Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные термины 3 страница. К сожалению, эта программа не была реализована, осталась на бума­ге






К сожалению, эта программа не была реализована, осталась на бума­ге. В Республике Марий Эл, как и в других регионах страны, в 1992 г. развернулась реформа, начавшаяся с обвального отпуска цен, которая не дала и не могла дать желаемых результатов. Непродуманная приватизация, сопровождавшаяся развалом управления, привела к кри­зису экономики региона. Уже к началу 1996 г. более 40 % промышленных предприятий стали акционерными обществами, однако производство на этих предприятиях стало еще менее эффективным, чем до приватизации. Не улучшилась структура производства. Главным ито­гом проводимых мероприятий оказалось падение промышленного про­изводства более чем в 2 раза. Значительное снижение производства произошло и в других отраслях народного хозяйства республики.

Накопившийся в последние годы опыт позволяет делать вывод о том, что эффективное преобразование командной экономики в регионах, в т. ч. Республике Марий Эл, возможно только на основе научной концепции и развернутой программы развития социально ориентированной рыночной экономики. Для каждого региона при этом необходимо определить конкретную структуру производства и соответствующие механизмы реализации необходимых преобразований.

Безусловно, стратегические задачи проводимых реформ определяются на федеральном уровне, но в регионах обязательно должны учитываться специфические местные особенности функционирования отраслей экономики. В частности, в Республике Марий Эл сложился многопрофильный экономический потенциал. При небольшой территории (23, 2 тыс. кв. км) и численности населения 703, 2 тыс. чел. (в 2008 г.) ее народное хозяйство характеризуется товарным сельским хозяйством, обеспечивающим в основном потребности населения в продуктах питания (мяса, молока, картофеля) и поставляющим продукцию в государственные ресурсы страны. Основным богатством республики является лес, который занимает 52 % ее территории.

Главная цель структурной перестройки экономики республики заключается в увеличении выпуска товаров народного потребления на основе перепрофилирования предприятий на производство продукции, пользующейся наибольшим спросом населения, освоении ресурсосберегающих технологий, рационализации межрегиональных и внешнеэкономических связей.

К структурно-формирующим отраслям народного хозяйства следу­ет относить, во-первых, агропромышленный комплекс, во-вторых, про­изводство холодильного оборудования и высококачественной элек­троники, а также ряда витаминов и другой фармацевтической продукции. Третьим крупным блоком народнохозяйственного комплекса республики, имеющим исключительно большое значение для его всестороннего совершенствования, должен стать лесопромышленный комплекс по глубокой переработке древесины непосредственно на территории республики. Поскольку республика располагает обилием озер (свыше 200) и благоприятной природной средой, имеются большие воз­можности для развития курортно-туристического бизнеса (на при­мере Алешкинского частного предприятия Килемарского района «Раз­долье» (ООО «Волгавита»).

Важным направлением развития рыночных отношений в республике является совершенствование ее бюджетной системы, одна из особенностей которой заключается в том, что в доходной части ее бюджета более 40 % составляют средства, получаемые из РФ. Необходимо, в частности, чтобы средства из бюджета выделялись на выполнение конкретных задач в виде субвенций на основе договорной системы.

Решение рыночных отношений в регионе должно сопровождаться постоянным совершенствованием всего комплекса мероприятий, нацеленных на всемерную социальную защиту населения. Однако у местных органов власти нет пока эффективных рычагов макроэкономической политики, соответствующих концепций и программ, без которых трудно добиться значительных успехов. В связи с этим следует подчеркнуть, что главное для обеспечения социальной защищенности населения заключается не в государственной благотворительности, а в создании для каждого трудоспособного человека максимальных возможностей трудиться и зарабатывать на основе справедливой оцен­ки его труда и приобретать на заработанные деньги те блага, которые ему необходимы.

