Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наблюдения за собой.






Уже закончена эмпирическая часть работы. Вера растет быстрее, чем я успеваю перерабатывать свои наблюдения. Игра зафиксирована настолько, насколько я успела это сделать. Перечитывать эти наблюдения необычайно приятно. Вероятно, каждая запись для меня значит гораздо больше, чем просто слова протокола. Листочки с торопливыми записями — теперь это мои игрушки. Протокол служит символом, за которым спрятан отрезок жизни длиною в один год. Перечитывая сухой протокол, я вижу ребенка во всем очаровании её эмоционального проявления: удивленную, хитрую, временами лукавую. Тайна природы следует с нами на каждом шагу. Эта тайна манит, увлекает, но остается тайной.

Получила два отрицательных отзыва: один — на уже напечатанную первую, а другой, из редакции сильно научного журнала, — на третью главу. Сказала себе, что нельзя обращать на это внимание, так как они не знают всего замысла и оценивают незаконченную работу через призму собственных интерпретаций данного вопроса. Одна женщина архитектор порой повторяла в кругу семьи: нельзя показывать дураку незаконченную работу.

И вообще, я пишу не по заказу. Пишу потому, что мне это нравится, что хочу выразить собственную точку зрения. Поэтому пишу, как хочу. Но, не смотря на собственные уговоры, работа затормозилась на полгода.

И вдруг услышала восторженный отзыв молодого психолога и молодой мамы по поводу опубликованной работы. Конечно же, я адресуюсь к молодым мамам и практическим психологам. И снова руки потянулись к книгам, и «перо к бумаге». И снова получаю удовольствие оттого, что правлю текст на экране компьютера. А еще воображаю, что Верина родня будет читать о ней с удовольствием. Это такой забавный возраст от двух до трех лет! Когда ребенка хочется бесконечно цитировать! Когда детское непослушание кажется вполне простительным, а негативизм забавным.

С помощью сухой буквы пытаюсь сохранить в своей памяти этот этап жизни ребенка, который вызывает у меня беспредельное восхищение, похожее на состояние экстаза.

 

 

Теоретический дискурс 2

Синергетический взгляд на игру

Игра это серьезнее, чем может показаться на первый взгляд

Дж. Родари

Накопление огромного множества эмпирических фактов в физических науках привело к возникновению немыслимого количества концептуальных моделей, что в результате и привело к созданию теории хаоса. Хаос, как внутреннее свойство нелинейной динамической системы, возникает почти везде. Мы не всегда его замечаем, так как хаос виден лишь под определенным углом зрения. Он наблюдаем в точках бифуркации, или если наблюдатель перемещается в позицию метанаблюдателя. Используя терминологию теории хаоса, гораздо легче описывать психологические процессы. Многие авторы сегодня предлагают говорить об игре на языке синергетики, и рассматривать игру как адаптивную систему. Согласно определению, синергетика — это наука о становящемся бытие, о самом становлении, его механизмах и их представлении. (Аршинов В.И., Буданов ВТ.) Синергетический взгляд на игру представляется нам наиболее прогрессивным на сегодняшний день. Игра, безусловно, служит механизмом адаптации, ибо сложные хаотические системы, в сущности, являются адаптивными. Сложные системы, кажущиеся хаотическими, позволяют выявить множественные закономерности. Прежняя наука строилась на принципах упорядоченности, рациональности, предсказуемости и контроле. Синергетика— синоним теории хаоса, утверждает, что наша реальность является фундаментально хаотической. В частности такая категория синергетики как нелинейность означает множественную причинность или недетерминированность, а также непредсказуемость. Даже очень маленький одиночный стимул может вызвать неожиданную или непредсказуемую реакцию. Любое поведение ребенка не укладывается в линейную последовательность. Очевидно, что игра ребенка имеет множественную причинность и является весьма непредсказуемой. Без всяких сомнений, игру ребенка можно считать идеальным примером представления мира как хаотического.

