, что с вами произошло, произошло благодаря тому явлению, которое художники называли «взрыв про­странства», — неожиданному изменению перспективы. Понятие взрыва здесь точно и уместно, потому что в ва­шем сознании тоже происходит взрыв, который спосо­бен ввести вас в состояние просветления, выхода за пре­делы обыденных границ и клише, когда пробужденная интуиция вырывается потоком из недр личности и на­полняет ваше существо. В такую ситуацию вы можете по­пасть не только в лесу. Бродя, например, узенькими, кри­выми улочками по старому городу, вы будто попадаете в таинственный лабиринт словно бы ожившего про­странства, и когда вас вынесет на центральную площадь, вы физически почувствуете мгновенный взрыв и какое-то молниеносное движение в своем сознании.

И в том и в другом случае вы попадаете из одной пер­спективы в другую.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.