Выводы

Необходимые средства для удовлетворения человеческих потребностей создаются в процессе производства. Первоначально производство носило натуральный характер, т. е. производилась продукция исключительно для удовлетворения личных потребностей самих производителей. Со временем производство приобретает форму товарного хозяйства, когда производственная продукция предназначается для обмена. На базе товарного хозяйства формируется рыночная экономика. Рыночная экономика имеет ряд преимуществ по сравнению с плановым ведением хозяйства. Однако и в рыночной экономике имеются теневые стороны. Поэтому рыночная экономика нуждается в регулировании со стороны государства. В современных условиях в российской действительности необходимо придать рыночной экономике социальную направленность. Социальная политика государства в рыночной экономике сводится к тому, что для трудоспособной части населения государство должно создать условия для удовлетворения потребностей трудом без иждивенчества, а нетрудоспособную часть населения государство должно обеспечить на уровне не ниже прожиточного минимума.

Основные понятия и термины

Производство Деньги

Натуральное хозяйство Функции денег

Товарное хозяйство Рынок

Общественное разделение труда Спрос и предложение

Товар Цена

Предметы потребления Конкуренция

Средства производства Функции рынка

Потребительная стоимость Теневые стороны рыночного
механизма

Стоимость Государственное регулирование
рыночной экономики

Вопросы для обсуждения

1. В чем сущность натурального хозяйства? Существуют ли натуральные хозяйства в современных условиях в России, в мире?

2. Определите сущность, условия и причины возникновения и существования товарного производства.

3. Известно, что основными формами обмена являются бартерный и денежный. Может ли стремительно происходящая ныне эволюция денег привести к новой форме товарного обмена? Какой она вам видится (кредитной, компьютерной или…)?

4. Видите ли вы различия между категориями «товар» и «услуга»? Всегда ли услуга является товаром? Любой ли товар можно считать благом?

5. Раскройте содержание экономических категорий «стоимость», «меновая стоимость», «цена» и «деньги». Что связывает эти категории?

6. Найдите сходства и различия в законах денежного обращения, сформулированных К. Марксом и И. Фишером:

Маркс: Д =

Фишер: М · V = P · Q.

7. Сущность и структура рынка. Субъекты и объекты рынка.

8. Что такое инфраструктура рынка?

9. Достоинства и недостатки рыночного механизма.

10. Назовите методы, с помощью которых государство обязано ком­пенсировать несовершенство рынка.

11. Конкуренция и соревнование – это одно и то же или разные категории?

12. Какие социальные проблемы возникают в переходный период?

13. В чем заключается сущность социально ориентированной рыночной экономики?

14. Какие задачи стоят перед Республикой Марий Эл в области совершенствования рыночных отношений?

Задача

Однородная продукция выпускается тремя группами производителей. На производство единицы продукции в первой группе затрачивается 10 часов, во второй – 12 часов, в третьей – 15 часов. Соответственно производится 200, 500 и 200 изделий. Определите величину стоимости товара при условии, что 1 час рабочего времени соответствует $ 2. Кто из товаропроизводителей окажется в наиболее выгодном положении и почему? Какой труд не будет признан обществом?

Тесты

1. Товарное производство – это:

а) изолированное хозяйство, не прибегающее к обмену;

б) хозяйство, основанное на разделении труда по полу и возрасту людей, удовлетворяющих свои потребности собственным трудом;

в) общественное хозяйство, в котором продукты производят обособленные производители, специализирующиеся на выработке какого-либо одного продукта и прибегающие для удовлетворения своих потребностей к обмену.

2. Какие функции не выполняют бумажные деньги:

а) мера стоимости;

б) средство обращения;

в) средство платежа;

г) средство накопления;

д) мировые деньги?

3. Какие черты рыночной экономики были свойственны центрально-плановой системе в нашей стране в дореформенный период:

а) частная собственность на землю, предприятия;

б) конкуренция между предприятиями;

в) свобода предпринимательского выбора;

г) свободное ценообразование на негосударственном рынке товаров и услуг?

4. Одно неоспоримое преимущество рыночной экономики вы­ражается в:

а) эффективном распределении ресурсов;

б) предоставление свободы участникам рыночных отношений;

в) уравнительном распределении национального дохода;

г) стабильном развитии экономики страны.

5. Основным инструментом приватизации в российской эконо­мике был:

а) ваучер;

б) вексель;

в) акция;

г) облигация.