Упомянем еще некоторые концепции, которыми оперирует теория хаоса, и которые соотносятся с игрой и развитием. Мы должны сослаться на сборник Игра со всех сторон. Психолог Карен Вандер Вен обосновывает значимость игры через хаотические феномены и дает определение некоторых синергетических концепций.

Синергетика оперирует таким понятием как Протей. Протей — это метафора для человека, способного адаптироваться в быстро меняющихся противоречивых контекстах, но, несмотря на присутствие спутанности, сохраняет внутреннее ощущение управления. Игровая форма поведения служит адаптацией такой сложной системы как человек. Как внутри хаоса возникают упорядоченные островки, так ребенок совершает игровое действие, которое является одновременно целесообразным и эволюционирующим. В любом хаосе возникают очаги закономерности или упорядоченности. Эти очаги характеризуются собственными законами и алгоритмами, которые могут поглощать друг друга или порождать новые очаги упорядоченности. Так каждый игровой мотив, производимый ребенком, представляет собой одновременно выражение и дальнейшее упорядочивание навыков и недоумений, знаний и озадаченности, присутствующих в данный момент в психике и моторике ребенка. То есть игровая ситуация или игровое событие, которое ребенок осуществляет, полностью спонтанно и произвольно отвечает потребностям развития ребенка в каждый данный момент.

Игра в раннем возрасте связана с развитием восприятия. Давая описание игры, мы фактически описываем когнитивные процессы. Уолтер Дж. Фриман применяет синергетическую модель для описания процессов восприятия.

Хаос проявляется при моделировании восприятия, которое тоже в свою очередь, является творческим взаимодействием с внешним окружением. Синергетический подход отмечает, что обучение происходит быстроповторяемыми малыми шагами, которые накапливаются и приводят к возникновению некоей траектории. Сама эта траектория в целом никогда не повторяется. Это явление названо хаотическим блужданием. Отмечая этот феномен «познавательного дрейфа», Фриман подчеркивает, что в поле зрения индивида оказываются в первую очередь незнакомые изменения. «Мозг это хаотическая структура, которая только фильтрует и перерабатывает импульсы, приходящие от органов чувств. Он активно ищет чувс-

твенные стимулы, как исходный материал (сырье), из которого создаются воспринимающие паттерны, с помощью сознания, которое вновь формирует индуцированную стимулами активность». (Фриман У.Дж.) Если обратиться к протоколам игры, то видно, что короткие фрагменты игры похожи на хаотическое блуждание, выступающее как познавательный дрейф.

Сложная система развивается через бифуркации в процессе обучения и через формирование классов путем обобщения. Мозг способен переходить от одного состояния в другое, новые аттракторы конструируются через хаос. Нейропсихология отмечает, что чрезмерное возбуждение приводит к дестабилизации. Этот переход может быть назван также точкой «отсутствия», т.к. при этом наблюдается кратковременное отключение сознания с падением внимания, восприятия и обучения. Другое стабильное состояние, в которое переходит система, может оказаться усвоением нового класса знаний, хотя этот момент перехода по своим характеристикам также похож и на состояние сна. Ребенок, погрузившийся в состояние символической игры, также кажется отсутствующим. Его состояние сознания действительно находится в другой реальности.

Паттерн восприятия строится двояко: как воспоминание прошлого опыта, так и осознания текущей значимости стимула для субъекта. При некоторых нарушениях восприятия, например, потери связи с реальностью, люди действуют как автоматы. Своеобразие восприятия каждого человека, обусловленное преобладанием тех или иных модальностей, к примеру, зрительных или обонятельных, формирует различную картину мира для каждого индивида. П.К.Анохин утверждал, что любой поведенческий акт строится как функциональная система, как действие ансамбля клеток, из разных областей нервной системы — сенсорных, моторных, ассоциативных, лимбических. Эти системы формируются в процессе восприятия мира, влияют на восприятие мира. И.Н.Трофимова доказывает, что мы воспринимаем не только сенсорной системой, а в сотрудничестве с другими системами нашего тела. Индивидуальность восприятия конкретного наблюдателя обусловлена тем, что сенсорная обработка информации происходит путем отбора тех признаков, которые ожидались. Восприятие это построение аттракторов на основе начальных условий.

