Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственно-частное партнерство как форма защиты инвестиционной собственности






Особенность государственного участия в инвестиционных правоотношениях корпорации. Государство, являясь носителем политической власти и суверенитета, в инвестиционных правоотношениях не пользуется властными полномочиями. Основанием для этого является ст. 111 ГК РК. Положения указанной статьи позволяют выступать государству в экономическом обороте на равных началах со всеми субъектами частного права.

Участие государства в инвестиционных правоотношениях корпорации определяется в качестве участия бюджетных финансовых средств и государственного имущества в уставном капитале корпорации. При этом государство является участником в следующих частно-правовых отношениях:

- в вещных правоотношениях – как собственник государственного имущества, в том числе бюджетных средств;

- в обязательственных правоотношениях – как участник корпорации.

Свое участие в таких правоотношениях государство осуществляет на основании осуществления государственно-частного партнерства с корпорациями (ГЧП).

Понятие ГЧП. Государственно-частное партнерство представляет собой форму сотрудничества государства и субъектов частного предпринимательства, направленная на финансирование, создание, реконструкцию и/или эксплуатацию объектов предпринимательства.

С точки зрения участия государства в инвестиционных правоотношениях с корпорациями, ГЧП – это такая форма сотрудничества, осуществление которой происходит на основании прямого участия государственного имущества в уставном капитале корпорации. При этом необходимо учитывать социальное значение государства как органа, деятельность которого направлена на создание и поддержку социально значимых сфер экономики. Такие сферы экономики в национальном законодательстве обозначены как приоритетные секторы экономики. Перечень приоритетных секторов экономики изменяется не реже одного раза в год и зависит от экономического развития конкретной сферы и финансовой обеспеченности государственным бюджетом. Государственное имущество по приоритетности секторов экономики инвестируется на основании государственных инвестиционных проектов и инфраструктурных проектов. ГЧП осуществляется в рамках реализации государственных, отраслевых программ и программ развития территорий на основании экономического заключения на инвестиционное предложение.

Согласно Бюджетному Кодексу Республики Казахстан инвестирование в корпорации осуществляется путем бюджетного инвестирования.

Бюджетные инвестиции направлены на:

- создание (строительство) объектов;

- реконструкция объектов;

- внедрение и развитие информационных систем;

- институциональное развитие отрасли (отраслей).

Способы отчуждения государственного имущества в ГЧП:

- передача имущества в качестве имущественного вклада в уставный капитал товариществ с ограниченной ответственностью;

- передача имущества в оплату приобретения акций акционерных обществ.

Правовое регулирование участия государственного имущества в уставном капитале корпораций или выкупа акций, осуществляется на основании законов Республики Казахстан «Об акционерных обществах», «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» с учетом особенностей, установленных законом Республики Казахстан «О государственном имуществе» и Бюджетным Кодексом.

Объектами ГЧП являются:

- социальная инфраструктура;

- инфраструктура жизнеобеспечения.

К основнымформам ГЧП относятся:

- концессии;

- корпоративные формы участия (участие государства в уставных капиталах юридических лиц, а также приобретение акций у акционерных обществ);

- доверительное управление объектами государственной собственности;

- государственные закупки (сервисные контракты).

Задачами государства – участника корпоративных правоотношений являются:

- получение финансирования для капиталоемких инвестиционных проектов с долгим сроком окупаемости;

- контроль за инвестиционным проектом;

- получение передовых технологий;

- поднятие отрасти экономики в целом.

Цели государственного инвестирования направлены на осуществление:

- доступа к ранее закрытым сферам экономики;

- гарантий возврата инвестиций со стороны государства;

- долгих инвестиций.

Возмещение рисков по ГЧП осуществляется в виде:

- государственных гарантий;

- налоговых льгот;

- бюджетных инвестиций;

- натурных грантов.

Виды корпораций с участием государственного инвестирования:

- акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью с участием Республики Казахстан;

- акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью с участием административно-территориальной единицы.

В зависимости от размера участия государства в корпоративных инвестиционных правоотношениях, корпорации разделяются на:

- контролируемые государством корпорации - государству принадлежит более пятидесяти процентов голосующих акций акционерного общества или более пятидесяти процентов доли участия в уставном капитале товарищества с ограниченной ответственностью (контрольный пакет);

- акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью с не доминирующей долей участия государства - государству принадлежит менее пятидесяти процентов голосующих акций акционерного общества или более пятидесяти процентов доли участия в уставном капитале товарищества с ограниченной ответственностью.