6. Градуализм – это экономическая концепция:

а) считающая необходимым уменьшение государственного влияния на экономику для достижения бездефицитного бюджета;

б) направленная на формирование самодостаточной экономической системы;

в) направленная на развитие и укрепление рыночных правил экономического поведения;

г) отводящая государству главную роль в формировании рынка и предполагающая проведение медленных и последовательных реформ.

7. Закономерностью переходного периода и структурной пе­рестройки экономики не является:

а) финансовая стабилизация;

б) трансформационный спад;

в) бюджетный кризис;

г) утрата государством функций единоличного распоряжения экономическими ресурсами.

Литература

1. Маркс К. Капитал // К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. соч. – Т. 23. – М.: Госполитиздат, 1960. – 326 с.

2. Экономическая теория: учеб. // В. Д. Камаев, М. А. Абрамова, Л. С. Александрова и др. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. – 593 с.

3. Петров Ю. А. Российская экономика в XIII–XIV пятилетках от трансформационного шока к воспроизводственному коллапсу // Российский экономический журнал. – 1999. – № 7. – С. 3–13.

4. Резников Л. Б. О социальном векторе экономических преобразований и действительной сути мобилизационной модели // Российский экономический журнал. – 1999. – № 9–10. – С. 11–23.

5. Некипелов А. Д. Российский кризис и национализация экономической стратегии // Российский экономический журнал. – 1999. – № 1–10. – С. 3–15.

6. Секретарев В. С. Новые подходы в решении социальных проблем // Марий Эл: вчера, сегодня, завтра. – 1994. – № 3. – С. 10–19.

7. Секретарев В. С. Регулирование социально-трудовых отношений в условиях перехода к рыночной экономике // Рынок труда и проблемы занятости населения РМЭ. – Йошкар-Ола: изд-во МарГТУ, 1996. – С. 35–43.

8. Экономическая теория / Г. М. Гукасьян, В. А. Амосов, Г. А. Маховикова; под общ. ред. Г. М. Гукасьян. – СПб.: Питер, 2003. – 400 с.


Глава 3

Основы теории спроса и предложения

3.1. Сущность спроса и факторы его определяющие.

3.2. Сущность предложения и факторы его определяющие.

3.3. Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена.

3.4. Эластичность спроса и предложения.

3.1. Сущность спроса и факторы его определяющие

Важнейшими инструментами рыночной экономики являются спрос и предложение. В экономической теории спросом (D) называется коли­чество товаров и услуг (Q), которое потребители хотят и могут приобрести при данном уровне цен (Р) в определенный промежуток времени.

Каждый может убедиться в том, что количество вещей, покупаемых людьми, всегда зависит от цены: чем выше цена товара, тем меньше его покупают, и чем ниже его рыночная цена, тем будет куплено больше единиц этого товара. Рыночный спрос на какой-либо товар представляет собой суммарный спрос всех потребителей на этот товар. Действует закон спроса: При прочих равных условиях при повышении цены на какой-либо товар величина спроса на него падает, и наоборот. D = f (Р) < 0.

Между ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Эта взаимосвязь прослеживается на рисунке 3.1 и называется кривой спроса.

3 WzNlyVvdrLqNZm7LWQc0k+6FEcB2XjWzfQX24NXO/Urqd6SZKklxFc0M67JR0/HF90cQALeg8U2A oQewv+9B23cnyA3eRk/huaGM0EVmeh7H/duwxPWlntpfui/xDTzorbXg9LUplb64iqDXLyvmbZFv t2UqSF0+v9KtYNziPpDQNHjge7MMkGUMxK1yf2Dv1EWk0O/eoN5iwpe5JPSaz7zu7SAu2fguBceQ 8nsf9GWN9jPa7W+nvPsfAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAfRAPA98AAAAIAQAADwAAAGRycy9k b3ducmV2LnhtbEyPQUvDQBSE74L/YXmCN7vZJpEasymlqKci2Ari7TV5TUKzb0N2m6T/3vWkx2GG mW/y9Ww6MdLgWssa1CICQVzaquVaw+fh9WEFwnnkCjvLpOFKDtbF7U2OWWUn/qBx72sRSthlqKHx vs+kdGVDBt3C9sTBO9nBoA9yqGU14BTKTSeXUfQoDbYcFhrsadtQed5fjIa3CadNrF7G3fm0vX4f 0vevnSKt7+/mzTMIT7P/C8MvfkCHIjAd7YUrJzoNqYpDUkOcgAh2unoK+qhhmagEZJHL/weKHwAA AP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4kv4AAADhAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRl bnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4/SH/1gAAAJQBAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC8B AABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQAPoGZjiQkAAOUyAAAOAAAAAAAAAAAAAAAAAC4C AABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQB9EA8D3wAAAAgBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAA AOMLAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAA7wwAAAAA ">

