Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Создание казначейства в Республике Беларусь и его роль в обеспечении учетно-финансовых операций по исполнению бюджета с учетом требований рынка






В большинстве индустриально развитых стран Запада центром финансового управления государственной системы является Казначейство. По форме учреждения казначейст­ва в разных странах значительно различаются с учетом исторических особенностей и обстоятельств. Однако по своим функциям они совпадают: это прежде всего функции исполнения и контроля бюджета, бухгалтерского учета и финансового управления.

Основная причина создания казначейства в Беларуси — это недостатки существующей системы управления госу­дарственными финансами. Кроме того, требуют дальнейше­го развития такие функции, как учет, макроэкономический анализ, прогнозирование и финансовые операции по испол­нению бюджета.

В период перехода к рыночной экономике важнейшей финансовой целью является обеспечение такого управления расходами, которое бы позволило свести к минимуму мак­роэкономическую нестабильность и удовлетворить приори­тетные направления.

Казначейская система предполагает решение этой про­блемы благодаря переносу функций государственного учета в казначейство, что позволит ускорить и улучшить качество информации, предоставляемой в распоряжение Министер­ства финансов.

Казначейство позволит оперативно решить проблему финансовых обязательств, непосредственно связав бюджет­ные организации с казначейской системой, с регистрацией всех стадий процесса производства платежа в данной сис­теме; при этом можно будет установить ограничения, как на обязательства, так и на выделяемые средства.

Решить проблему контроля за исполнением смет вне­бюджетных фондов также можно, включив счета внебюд­жетных фондов в систему казначейства, в которой можно регистрировать все иностранные бюджетные операции, включая и гарантии.

Создание казначейства в Республике Беларусь предпо­лагает выполнение им определенных функций, среди кото­рых важными являются исполнение бюджета, учет, внут­ренняя ревизия и финансовые операции.

В условиях переходного периода, обусловленного труд­ностями в экономике, высокой степенью неопределенности, необходимо создать такую систему государственного фи­нансового управления, которая бы обеспечила реализацию быстрого и эффективного внесения изменений в бюджет, соответствующих изменениям в экономике, что может уменьшить макроэкономическую нестабильность. Для того чтобы гарантировать своевременность внесения изменений и обеспечить необходимую координацию между бюджетами и финансовыми операциями, рекомендуется высокая сте­пень административной концентрации этих ключевых фун­кций. Подобная концентрация функций позволит создать систему, которую можно легко компьютеризировать, что ускорит прохождение потока информации, улучшит контроль за бюджетом, даст возможность достаточно быстро вносить необходимые изменения в исполнение бюджета, и получить более высокую степень экономии при управлении наличными денежными средствами государственных фон­дов.

Являясь структурным подразделением центрального ап­парата Министерства финансов Республики Беларусь, Главное государственное казначейство выполняет две ос­новные задачи — обеспечение исполнения Государственно­го бюджета и управление финансовыми средствами, нахо­дящимися на счетах казначейства.

Исходя из этих двух основных задач, казначейство выполняет следующие текущие задачи:

1. Организует и осуществляет исполнение республикан­ского бюджета, а по мере развития и республиканских внебюджетных фондов.

2. Осуществляет учет, правила управления и проведе­ния бюджетно-финансовых операций, связанных с государственными финансовыми средствами.

3. Организует учет и осуществление совместно с Наци­ональным банком операций по управлению государствен­ным долгом Республики Беларусь и его обслуживанию, учет операций по государственным гарантиям.

4. Взаимодействует с банками, уполномоченными осуществлять операции по счетам казначейства и с органами местного управления и самоуправления в процессе зачис­ления доходов и взаиморасчетов между бюджетами.

5. Устанавливает совместно с Бюджетным управлением по согласованию с облисполкомами и Минским гориспол­комом порядок исполнения местных бюджетов и использо­вания внебюджетных фондов, созданных местными Сове­тами.

6. Производит оформление договоров и соглашений на выдачу ссуд и осуществляет все учетные операции, связан­ные с их выдачей и возвратом, изучает эффективность и целевое использование бюджетных ссуд, выданных пред­приятиям, организациям.