Нелинейность развития означает еще небезусловнуга пропорциональность. Так новая игрушка может быть не включена в игру вообще, а может напротив, вызвать каскад новых игровых сюжетов. Не наблюдается пропорциональность цене игрушки. Игрушка может служить для проигрывания и упорядочивания собственного опыта, что очевидно не связано с ее рыночной стоимостью. Небольшая перемена в повседневной жизни может вызвать новые игровые сюжеты. Так продолжаются цикл создания и воссоздания.

Довольно многие концепции из теории хаоса применимы к описанию игры. Например: рекурсия, захват, неустойчивость, слабый хаос, бифуркация, самоорганизация. Каждая глава нашей книги, описывающая игру на данном возрастном отрезке, представляет собой фазовую пространственную картину. Совокупность таких картин должна послужить репрезентации динамики системы. Мы надеемся, таким образом, точнее и нагляднее передать сложный процесс психического развития ребенка в целом.

Рекурсией обозначают возвращение информации от системы в саму систему. Возвращение информации меняет характер системы и влияет на ее исходные условия. Ребенок повторяет некоторое знакомое игровое действие и, неожиданно, что-то проясняет для себя. Это знание тут же включается в игру и изменяет сюжет. Непредвиденные и парадоксальные эффекты часто бывают связаны именно с последствиями рекурсии. Мы можем иногда наблюдать множественные рекурсии в одном игровом эпизоде или обнаружить их после некоторого перерыва в игре.

Термин захват кажется немного милитаристским, но только на первый взгляд. Усвоение нового навыка или нового знания осуществляется как захват. Захват это процесс, при котором две или несколько систем объединяются в одну, образуя большую синхронизированную систему. При захвате наблюдаются комбинаторные процессы: две отдельные системы накладываются друг на друга, образуя новые комбинации и согласованные паттерны. Захват приводит к синхронизации двух или нескольких систем, в единый ритм. Можно наблюдать захват, когда два ребенка играют вместе, при этом начинают копировать приемы другого. В результате обогащается игра каждого. Или более локальный пример, ребенок соединяет два набора игрушек, и игра многократно усложняется.

Неустойчивость определяется как постоянная доступность системы к собственному изменению. Слабый хаос это малая доля хаоса, которая может быть внесена в систему, с целью сделать ее динамичной. В качестве примера использования слабого хаоса можно упомянуть стремление детей самим разрушать свои песочные постройки, разбирать модели, собранные из конструктора, с той целью, чтобы получить возможность создать новое произведение. Обычно, статичность детям не интересна.

Бифуркация, иногда говорят точка бифуркации — это трансформация, которая может вызвать реорганизацию системы или ее переход в совершенно новое состояние. Бифуркация в силу быстроты и характера этой перемены, может приводить к совершенно неожиданным для наблюдателя переменам. Можно говорить о трансформациях только в ситуации игры или более широко, например, о развитии ребенка в целом.

Самоорганизация — характерная черта сложной адаптивной системы. Спонтанное превращение неустойчивой системы в систему организованного рационального поведения, которое является целенаправленным. Существует много рекомендаций по организации игры или обучения детей, но мы постоянно убеждаемся, что эти процессы зависят от самого ребенка.

Хаос защищает систему от застревания в маленьких ямках или аттракторах от неудачи при попытках найти более крупные и эффективные результаты.

Нейропсихолог А.Комбс утверждает, что сознание вступает в определенное состояние, которое соткано из психических процессов, таких как память, эмоции, мышление, чувство «Я». Это самоорганизующийся ансамбль компонентов, которые взаимодействуют друг с другом множеством разнообразных способов. Эти взаимодействующие системы производят новые творческие комбинации, которые даже в принципе не могут быть предсказаны никакими компьютерами. Мысли, воспоминания и чувства одного момента комбинируются, чтобы создать мысли, воспоминания и чувства следующего момента. Этот результат непредсказуем. Но это как раз то, что ожидается от хаотической системы.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.