P D     P1   P2   02 Количество товара, ед.
Q2
Q1
Q

 


Рис. 3.1. Кривая спроса

Количество и цена находятся в обратной зависимости: когда цена падает от Р1 до Р2, количество возрастает от Q1 до Q2 и наоборот, когда цена возрастает, количество уменьшается.

Действие закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода показывает как при изменении цен на товары изменяется реальный доход потребителя и его спрос. При повышении реального дохода люди отказываются от товаров для бедных: одежды «сэконд-хэнд», дешевых макарон, вареных колбас и т. д. В то же время они увеличивают потребление бытовой техники, модной одежды, деликатесов и т. п. При снижении цены на мясо в 2 раза на свой постоянный доход можно купить его в два раза больше. Если сохранить потребление мяса на прежнем уровне, то на «высвобожденные» деньги можно приобрести дополнительные товары. Понижение цены товара позволило расширить объем спроса. В этом заключается смысл эффекта дохода.

Эффект замещения возникает если цена какого-либо товара повышается, потребитель будет стараться заменить его другими товарами. Например, если цена на кофе возрастет, его можно будет заменить более дешевым напитком – чаем. Тогда спрос на чай возрастет, т. е. в случае взаимозаменяемых товаров (товаров – субститутов) наблюдается однонаправленное изменение цены и спроса. Если товары взаимодополняющие друг друга (товары-комплементы) – имеет место разнонаправленное изменение цены и спроса. Например, в сезон варки варенья повышение цены на ягоды снизит спрос на сахар.

Эффект дохода и эффект замещения взаимодействуют друг с другом, и в различных ситуациях может преобладать более сильное влияние одного из них. В ситуациях с покупкой нормальных товаров (т. е. товаров, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода потребителя) эффект дохода и эффект замещения действуют в одинаковом направлении, вызывая больший объем спроса при снижении цен на товары. Но существуют так называемые низшие, или низкокачественные товары, чьи потребительские качества невысоки (маргарин, низкокачественные сигареты и т. п.). В случае изменения цен на такие товары эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях. С одной стороны, снижение цен, напри­мер, на низкокачественные сигареты будет вести к росту спроса на них (эффект замещения). С другой стороны, вследствие действия эффекта до­хода потребитель хоть и ненамного, но стал богаче, а богатый человек сокращает или исключает из своего потребления низкокачественные товары. Какой же из двух эффектов будет действовать сильнее? Как правило, если низшие товары занимают незначительное место в общем объеме потребительских расходов, то эффект замещения «пере­весит» эффект дохода и потребитель будет покупать большее количество таких сигарет. Кривая спроса на низший товар по-преж­не­му (как и в случае с нормальными товарами) будет иметь отрицательный наклон.

В экономической теории существует описание таких ситуаций, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а ее увеличение – к повышению спроса на товар. Одна из таких ситуаций называется эффектом Гиффена, а низший товар, который занимает значительное место в структуре потребления (на него приходится большая доля бюджета всех потребительских расходов), называется товаром Гиффена, по имени английского экономиста Р. Гиффена (1837–1910). Предполагается, что Гиффен описал этот эффект, когда наблюдал, как бедные рабочие семьи расширяют потребление картофеля, несмотря на его подорожание. Объяснение сводится к тому, что картофель занимает большую долю расходов на еду в бедных семьях. Другую пищу такие семьи могут позволить себе нечасто. И если происходит рост цен на картофель, то бедная семья вообще вынуждена будет отказаться от покупки мяса, тратя весь свой небольшой доход на покупку такого низшего товара, как картофель. Кривая спроса в таком случае имела бы положительный наклон. Эффект дохода в случае с низшим товаром Гиффена перевешивает эффект замещения, и, следовательно, при снижении цены на такой товар спрос на него уменьшается, а при повышении цены – увеличивается (как в случае с картофелем).