Участие государства в инвестиционных правоотношениях корпорации производится на основании государственных инвестиционных проектов, участником которых становится сама корпорация.

В соответствии со ст. 151 бюджетным Кодексом РК государственные инвестиционные проекты подразделяются на следующие виды:

1) бюджетные инвестиции;

2) концессионные проекты.

Бюджетные инвестиции и концессионные проекты подразделяются на:

- республиканские;

- местные.

Государственное инвестирование в корпорации осуществляется поопределенным критериям, в зависимости от определения республиканских и местных бюджетных инвестиций и концессионных проектов. К таким критериям относятся:

- критерий по виду собственности - республиканская собственность или коммунальная собственность;

- критерий по получателям выгод - республиканские исполнительные органы (если получателями экономических выгод являются субъекты двух и более областей, городов республиканского значения, столицы) или местные исполнительные органы (если получателями экономических выгод являются субъекты одной области, города республиканского значения, столицы).

При этом республиканское государственное инвестирование в корпорации реализуется центральными государственными органами за счет средств республиканского бюджета. С другой стороны, бюджетные инвестиции местными исполнительными органами реализуется за счет средств местного бюджета.

Государственно-частное партнерство, осуществляемое в рамках корпоративных отношений, основано на двух общих критериях, в соответствии с которыми государство инвестирует бюджетные средства и государственное имущество в корпорации.

Критерии определения источника и способа реализации государственных инвестиций в корпорации:

- I критерий (по преимуществу) основан на показателях эффективности реализации и управления инвестициями между корпорациями;

- II критерий (по механизму финансирования) основан на источниках и способах финансирования планируемого мероприятия исходя из его возможностей на основании анализа выгод и затрат.

Источниками финансирования бюджетных инвестиций выступают:

- республиканский бюджет;

- местный бюджет.

К способам бюджетных инвестиций относятся:

- финансирование бюджетного инвестиционного проекта;

- бюджетное кредитование бюджетного инвестиционного проекта;

- формирование или увеличение уставного капитала юридических лиц;

- бюджетное кредитование на реализацию государственной инвестиционной политики финансовыми агентствами;

- выполнение государственных концессионных обязательств.

В качестве вклада в уставный капитал корпорации могут быть переданы следующие права:

- право собственности;

- право пользования.

Так, согласно п.4 ст. 74 ЗРК «О государственном имуществе» право пользования государственным имуществом может быть передано в качестве вклада в уставный капитал юридических лиц с участием государства.

С момента приобретения статуса участника в корпорации, государства приобретает все корпоративные права и обязанности. К корпоративным правам государства относятся следующие права:

- на участие в управлении корпорацией;

- на внесение изменений и (или) дополнений в устав общества или утверждение его в новой редакции;

- на изменение размера уставного капитала;

- на утверждение годовой финансовой отчетности и распределение чистого дохода общества за отчетный финансовый год;

- на определение количественного состава, срока полномочий совета директоров, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий, а также определение размера и условий выплаты вознаграждений членам совета директоров;

- на введение и аннулирование «золотой акции»;

- на отмену принятых советом директоров решений по вопросам, относящимся к внутренней деятельности общества.

- на принятие решения об участии товарищества в иных юридических лицах;

- на принятие решения о залоге всего имущества товарищества;

- на образование исполнительного органа товарищества, досрочное прекращение его полномочий;

- на принятие принятия решения о сделках по передаче имущества товарищества в аренду или доверительное управление;

- на принятие решения о принудительном выкупе доли участия в уставном капитале у участника;

- на назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов;

- другие права.

Вывод: В условиях дальнейшего развития экономики Республики Казахстан государственно-частное партнерство все больше приобретает национальные черты. При совершенствовании законодательства в этой области необходимо учитывать не только интересы государства, но и интересы корпораций. В этой связи необходимо провести изменение положений антимонопольного законодательства, в частности закона РК «О естественных монополиях и регулируемых рынках».

На этом основании ГЧП следует определить как форму партнерства государства и корпорации, согласно которой риск невозвратности инвестиций снижается до их возврата государством (бюджетные гарантии).

И в дополнение следует сказать, что сегодня уже можно констатировать, что споры, связанные с определением места инвестиционного права в системе права, основаны на участии государства в инвестиционных правоотношениях и вызваны именно тем фактом, что государственная предпринимательская деятельность разрешена законодательно. Как нам представляется, следовало бы вообще подумать не о внедрении государственно-частного партнерства (ГЧП) в экономику и законодательство РК, а о необходимости исключения из отечественной юриспруденции институтов права хозяйственного ведения и права оперативного управления. Кроме того, необходимо существенно ограничить развитие государственно-частного партнерства. Широкое внимание, уделяемое сегодня участию государства в предпринимательских отношениях, в конечном итоге может привести к ослаблению предпринимательской воли и инициативе частного сектора экономики.