7. Разрабатывает инструктивные документы и указания по вопросам исполнения бюджета, проведения операций по счетам казначейства, проводит консультативную и разъяс­нительную работу по их применению.

8. Устанавливает порядок составления и сроки пред­ставления периодической и годовой отчетности об исполне­нии смет расходов министерств, ведомств, учреждений и организаций, состоящих на республиканском бюджете, а также местных бюджетов.

9. Составляет отчет об исполнении республиканского бюджета за истекший год и представляет его Кабинету Министров Республики Беларусь, обеспечивает составле­ние сводной периодической и годовой отчетности об испол­нении республиканского и государственного бюджетов Республики Беларусь, подготавливает совместно с управлени­ями и отделами министерства объяснительную записку к отчету об исполнении республиканского бюджета и необхо­димые материалы правительству и Верховному Совету ре­спублики по утверждению годового отчета об исполнении республиканского бюджета.

10. Обобщает отчеты об исполнении внебюджетных фондов, подготавливает информацию Кабинету Министров Республики Беларусь о ходе исполнения указанных фон­дов, вносит предложения по использованию специальных (целевых) фондов.

11. Участвует в подготовке предложений по установле­нию благоприятных условий кредитования Национальным банком Республики Беларусь и международными финансо­во-кредитными организациями государственного долга ре­спублики и дефицита республиканского бюджета.

12. Осуществляет внедрение и обеспечивает эффектив­ное использование единой телекоммуникационной инфор­мационной системы казначейства.

13. Организует поэтапный ввод в действие системы казначейства путем постоянного расширения ее функциональных возможностей.

14. Осуществляет выбор программных средств разра­ботки приложений, сетевой платформы, системы управле­ния базой данных и других общесистемных программных средств, необходимых для функционирования системы каз­начейства и ее расширения.

Изложенные задачи определяют целевую направлен­ность деятельности казначейства в республике. Однако, для более полного отражения своих функций казначейство наделено еще и определенными правами и обязанностями. Исходя из этого, Главное государственное казначейство имеет право:

1. Истребовать и получать от юридических и физиче­ских лиц информацию об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию госу­дарственных средств.

2. Истребовать и получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений сведения о состоянии счетов мини­стерств, ведомств, предприятий, организаций и учрежде­ний, использующих средства республиканского бюджета, государственных и отраслевых внебюджетных фондов, движении средств по этим счетам.

3. Выдавать банковским учреждениям обязательства для исполнения предписания о взыскании с предприятий, учреждений и организаций в бесспорном порядке средств, выделенных из республиканского бюджета, средств этого бюджета, направленных в государственные внебюджетные фонды, используемых не по целевому назначению, а также задолженности министерств, ведомств, предприятий, уч­реждений и организаций по ссудам, выданным из респуб­ликанского бюджета, при несоблюдении ими условий пога­шения, либо иную их задолженность, образовавшуюся пе­ред бюджетом.

5. Давать указания о замораживании банковских счетов распорядителей средств по республиканскому бюджету и внебюджетным фондам при нарушении ими законодатель­ных норм и нормативных актов.

6. Давать обязательные для исполнения отраслевыми управлениями и отделами указания, связанные с исполне­нием республиканского бюджета, организацией и проведе­нием проверок министерств, ведомств, их подведомствен­ных организаций по использованию бюджетных средств, правильности осуществления операций с государственными финансовыми средствами.

Наряду с изложенными общими правами и обязанностя­ми, определенные права и обязанности возложены непос­редственно на начальника Главного государственного каз­начейства, которые отражены в Положении о Главном государственном казначействе Министерства финансов Ре­спублики Беларусь.

Основная цель деятельности казначейского управ­ления — это прежде всего гарантия полноты, надежно­сти и своевременности потока информации по бюджет­ным и внебюджетным операциям центральной власти и ее агентов, исполнению бюджета и другим операциям в региональных и местных органах власти. Ее можно достигнуть путем компьютеризации всех процессов ве­дения учета и общего финансового управления государ­ственными операциями. Эта информация необходима для опережающего планирования государственных oпераций, включая определение установленных в будущем лимитов расхода.