Другую ситуацию можно назвать эффектом сноба. Так, с одной стороны, некоторые потребители могут сокращать свой спрос на товар при снижении его цены, поскольку данный товар становится более доступным, масштабы его потребления растут, а данная категория потребителей не хочет быть «как все». С другой стороны (эффект Веблена), спрос на эксклюзивные дорогостоящие товары может даже возрасти, если цены на них увеличатся, так как богатый покупатель приобретает эти товары прежде всего из-за престижных соображений для демонстративного потребления (бриллианты, антиквариат). Цена в этом случае представляет собой основное потребительское качество товара, поэтому чем она выше, тем больше объем спроса.

Действие закона спроса ограничено в следующих случаях:

– при дефиците товаров и ажиотажном спросе, вызванном инфляционными ожиданиями, например, если покупатели ожидают рост цен в будущем, то сегодня спрос будет увеличиваться (ажиотажный, инфляционный спрос). Если покупатели ожидают снижения цен, то сегодня их спрос будет сокращаться (отложенный спрос);

– при переключении спроса с менее качественных на более качественные товары.

Кроме цены на спрос могут влиять и другие факторы – неценовые.

1. Уровень доходов –при росте доходов спрос на качественные («нормальные» товары) повыша­ется, при падении доходов спрос на эти товары падает (зависимость прямая ).

Если доходы растут, спрос на некачественные товары (товары низшей категории) падает; если же доходы падают, спрос на них повышается (зави­симость обратная).

2. Емкость рынка –количество покупателей, поло-возрастные характеристики, предпочтения потребителей.

3. Цена и полезность других товаров.

Если товары взаимозаменяемы(товары-субституты чай – кофе, лес – кирпич, газ – нефть и т. п.), изменение цены одного товара приводит к однонаправленномуизменению спроса на взаимозаменяемый товар. Например: повышение цены на мясо может привести к увеличению спроса на кур.

В случае взаимодополняющихтоваров (товары-комплементы: фотоаппарат – пленка, автомо­биль – бензин, лыжи – крепления) изменение цены одного товара приводит к противоположному изменению спроса на взаимодополняющий товар. Например: повышение цен на автомобили приведет к сокращению спроса на бензин.

4. Ожидания покупателей в отношении изменения цен

При ожидании роста цен текущий спрос увеличивается – возникает ажиотажный спрос. При ожидании снижения цен текущий спрос сокращается – формируется отложенный спрос.

5. Мода, реклама

Как правило, если товар становится более модным, то спрос на него растет, и наоборот. Здесь проявляется «эффект присоединения к большинству».

Неценовые факторы изменяют объем спроса не зависимо от цены.

6. Изменения в структуре населения. Например, увеличение рождаемости приводит к росту спроса на детские товары, старение населения влечет за собой увеличение спроса на лекарства.

Важно различать величину спроса и сам спрос. При изменении цены изменяется величина спроса, сам спрос остается неизменным. Если покупатели будут приобретать большее количество данного товара при каждой цене (и высокой и низкой) – можно говорить об увеличении спроса.

На графике влияние неценовых факторов на спрос можно проследить на рисунках 3.2 и 3.3. При увеличении спроса под влиянием не­ценовых факторов кривая спроса сдвигается вправо вверх (от D к D 1) Спрос при постоянной цене (P 1)возрастает до Q 2. Если неценовые факторы приводят к снижению спроса, кривая спроса сдвигается влево вниз(от D к D 2). Спрос при постоянной цене (P 1) сокращается до Q 2.