Предпринимательская деятельность государства осуществляется посредством бюджетного кредитования или бюджетных инвестиций. Вместе с тем бюджет не может (и не должен) брать на себя кредитные или инвестиционные функции, тем более такие, которые осуществляются на условиях платного предоставления бюджетных средств, ибо такая бюджетная деятельность приобретает исключительно предпринимательский характер. «Коммерциализация деятельности государственных финансовых институтов, – писал А.И. Худяков, – вообще крайне опасная вещь», поскольку методы возврата государственного долга по государственному кредиту несовершенны, что может привести к серьезным негативным последствиям».[73] К каким именно последствиям это привело, можно проследить с возникновением мирового экономического кризиса 2006 г.

В настоящее время инвестиционная деятельность в Республике Казахстан с участием государства должна являться временной мерой, предпринимаемой в целях стимулирования национальной экономики. Но не в рамках Предпринимательского Кодекса, проект которого разрабатывается на сегодняшний день. Но поскольку инвестиционная деятельность государства, как и любого другого субъекта права, есть предпринимательская деятельность, и, следовательно, государство в данных отношениях уже не может быть субъектом властвования, а является хозяйствующим субъектом частного права, постольку эта деятельность должна быть ограничена определенными инвестиционными конструкциями, в рамках которых государство имеет возможность получать прибыль (например, доверительное управление). А.И. Худяков, подчеркивал следующее: «В результате многочисленных реформ многие государственные управленческие структуры были преобразованы во всякого рода концерны, объединения, государственно-акционерные товарищества, холдинговые компании и т.д., в которых произошло слияние государственных управленческих функций с функциями хозяйствующего субъекта, с приданием последним черт ярко выраженного коммерческого характера. В результате сложилась довольно парадоксальная картина: орган вроде бы государственный и деньги его имеют, казалось бы, государственную форму собственности. С другой стороны, они выступают в роли хозяйствующего субъекта, что обязательно накладывает отпечаток на характер их деятельности, где государственный интерес подменяется даже не просто ведомственным < …> а узкокорыстным интересом чистоганного типа < …> Здесь они выступают в двух качествах: как органы управления и как субъекты хозяйственной деятельности».[74]

 

 


ЧАСТЬ 2: ПРАКТИЧЕСКАЯ

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что такое государственно-частное партнерство?

2. Каковы механизмы реализации государственно-частное партнерства?

3. Что такое бюджетные инвестиции?

4. Какие существуют формы государственного инвестирования в корпорации?

5. Какие существуют способы бюджетного инвестирования?

6. Какие существуют критерии государственного инвестирования в корпорации?

Кейс

Материалы к кейсу:

I. Фабула дела:

Акционерное общество «Дарын» предъявило иск к ТОО «Фальком» о внесении в пункт 4.1 договора купли - продажи недвижимости изменений об уменьшении цены в соответствии с переоценкой основных фондов, предусмотренной постановлением Правительства РК.

Суд исковые требования удовлетворил, сославшись на то, что ТОО «Фальком», являясь покупателем, допустил просрочку в оплате и последний платеж произвел в период, когда должна была производиться переоценка основных фондов. ТОО обжаловало данное решение.

Вопросы к задаче:

1. Правомерно ли требование АО «Дарын»?

2. Каким будет решение суда вышестоящей инстанции?

Кейс

В ТОО «Айман» два учредителя «А» и «Б». «А» и «Б» являются частными лицами, которые владеют равными долями в размере по 50%. ТОО «Айман» хочет купить у учредителя «А» полную долю (т.е. 50%), а у учредителя «Б» 30% его доли.

Вопросы к задаче:

1. По каким основаниям учредители могут отказать в покупке долей участия ТОО «Дарын»?

2. Имеет ли право ТОО «Дарын» купить долю у своих учредителей?

Кейс

В ТОО три участника. Два участника ТОО хотят выйти из состава учредителей путем отчуждения своих долей ТОО. Перешедшие к ТОО доли должны быть распределены в пользу единственного участника. Третий участник является директором ТОО.

Вопросы к задаче:

1. Требуется ли в этой ситуации протокол общего собрания участников ТОО?

2. Повлечет ли отчуждение долей участия перерегистрацию ТОО?

II. Нормативно-правовые акты, которыми следует руководствоваться при решении ситуации:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.