Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наблюдение за собой






Достигнутое, оно обратно еще раз воздействует на человека. Работа видоизменяет автора.

Поль Валери.

Этот эпиграф призван помочь объяснить мое ощущение. На этапе завершения книги я обладаю большей, чем в начале компетентностью в видении вопроса и совсем по-другому воспринимаю поля неизученного. Написание книги — это процесс созревания некоего плода.

На данном этапе я нахожусь в другом видении и понимании проблемы, чем в начале. Мне попадалась новая литература по этому вопросу, конечно, неупорядоченно и бессистемно. Наблюдения за игрой проводились совершенно в различных местах: дома у Веры или дома у меня, в коридоре танцевального класса, или в студенческом клубе. В присутствии ее мамы или в отсутствии. Утром или вечером. В общем, хаотически. Но эта работа осуществлялась с одной идеей: попытаться понять природу символической игры. В процессе работы возникла идея говорить об игре в терминах синергетики.

Синергетичсский подход в какой-то мере удовлетворяет нашу потребность говорить об игре как о явлении необычайно сложном и важном, которое может служить контуром развития других сложных психических процессов. Для меня этот процесс был подобен детективу. Это был поиск средства, способного представить и выразить сложность этого феномена.

Мне не хватало слов как воздуха. Теперь я припадаю к работам по синергетике как к животворному источнику. Теперь я могу говорить и рассчитываю быть понятой. Подобно тому, как я выучила французский язык настолько, чтобы быть способной выразить свою потребность, и быть способной заставить француза объяснить мне его пожелания.

Чтобы быть продуктивным, познание должно иметь периоды выпадения или погружения в хаос. Быть хаотичным — значит быть творческим. Периодическое погружение в хаос — это способ поддержания здоровья и самообновления. То, что пишет Уолтер Фриман про восприятие, дает свободу для моего творчества. «Ум должен быть децентрализован, расфокусирован. Должен совершать свободные движения, между векторами направленной активности. Поле возможностей испытывается, прощупывается и внезапно актуализируется одна из скрытых структур, происходит кристаллизация нового знания». Неожиданно оказалось, что большой специалист по синергетике В.Буданов — мой сосед по недостроенной даче. В силу недостроенное™ дачи, я храню свой садовый инструмент в его домике. Эту фразу можно рассматривать и как метафору. И еше. Стоит ли стремиться быть понятной читателю? Следуя утверждениям синергетики, это просто невозможно, так как каждый читатель— это наблюдатель, находящийся совсем в другой системе своего собственного опыта и своих предпочтений.


 

Литература

Арушанова А. Игра — формирование грамматического строя речи детей//Дошк. восп. N7, 1995

Аршинов В.И., Буданов В.Г. Синергетика постижения сложного. // Психология и синергетика. Вып.З М., 2004.

Базылевич Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. М. 1998.

Барабанщиков В.А. Системогенез чувственного восприятия. М.Воронеж. 2000.

Бижу С., Баер Б. Некоторые методологические достижения анализа процесса развития ребенка. // Изучение развития и поведения детей. М., 1966.

Бодалев А.А. Личность и общение. // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. 1979

Бреслав Г.М., Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение. М., 1990

Брунер Дж. О перцептивной готовности, // Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия. 2002.

Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.

Валлон А. От действия кмысли. М., 1956.

Валлон А. Психическое развитие ребенка. СПб. 2001.

Вандер Вен К. Игра, протей и парадокс. // Игра со всех сторон. М., 2003.

Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. МГУ, 1982.

ВинникотгпД. Игра и реальность. М., 2002

Волосоеа Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста. (Основные показатели). М., 1999.

Выготский Л. С, Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб., 2004.

ГалигузоваЛ.Н. идр. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. Под ред. Е.О.Смирновой. М., 2001

Гарбер Е. Ребенок от рождения до школы. М., 2001.

Гелъмголъц Г. О восприятии вообще. // Психология ощущений и

восприятия. М., 2002. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию.

М., 1988.

Грегори Р.Л. Глаз и мозг. М., 1970 Даулинг Ск. Формирование фантазии с точки зрения детского

аналитика// Журнал практ. психол. N 1-2, 2001 Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка. В2хт. МЛ 986. Запорожец А.В. Психология действия М., 2000.

Зинченко В.П. Образ и деятельность. Москва-Воронеж.1997.

Зинченко В.П. Сравнительный анализ осязания и зрения. Доклады АПН РСФСР 1960-1962.

Изучение развития и поведения детей. Сб. под ред. Липситта и Спайкера. Пер с англ. М., 1966.

