Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государство как субъект инвестиционного права






Государство как субъект инвестиционного права предопределяет особенность современного этапа развития инвестиционных отношений в Республике Казахстан.

Согласно действующим нормам гражданского права и инвестиционного законодательства, государство может являться субъектом инвестиционного права и в качестве инвестора, и в качестве инвеститора. Так, например, в соответствии со ст. 111 ГК РК, «Республика Казахстан выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений. От имени РК органы государственной власти и управления в рамках компетенции, установленной законодательными актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде.

В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, по специальному поручению РК от ее имени могут выступать иные государственные органы, юридические лица и граждане». На основании положений данной статьи государство в полной мере признается субъектом гражданско-правовых отношений, в том числе субъектом инвестиционного права.

Однако, государство не может рассматриваться как коллективный и как индивидуальный субъект права. Государство – это особое образование, имеющее публично-властный характер.[35] Не стоит забывать, что основными функциями государства является охрана и защита гражданских прав субъектов частного права. В этой связи его статус в качестве субъекта инвестиционного права должно являться больше исключением, нежели правилом. Однако на практике дело обстоит совершенно иначе. В рамках проекта Предпринимательского кодекса функции государства и его органов значительно расширяются и приобретают правовое значение в системе гражданского права. Государство, как субъект частного права, временно принимает на себя все соответствующие права и обязанности через свои уполномоченные государственные органы. Стороной инвестиционного контракта, таким образом, оказывается не само государство, а его уполномоченный государственный орган, а в некоторых случаях и коммерческая организация, уставный капитал которой сформирован за счет бюджетных средств, например государственное предприятие. В частности, в соответствии со ст. 1 Закона РК «Об инвестициях» под «уполномоченным органом» понимается «государственный орган, определяемый Правительством Республики Казахстан, по заключению инвестиционных контрактов и контролю за их исполнением». К таким органам относятся Правительство, исполнительные органы республиканского значения, административно-территориальные единицы.

Государство также может быть субъектом инвестиционного права через юридических лиц и граждан. Например, при выполнении физическим или юридическим лицом функций акционера в акционерном обществе.

Таким образом, государство, как особый субъект, имеет все права субъекта инвестиционных отношений.

Инвестиционные отношения предполагают равенство сторон. Государство в законодательном порядке самостоятельно определяет для себя правовые рамки, в пределах которых оно может осуществлять свои инвестиционные права и исполнять инвестиционные обязанности. Так, в частности, давая определение инвестиционному контракту и раскрывая его правовую природу с участием государства, Н.Н. Вознесенская указывает, что государственные отношения с частным сектором «следует определять с учетом всевозрастающей роли государственной активности, увеличения роли государства как собственника средств производства, непосредственного производителя материальных благ и участника торгового оборота».[36]

Особенность участия государства в инвестиционных отношениях как субъекта инвестиционного права основана на различном понимании понятия инвестирование и понятия финансирование. Государство призвано осуществлять именно последнее.

Различие указанных понятий заключается в функциональном определении понятия капитал, являющегося источником инвестирования. В связи с тем, что и финансирование, и инвестирование представляют собой процесс вложения, можно говорить об инвестировании и финансировании как о двух равновеликих понятиях, основным различием которых являются преследуемые ими цели и специфика разграничения финансовых средств или капитала. Процесс вложения, целью которого является получение дохода и распределение прибыли, есть инвестирование, тогда как финансирование в рамках государственной экономики такой цели предусматривать не может. Более того, не будет ошибочным сказать, что понятие финансирование шире понятия инвестирования, так же как понятие заем шире понятия кредит. Таким образом, инвестирование следует рассматривать как один из способов финансирования с той лишь разницей, что основной целью будет являться распределение прибыли при инвестировании. Если не проводить разграничения данных понятий и не отстаивать их различия в значениях - государство следовало бы признать такой корпоративной формой, правовой статус которой можно сравнить с правовым статусом некоммерческой организации.

Государству всегда требуются значительные средства на финансирование своей социальной деятельности.[37] Такое финансирование осуществляется посредством вложений в строительство сооружений общественного назначения: школ, больниц, домов, дорог и т.д. Причем государственные вложения не только направляются на создание новых, но и на расширение, техническое перевооружение и реконструкцию действующих объектов государственной собственности.

