Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обсуждение. А нри Валлон писал, что, хотя подражание и представление развертывается в двух различных планах (одно в плане двигательном






 

А нри Валлон писал, что, хотя подражание и представление развертывается в двух различных планах (одно в плане двигательном, другое в плане образов и символов) и хотя они, таким образом, могут вступать в конфликт, они имеют общие условия, зависящие от общности их происхождения и сходства их ролей (Валлон А.1956).

Посредством символической игры ребенок тестирует собственные знания действительности, не разлагая ее на отдельные элементы реальности, но наблюдатель видит в его игре усвоенные умения воспроизводить отдельное действие. По-видимому, сознание маленького ребенка уже умеет воспринимать, анализировать, запоминать окружающий мир в целой совокупности характеристик. Ребенок давно различает чашку и тарелку, вилку и ложку. Вера уже может отличить кошку от собаки. Если вы не биолог и не художник, то и вы не сможете выразить эти отличия вербально, а, значит, делаете это также как и ребенок. Глядя на Веру, мы думаем, как много ей предстоит узнать, она же чувствует себя так, как будто она знает всё. Представление о мире, которое она строит в собственном сознании, не имеет белых пятен.

На наш взгляд, очень важные характеристики воображения называет Н.Н.Палагина, — ассоциация и диссоциация, создание целостного образа по отдельным его элементам и вычленение элементов, для новых комбинаций. Отдавая дань диалектическому мышлению, Палагина выдвигает гипотезу о наличии противоречия в детском возрасте между схематизацией и детализацией. Оба эти процесса, безусловно, противоположны по своей сути.

Схематизация как сокращение и расчленение реальности, обеспечивает широкие переносы действия и функции с одного предмета на другие предметы. Благодаря схематизации в условном действии остается лишь общий контур реального, его могут изображать вообще без предмета. Схематизация обедняет, снижает яркость образа. Детализация, как обратный механизм, усиливает яркость представлений, проявляется в игре как особая логика образов, дополненных действиями, мимикой, фразой, интонациями, изобразительными движениями. И эта способность к детализации обусловлена главным свойством развития психики ребенка на этом этапе — целостностью непроизвольного восприятия.

Целостность психических процессов подразумевает самостоятельность целого относительно образующих его компонентов. Целое не равно сумме его составляющих. Например, ребенок без всяких усилий схватывает целостный облик собаки, не зависимо от ее породы, не вдаваясь в подробности ее анатомии. Перед психологами стоит вопрос, как ребенок воспринимает незнакомое, как и почему появляется «приращение конкретности» чувственного восприятия, если раньше оно отсутствовало? Процесс восприятия — это развитие, ведущее к реорганизации воспринимаемого и возникновению качественных новообразований. Это смена различных состояний перцептивной системы. Это восхождение от общего к более конкретному и далее к общему. Восприятие не просто образ и не просто действие, а система, которая фиксирует чувственное отражение вместе с условиями его порождения, существования и развития. Процесс восприятия проходит стадии зарождения, формирования, функционирования и преобразования перцептивного образа (Барабанщиков В.А.)

Усложнение перцептивного образа как этапа восприятия сохраняется благодаря непроизвольной памяти, характерной для маленького ребенка. Игра в свою очередь, сама является системным психическим процессом, который возникает из потребности интегрирования получаемой информации, так как сам процесс восприятия происходит у ребенка целостно, соединяя разнообразные зрительные, слуховые, обонятельные и кинестетические сигналы, не разделяя их, на всякий случай, на важные сигналы и на незначимые. При этом сохраняется возможность к дальнейшей конкретизации и усложнению воспринимаемых вещей и событий.

Ребенка никто не заставляет играть, значит, игра вызывается собственной активностью, исключительно индивидуальной потребностью в деятельности определенного вида. Отсюда можно было бы сделать вывод, что игра не является социальным видом деятельности. Но ребенок не играет «в ветер» или «в дождь», он начинает играть с помощью предметов, предоставляемых ему социумом, и с изображения тех актов человеческого поведения, которые он хотел бы уяснить для себя.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.