D1 D
P1
P
Q1 Q2 Q Количество продукции
 
 
 


Q2 Q1 Q Количество продукции
D   D2
P1
P
Рис. 3.2. Сдвиг кривой спроса в сторону увеличения
под воздействием неценовых факторов

Рис. 3.3. Сдвиг кривой спроса в сторону уменьшения
под воздействием неценовых факторов

3.2. Сущность предложения и факторы его определяющие

Чтобы понять сущность предложения рыночную ситуацию целесообразно рассматривать со стороны продавцов.

Предложение (S) – это то количество товаров и услуг (Q), которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен (Р) в определенный промежуток времени.

Согласно закону предложения: при прочих равных условиях при увеличении цены предложение растет, при падениисокращается.

Между ценой и предложением существует прямая зависимость:

S = f(P) > 0,

Графически зависимость между ценой и предложением описывается кривой предложения, что показано на рисунке 3.4.

P   P1   P2
Q2 Q1 Q Количество товара, ед.
S
 
 

 


Рис. 3.4. Кривая предложения

При снижении цены с Р1 до Р2 величина предложения уменьшается с Q1 до Q2.

Изменение цены ведет к изменению величины предложения, что отражается движением по (вдоль) кривой предложения.

Так же на предложение могут влиять не только цена, но и другие факторы – неценовые.

1. Величина затрат на производство товара – чем меньше затраты, тем выше предложение, т. е. снижение цен на ресурсы способно привести к увеличению предложения.

2. Огромное влияние на производство и предложение товаров на рынке оказывают экономическая политика государства: налоги и суб­сидии – снижение налогов и выделение субсидий сокращают издержки про­изводства и увеличивают предложение. Увеличение налогов со­кращает предложение.

3. Размеры рынка – рост числа продавцов увеличивает предложение.

4. Ожидания в отношении изменения цен – ожидание продавцами роста цен ведет к сокращению предложения в настоящем, тогда как ожидание снижения цен увеличивает текущее предложение.

5. Предложение товаров во многом зависит от наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых ресурсов производства. Например, замена дорогих металлов на более дешевые композиционные материалы не снижает качества продукции, механизация и автоматизация трудоемких процессов существенно сни­жают себестоимость продукции и увеличивают предложение товаров.

Влияние неценовых факторов на предложение прослеживается на рисунке 3.5. Если неценовые факторы приводят к увеличению предложения, то кривая предложения сдвигается вправовниз (от S к S1). При постоянной цене P1 предложение увеличится до Q 3. При сокращении предложения под воздействием неценовых факторов кривая предложения сдвигается влевовверх (от S к S2), а предложение при той же цене (P1) сократится до Q2.

P   P1
0 Q2 Q Q1 Q Количество товара, ед.
S2 S S1
 
 

 

 


Рис. 3.5. Сдвиги кривой предложения
под воздействием неценовых факторов

3.3. Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена

Противоречивые интересы покупателей, желающих приобрести товары и услуги по минимальной цене, и производителей, стремящихся реализовать свою продукцию по максимальной цене, находят свое компромиссное выражение в равновесной цене.

излишек
дефицит
D
S
Qe Q
Состояние рынка, при котором спрос на товар соответствует его предло­жению (D = S) и ни один хозяйствующий субъект не заинтересован в изменении этого состояния (рис. 3.6) – называется рыночным равновесием. В таком случае говорят: спрос равен предложению. При этом имеют место такие параметры, как равновесная цена (Ре) – цена, при которой спрос равен предложению и она не обнаруживает тенденции к росту или снижению и равновесный объем (Qe) объем спроса и предложения при равновесной цене.

е
P   P1     Pe   P2

 


Рис. 3.6. Рыночное равновесие

При цене равновесия (Ре) спрос равен предложению Qe. При цене выше равновесной (Р1) предло­жение больше спроса и на рынке возникает излишек товаров– состояниерынка, при котором предложение товаров больше спроса на них. Между продавцами возникает конкуренция, заставляющая их снижать цену. Рынок движется к равновесию.

При цене ниже равновесной (Р2) спрос больше предложения и на рынке возникает дефицит товаров состояние рынка, при котором спрос на товары больше их предложения. Конкуренция возникает между покупателями, и они готовы заплатить большую цену. Это заставляет предпринимателей поднимать цену. Спрос сокращается, а предложение возрастает. Рынок опять движется к равновесию.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.