Государственное финансирование осуществляется в процессе выполнения государством своих основных функции: оборонной, правоохранительной, социальной и т.д. По мнению И.В. Сергеева и И.И. Веретенниковой, «государство может реально влиять на структурную перестройку экономики < …> ликвидацию имеющихся диспропорций в развитии отдельных отраслей и регионов, сохранение единого экономического пространства».[38] При этом «безвозвратное финансирование осуществляется с целью развития принципиально новых направлений производственной деятельности, например, таких, которые способны дать импульс развитию сопряженных отраслей».[39] В большинстве случаев безвозвратное финансирование предоставляется для реализации конверсионных, оборонных, экологических и других объектов, не рассчитанных на коммерческую отдачу. В зависимости от разграничения государственных вложений (на безвозвратное и возвратное) можно четко определить различие понятий финансирование и инвестирование: вложение средств на безвозвратной основе есть финансирование, а вложение капитала на условиях возвратности есть инвестирование.

С другой стороны, инвестирование – есть процесс вложения капитала. [40] Однозначно сложно определять бюджетные средства, вкладываемые государством в различные проекты, в качестве капитала. Бюджетные средства, вкладываемые в уставный капитал, например, акционерного общества, должны стать по определению капиталом с целью воспроизводства стоимости, в процессе которого происходит не только получение дохода, но и распределение прибыли между участниками такой корпорации. Однако, стоит ли напоминать, что бюджетные средства имеют совершенно другое назначение? Вряд ли.

При определении финансирования на возвратной или безвозвратной основе исходят из общего понятия финансирования, которое естьобеспечение необходимыми финансовыми ресурсами всего хозяйства страны, регионов, предприятий, экономических программ и видов экономической деятельности. Финансирование всегда направлено на получение положительного социального эффекта, той составляющей, которая многими авторами включается в понятие инвестиции, но не совсем точно ее определяет.[41]

В целом финансирование представляет собой часть экономической деятельности, осуществляемая через вложение средств, как с целью получения прибыли, так и без таковой. Инвестирование есть использование капитала с целью получения его бó льшего количества для увеличения дохода или прироста капитала, или для реализации и той, и другой цели. Иными словами, инвестирование – это процесс помещения капитала в те или иные финансовые инструменты или доли участия с расчетом на увеличение их стоимости и получение положительной величины дохода (что не имеет ничего общего с получением положительного социального дохода). Еще одной особенностью финансирования является то, что оно может быть только денежным, т.е. финансовым, тогда как инвестирование может быть как денежным, так и реальным.

В инвестиционном процессе государство как субъект инвестиционного права выступает посредством вложения капитала с целью получения дохода. К таковым относятся: покупка государством акций частных компаний, приобретение доли участия в товариществах, предоставление государственной собственности инвестору и т.д.

Объектом государственных инвестиций является имущество казны, а в более общем смысле – государственная собственность. Такие вложения носят строго целевой характер и зависят от утверждения государственного бюджета на очередной год. Объектами государственного инвестирования могут быть и объекты исключительной собственности государства, и его имущественные права, и специальные объекты, предусмотренные законодательством о приватизации. Правовой режим государственного имущества и условия по его реализации предусмотрены в рамках закона РК «О государственном имуществе» и Бюджетным кодексом РК.

Государственное инвестирование должно осуществляться на возвратной основе, при этом государственные средства, которые инвестируются в те или иные объекты государственной собственности являются частью инвестиционного процесса.

Государство-инвестор. Государственное инвестирование происходит посредством прямого участия Национального банка Республики Казахстан через Министерство финансов Республики Казахстан. Национальный банк выделяет бюджетные средства в рамках инвестиционных программ на возвратной основе.

При этом в обязанности инвеститора входит:

- использование капитала по целевому назначению;

- возврат средств в установленный договором срок;

- выплата прибыли, начисленной на время предоставления средств и т.д.

Государство-инвеститор. Привлечение инвестиционных средств может происходить посредством выпуска государственных ценных бумаг (например, ГКО – государственные краткосрочные обязательства). Инвестирование посредством покупки ГКО может осуществляться на уровне как государственных учреждений и предприятий (вложение бюджетных средств местными государственными органами), так и частных предприятий, участвующих в реализации определенной государственной инвестиционной программы.

В указанных отношениях государство должно иметь своей основной целью не получение дохода и распределение прибыли, а: поднятие производства, экономическое развитие региона, обеспечение создания новых рабочих мест, снабжение внутреннего рынка производимой инвестором продукцией и др.

Государство может вступать и во внешнеэкономические инвестиционные отношения, будучи особым субъектом международного частного права.[42] Оно не подчиняется действию иностранного законодательства в силу принципа иммунитета государства, оставаясь при этом субъектом международного права. Договор, заключенный государством с иностранным лицом, представляет собой внешнеэкономический контракт, в котором государство может являться как инвестором, так и инвеститором. Внешнеэкономический контракт, в котором стороной выступает государство, регулируется его внутренним законодательством, если стороны в самом контракте не предусмотрели иное. Государственный орган, представляющий государство в таком контракте, иммунитетом не обладает в силу того, что действует от своего имени, а не от имени государства.[43] Государство не несет ответственности по операциям, произведенным таким органом, поэтому данный орган сам отвечает собственным имуществом, находящемся на его балансе, а не имуществом государства.