Каттанах Э. Игровая терапия. Там где небо встречается с бездной. М., 2001

Князева Е.Н. Методы нелинейной динамики в когнитивной науке // Синергетика и психология. Вып.З. М., 2004

Комбс А. Сознание хаотическое и странно — аттракторное. // Психология и синергетика. Вып.З. М., 2004.

Кравцов Г. Г. Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольников //Игра и развитие личности дошкольника. М., 1995.

Кудрявцев В. Т. Дар воображения, в чем его природа // Психолог в детском саду. N2-3, 2000.

Кулагина И.В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания. М., 1999.

Куликовская И.Е. Педагогические условия становления целостной картины мира у дошкольников. М., 2002

Кчайг Г. Психология развития. СПб. 2003.

ЛеонтьевА.Н. Психологические основы дошкольной игры.// Советская педагогика. №8-9. 1944

ЛеонтьевА.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.1986.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

Лурия А.П. Язык и сознание 1998.

Мамардашвили М., Пятигорский А.М. Символ и сознание. М., 1997.

Маркова Л.А. Философия из хаоса. М., 2004

Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. Ориентировочно-исследователь-екая деятельность, подражание и игра как психологические механизмы адаптации высших позвоночных к урбанизированной среде. М., 1996.

Миллер С, Психология игры. С.-П. 1999.

Непомнящая Н.И. Опыт системного исследования психики ребенка. М., 1975.

Новоселова С.Л. Генетически ранние формы мышления. М., 2002.

Новоселова С.Л. Развитие интеллектуальной основы деятельности приматов. Москва-Воронеж. 2001.

Осорина М.Б. Секретный мир детей. 1999.

Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. Москва 1997.

Панфилова М.А. Игротерапия общения М.2000.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. 1994.

Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. СПб., 1997.

Пухова Т.Н. Появление элементов символической игры у ребенка в возрасте 22-х месяцев. // Психолог в детском саду. N1-2, 2001.

Пухова Т.Н. Шесть кукол. М., 2001.

Пухова Т.Н. Шесть кукол. Психологический анализ режиссерской игры в «семью». М., 2000.

Райнпрехт X. Воспитание без огорчений. М.2000.

РодариДж. Грамматика фантазии. М., 1990.

Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии. М., 1989.

Трофимова И.Н. Синергия динамики тела и восприятия мира // Психология и синергетика. Вып.З. М., 2004.

Ушшскип К.Д. Человек как предмет воспитания. Т.8 М., 1982.

Фриман У. Дж. Динамика мозга в восприятии и сознании. Творческая роль хаоса.// Сб. Синергетика и психология. М., 2004

Хейзинга И. Ното Гш1еп5. Человек играющий. М., 1992.

Холодная М.А. Когнитивные стили. М., 2002.

Холът Р. Образы: возвращение из изгнания. // Психология ощущений и восприятия. М., Хрестоматия. 2002.

ЦветковаЛ.С. Торчуа Н.Г. Афазия и восприятие. М.1997.

Цейтлин С.И. Язык и ребенок. М., 2000.

Циген Т. Ассоциативная психология. М 1998.

Эльконин Б.Д. Психология развития. М., 2001.

ЭльконинД.Б. Психология игры, М., 1999.

Сап> ау С. Р1ау. СатЬп§е. Нап/агё ишуегагу Ргезз. 1977.

N^со^^сН I. Веуопс! зепзоптоюг тТеШ§епсе, акекыпепг оГзутЪоНс

таШпгу [ЬгоиёЬ апа1уз13 оГ рге1епдег р! ау5. Мегп11-Ра1тег О-

1977. ШсоИсН I., ВгиЖт В. СотЬтаЮпа! СотреГепсу т ЗутЬоИс Р1ау

алс! 1_ап§иаёе. 1982,

О1егоп Р. Ь'тГеШ§епсе. Рапз. Ргеззез ишуег511а! ге5 йе Ргапсе.1994. Р/а^еМ. ЬагЪгтайопйизутЬо^сЬегГепйШ. Рапз. 1978, 1989. Р1а/е1 ^. 1.а репзее 51тЪо11яие еТ 1а репзее (1е ГепГат.// АгсЬ де Рзу-

сКо!.Уо1.181923. Р1ите1 М-В., ВеаиагсИоп ^. Ое 1а рейшепсе йи сопсер! ёЧптеН

аи|оигйЪш еп р5ус1ю1о§1е ди Йеуе1орретеп1 погта! Ви11е11п с! е р5успо1о§1е. Тоте Ц N427.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.