Предполагаемая система призвана обеспечить обра­ботку всех бюджетных или внебюджетных операций, которые ведут к изменениям активов и пассивов цент­рального управления и государственных органов. В сис­теме должна выполняться автоматическая проверка со­гласованности всех действий с конкретными бюджетными ассигнованиями и соответствия кассовых средств лими­там, которые будут периодически устанавливаться для каждой бюджетной организации. Только после такой проверки данная система выдаст разрешение на оформ­ление платежного поручения.

У казначейского управления предполагается единый казначейский счет, на который будут зачисляться посту­пающие доходы республиканского бюджета. В свою оче­редь на него будут вноситься и все платежи, выполняемые бюджетными организациями. Поэтому существующие счета в банковской системе для министерств и бюджетных организаций должны заменяться счетами данной системы.

Все операции должны ограничиваться пределами дан­ной системы в' соответствии со стандартными правилами учета. Использование общепринятых методов и принципов учета, особенно при двойной системе ведения бухгалтерско­го учета, обеспечит данной системе важные механизмы •контроля. Система должна быть запрограммирована на автоматическое выполнение учетных операций по всем бюд­жетным организациям, непосредственно связанным с ней, что позволит казначейскому управлению иметь полный (или частичный) доступ к информации, видеть постоянно обновляющуюся картину исполнения всех (или соответст­вующей части) государственных операций. Информация, возникающая в такой системе, будет использоваться казна­чейским управлением для подготовки периодических отче­тов по исполнению бюджета и для официального годового отчета исполнения бюджета.

Развитие в республике системы государственного каз­начейства предполагает переход с 1 января 1996 г. на порядок финансирования расходов республиканского бюд­жета через систему государственного казначейства.

Новый порядок финансирования расходов предусмат­ривает значительные изменения, отличительной чертой ко­торых является финансирование подведомственных министерствам и ведомствам учреждений непосредственно со счета казначейства, минуя текущие счета министерств и ведомств, открытые в учреждениях банков. В этой связи: изменяется процедура осуществления и учета операций по финансированию расходов министерств и ведомств, подведомственных им учреждений с единого казначейского счета:

вводится порядок ведения в системе казначейства ми­нистерствами и ведомствами плановых ассигнований из республиканского бюджета по министерству (ведомству) в разрезе подведомственных учреждений;

устанавливается порядок обработки и передачи инфор­мации между Главным государственным казначейством Министерства финансов и министерствами (ведомствами) с использованием компьютерной сети.

Переход на новый порядок исполнения республикан­ского бюджета по расходам предполагает министерствам и ведомствам совместно с Главным государственным каз­начейством Министерства финансов осуществить комп­лекс мероприятий, связанных с включением в систему казначейства министерств и ведомств и их подведомст­венных учреждений и организаций. Важнейшими среди них являются составление реестра подведомственных уч­реждений и организаций, финансируемых из республи­канского бюджета, и введение его в компьютерную сис­тему казначейства для последующей регистрации Глав­ным государственным казначейством; внесение в компь­ютерную систему казначейства по всем зарегистрирован­ным подведомственным учреждениям и организациям данных о плановых ассигнованиях на 1996 г. с поквар­тальной разбивкой по всем подразделениям бюджетной классификации, сбалансированные с росписью доходов и расходов республиканского бюджета.

Введенные в систему плановые ассигнования подлежат постоянной корректировке с учетом изменений, вносимых Министерством финансов в роспись доходов и расходов на основании справок об изменениях бюджетных назначений, а также изменений, вносимых в установленном порядке министерствами и ведомствами на основании справок об изменениях сметы. Это связано с тем, что данная инфор­мация в системе является ключевой при формировании платежных поручений по финансированию с единого каз­начейского счета зарегистрированных учреждений и орга­низаций.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.