ЧАСТЬ 2: ПРАКТИЧЕСКАЯ

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. В чем заключается понятие инвестора согласно законодательству РК «Об инвестициях»?

2. В чем заключается понятие инвеститор в правовой литературе?

3. Какие субъекты гражданского права может выступать в качестве инвестора?

4. Какие субъекты гражданского права может выступать в качестве инвеститора?

5. В чем состоит участие государства в инвестиционных правоотношениях?

6. Имеет ли право государство принимать статус инвестора или инвеститора? Прокомментируйте ответ.

 

Кейс

Материалы к кейсу:

I. Фабула дела:

ЖК «Сары-Арка» был сдан в эксплуатацию жильцам с 15 мая 2012 года (в срок). Однако официальный пакет документов на сдачу в 2007 году дома у строительной компании «Курылыс» отсутствовал, в связи с не приемкой документов государственными органами. С мая месяца того же года жильцы дома стали заезжать в квартиры, отделанные в черновом варианте, и делать ремонт. К августу месяцу часть дома уже обжилась, а меньшая часть – только начинала делать ремонт.

В августе 2012 года жильцы кв. № 58, проживающие на 7 - ом этаже, уже сделали евро ремонт. В то же время жильцы кв. № 55, расположенной на шестом этаже под кв. № 58, только собирались сделать ремонт. При осмотре квартиры жильцами кв. № 55 обнаружили течь воды с потолка в центре зала. По этой причине, жильцы дома вызвали соседей с верху из кв. № 58. При осмотре кв. № 58 течь воды на полу в ванной, в зале, на кухне обнаружена не была. После чего соседи дружно разошлись, с намеченными планами вызвать представителей строительной компании «Курылыс» с просьбой разобраться в сложившемся деле.

Однако ни представители компании «Курылыс», ни юристы данной компании, так и не отреагировали на постоянные письменные просьбы жильцов кв 55, и кв. 58 о помощи. Прошло 6 месяцев. Кв № 55 продолжало топить постоянно. Несмотря на это жильцы кв. 55 сделали ремонт и стали жить в квартире. Абсолютно сухие полы в кв. 58 заводили в заблуждение. Компания «Курылыс» так и не реагировала. Вызов мастера из КСК, созданного временно, также не приводил к положительному результату.

15 декабря 2012 года жильцы кВ. 55 попросили жильцов кВ. 58 стать свидетелями на судебном заседании, где ответчиком, как сказали жильцы кВ. 55, будет строительная компания «Курылыс». Ответ о согласии быть ответчиком кв. 58 был получен. Кроме того, жильцы кв. 58 подписали акт независимой оценки квартиры № 55 о взыскании с компании «Курылыс» мат ущерба в сумме 120 000 тенге.

Однако, 3 января 2013 года, жильцам в кв. 58 пришла повестка в суд о том, что они выступают ответчиками по данному делу совместно с компанией «Курылыс».

Вопросы к задаче

1. Решите задачу и определите возможность рассмотрения участников кондоминиума в качестве инвестора согласно долям участия в общем имуществе кондоминиума?

2. По каким основаниям следует различать долю участия в кондоминиуме и долю участия в корпорации?

3. Является ли собственник квартиры инвестором в кондоминиуме согласно доле участия.

II. Нормативно-правовые акты, которыми следует руководствоваться при решении ситуации:

1. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть), принят Верховным Советом Республики Казахстан 27 декабря 1994 года // https://online.zakon.kz.

2. Закон Республики Казахстан от 8 января 2003 года № 373-II «Об инвестициях» // https://online.zakon.kz.

3. Закон Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года № 94-I «О жилищных отношениях» // https://online.zakon.kz.

III. Вопросы, на которые следует ответить для разрешения проблемной ситуации:

1. Что произошло в данном случае? Какое право нарушено?

2. На основании каких норм права можно квалифицировать нарушение права?

3. На основании каких нормативных документов возможно осуществить защиту нарушенного права?

4. Кем конкретно нарушено право (персоналии, орган);

5. Что можно (нужно) сделать для восстановления нарушенного права?

6. Каким образом следует это сделать?

7. Какие факты важны, а какие нет?

8. Упущена ли какая-либо информация для дела? Если «ДА», то какая?

9. Какие статьи гражданского кодекса или иных нормативно-правовых актов были применены? И почему?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.