Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возраст 24 месяца






Вещи надо видеть в совокупности с пространством между ними.

А1ап

В научной психологии достаточно часто звучит призыв о необходимости системного исследования человеческой психики, так как психика существует и функционирует как система многоплановая многоуровневая и многослойная. «Неразложимость психики «на кусочки» отмечается как одна из ее фундаментальных характеристик» (Ломов Б.В.) Эти призывы становятся все более отчетливыми, потому что человеческое общество, и наука как его часть, и психология в том числе, движется в направлении все большей специализации. В противовес этому синтетический, целостный подход подчеркивает самостоятельность целого относительно образующих его компонентов. Системность психического функционирования обеспечивает адекватность человеческого поведения в изменяющейся окружающей среде.

Фраза, вынесенная нами в эпиграф, призвана помочь нам в объяснении того факта, что процесс знакомства ребенка с новым объектом — это длительная и сложная процедура. Создание внутреннего образа простого объекта — это отражение этого объекта, со всеми его муль-тифакторными характеристиками, то есть через восприятие его всеми пятью органами чувств, добавляя сюда предположения, антиципации возможного функционирования (движения или изменения) этого объекта. Ребенок провел два года, блуждая среди хаотичных ощущений: пугаясь пылесоса, натыкаясь на угол стола, падая с дивана, пронося ложку мимо рта. И вдруг мир начал упорядочиваться. Разнообразные ощущения стали группироваться в образы. Эти первые внутренние образы очень ярки. Теперь они настойчиво возникают в сознании ребенка, подобно галлюцинациям, в отсутствии реального объекта

Мы хотим подчеркнуть, что символическая игра, или, по-английски, представляющая игра, когда ребенок представляет себе нужную ситуацию, есть необходимый этап нормального развития психики. Этот вид деятельности связан с определенным этапом восприятия.

Использование в игре символических действий дает возможность ребенку уточнять и повторять событие, для уяснения его функционирования, сохраняя перцептивную целостность процесса восприятия в своем воображении. Символическая игра лучше всего иллюстрирует целостность (системность, интегративность) всех психических процессов у человека. Осуществляя игровое действие, ребенок вспоминает реальное событие со всей совокупностью собственных ощущений. Символическая игра — это особый вид деятельности ребенка, который, в отличие от манипулятивных и двигательных игр, требует специфического развития интеллектуальной сферы. Суть этой специфики состоит в том, что она обеспечивает такую важную характеристику символической игры как наличие мнимой ситуации, которая создается и существует исключительно в воображении ребенка. Вполне понятно, что воображение опирается на функцию памяти, а память в свою очередь требует широкого целостного восприятия, поэтому именно символическая игра дает психологу ключ к пониманию того, как протекают основные психические процессы у развивающейся личности.

Символическая игра — это то место, где встречаются внешний мир и собственный внутренний мир ребенка. Если внимательно наблюдать, то по изменениям, происходящим в символической игре, можно сделать некоторые выводы о развитии психики.

Создатель и основоположник детского сада Фридрих Фребель считал, что ребенок— носитель божественной сущности, его развитие происходит через развертывание своей сущности. Согласно теории Фребеля, отдельный человек создает собственный мир представлений и соединяет его с внешним миром. «Игра дает ребенку возможносгь отразить мир собственных представлений с помощью простых и доступных ему в данный момент предметов внешнего мира». Ф.Фребель высоко ценил детскую игру, утверждая, что игровая деятельность способствует духовному развитию.

Чем характеризуется возраст 24 месяца? Двухлетний ребенок уже запомнил, где хранится в его доме одежда, обувь, посуда, игрушки. Называет предметы на картинке по просьбе взрослого или самостоятельно. Ребенок этого возраста может выполнять простые поручения (возьми, отнеси, положи). Знает название деталей лица: лоб, нос, язык, щеки. Слушает чтение книжки, начинает использовать предложения из двух-трех слов, пробует употреблять прилагательные, местоимения, предлоги, наречия. Может называть себя в третьем лице (Волосова Е.Б.)

В речевом потоке всякое слово относится не к одному, а к целому ряду предметов. Поэтому и в практике общения с взрослым одно и тоже слово связывается с различными, на первый взгляд, мало сходными предметами. Слова «собака», «птичка» обозначают зачастую очень разные предметы, живые или попросту игрушечные. Понимание слов, обозначающих разные по некоторым признакам предметы, развивает постепенно готовность к обобщению, при котором ребенок не анализирует и не рассуждает. Первые обобщения делаются им бессознательно.

Собственная активность и потребность в деятельности побуждают ребенка к перекомбинированию предметной среды, перемещению, объединению и разъединению предметов, к использованию их в несвойственной функции. Все это служит развитию сенсомоторного интеллекта. Предметы, которыми он манипулирует, вызывают в сознании образы виденного ранее, создается мнимая ситуация. Возникающие мнимые ситуации удовлетворяют потребностям ребенка в новых впечатлениях и в самовыражении и служат формой проявления его познавательной активности. Изобразительные действия создаются в целях коммуникации и средствами, усвоенными в культуре народа. Когда ребенок вслед за взрослым произносит «лошадка цок-цок-цок» — это семантический знак, характерный только для русского языка, служащий для указания на наиболее характерный для лошади способ бега рысью и сопутствующий звук. Поэтому, образ, который ребенок изобразил в игре, как правило, сохраняет черты взаимодействия ребенка и взрослого, хотя и создается активностью самого ребенка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.