Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Го­сударственный контроль (надзор) за соблюде­нием трудового законодательства






Третий способ защиты трудовых прав - го­сударственный контроль (надзор) за соблюде­нием трудового законодательства. Согласно статье 353 ТК РФ федеральный государствен­ный надзор за соблюдением трудового законо­дательства и иных нормативных правовых ак­тов, содержащих нормы трудового права, осу­ществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ. Государственный контроль (надзор) за соблю­дением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуще­ствляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Статья 353.1 ТК РФ выделяет также ведомственный кон­троль, осуществляемый в отношении подведом­ственных организаций федеральными органами исполнительной власти, органами исполнитель­ной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

На самом деле, государственный контроль за соблюдением трудового законодательства про­изводится широким кругом государственных органов.

Во-первых, это Министерство труда и соци­альной защиты РФ (Минтруд России) - феде­ральный орган исполнительной власти, осуще­ствляющий функции по выработке и реализа­ции государственной политики в сфере демо­графии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых от­ношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной граждан­ской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты тру­да), социальной защиты населения, социального обслуживания населения. Минтруд России соз­дан на основании Положения «О Министерстве труда и социальной защиты РФ» (далее — По­ложение о Минтруде)[34], утвержденного По­становлением Правительства РФ от 19 июня 2012 года № 610 вместо действовавшего ранее Минздравсоцразвития РФ.

Именно Минтруд России принимает такие нормативные правовые акты, как Единый та­рифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих; Положение о порядке про­ведения аттестации рабочих мест по условиям труда; Положение о системе управления про­фессиональными рисками; Перечень работ, на которых запрещается применение труда работ­ников в возрасте до 18 лет; Положение об осо­бенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и орга­низациях; Положение об организации общест­венных работ; Правила подсчета и подтвержде­ния страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Кроме того, Минтруд России обобщает практи­ку применения законодательства и проводит анализ реализации государственной политики в данной сфере деятельности.

На уровне субъекта РФ органами исполни­тельной власти, регулирующими отношения в сфере труда, являются соответствующие министерства (управления, отделы), например: Ми­нистерство труда, занятости и социальной за­щиты Республики Татарстан, Министерство социальной защиты населения и труда Респуб­лики Марий Эл, Департамент труда и занятости населения администрации Краснодарского края, Департамент труда и занятости населения горо­да Москвы, Министерство занятости, труда и миграции Саратовской области и т.д.

Вернемся к государственному контролю. Согласно Положению о Минтруде, Минтруд России осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Феде­ральной службы по труду и занятости, осущест­вляет руководство и контроль деятельности подведомственных федеральных государствен­ных учреждений, в том числе федеральных уч­реждений медико-социальной экспертизы, фе­деральных государственных унитарных пред­приятий, а также координацию деятельности Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ.

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом ис­полнительной власти, осуществляющим функ­ции по контролю и надзору в сфере труда, заня­тости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулиро­вания коллективных трудовых споров.

Федеральная служба по труду и занятости осуществляет государственный надзор и кон­троль:

- за соблюдением работодателями трудо­вого законодательства посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предпи­саний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонару­шениях о привлечении к ответственности в со­ответствии с законодательством РФ и установ­ленного порядка расследования и учета несча­стных случаев на производстве;

- за осуществлением органами власти субъектов РФ социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безра­ботными;

- за прохождением гражданами альтерна­тивной гражданской службы.

Роструд регистрирует:

- отраслевые (межотраслевые) соглаше­ния, заключенные на федеральном уровне соци­ального партнерства;

- коллективные трудовые споры по пово­ду заключения и выполнения соглашений, за­ключаемых на федеральном уровне, коллектив­ные трудовые споры в организациях, финанси­руемых из федерального бюджета.

Также Роструд организует подготовку тру­довых арбитров, государственную экспертизу условий труда, ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости насе­ления и т.д.

Территориальными подразделениями Роструда являются государственные инспекции труда в субъектах РФ, например Государствен­ная инспекция труда в Самарской области. Данным органом систематически проводятся проверки условий труда у работодателей на территории Самарской области.

Например, за 2012 год проведено 1626 про­верок (989 - государственными инспекторами по правовым вопросам; 637 - государственны­ми инспекторами по охране труда). Выявлено 7365 нарушений, из них: по вопросам охраны труда - 5089, по правовым вопросам - 2276. На устранение выявленных нарушений выдано 1130 предписаний, наложен 2291 администра­тивный штраф на общую сумму 9 миллионов 877 тысяч 500 рублей. Отстранены от работы по требованию государственных инспекторов тру­да в связи с непрохождением в установленном порядке обучения, инструктажа, стажировки и проверки знаний охраны труда 742 работника. Прекращено использование не имеющих сер­тификатов соответствия средств индивидуаль­ной и коллективной защиты работников - 552 единицы, оформлено и направлено в суды 3 протокола о временном запрете эксплуатации оборудования[35].

К основным нарушениям, выявленным в хо­де проверок, можно отнести следующие:

1) руководители организаций не обучены и не аттестованы по охране труда;

2) работа по аттестации рабочих мест по условиям труда не проводится;

3) перечни профессий и видов работ, к ко­торым предъявляются дополнительные требо­вания по безопасности труда и требуется обу­чение по охране труда, на предприятиях отсут­ствуют (не разработаны);

4) своевременный пересмотр инструкций по охране труда не обеспечен, на ряд профессий и видов работ инструкции по охране труда от­сутствуют;

5) периодические медицинские осмотры работников не проводятся;

6) допуск к выполнению работ или к экс­плуатации оборудования повышенной опасно­сти необученных работников имеет место;

7) работники не обеспечиваются или обеспечиваются не в полной мере спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивиду­альной защиты;

8) проведение периодического обучения по оказанию первой медицинской помощи ра­ботниками рабочих профессий отсутствует.

При этом наибольший смертельный травма­тизм по материалам расследований наблюдает­ся в обрабатывающих производствах и строи­тельстве. Чаще всего несчастные случаи проис­ходят в результате падения пострадавшего с высоты; падения, обрушения, обвалов предме­тов, материалов, земли; воздействия движущих­ся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей машин; транспортных происшествий. Причинами несчастных случаев с тяжелыми последствиями обычно являются неудовлетво­рительная организация производства работ, на­рушение работником трудового распорядка и нарушение технологического процесса.

Инспектирование работодателей является основной формой надзорно-контрольной дея­тельности государственной инспекции труда. Основанием для инспектирования являются поручения руководителей Роструда и Управле­ния надзора и контроля за соблюдением зако­нодательства о труде (структурного подразде­ления Минтруда России), информация других государственных органов и обращения граждан. Осуществляется также работа по рассмотрению постановлений прокуратуры о возбуждении дел об административном правонарушении. Иногда проверки проводятся совместно с органами прокуратуры.

1 сентября 2013 года завершится первый пя­тилетний этап аттестации рабочих мест по ус­ловиям труда, о которой обязаны отчитаться все предприятия РФ. По мнению руководства Роструда[36], большая часть работодателей ее не пройдет, так как с сентября 2008 года по де­кабрь 2012 года аттестовались всего 1.3% пред­приятий. Санкции для непрошедших проверку - вплоть до приостановки деятельности хозяйст­вующего субъекта. Проведение аттестации должно быть зафиксировано в коллективном договоре. Впрочем, поправки, внесенные в за­конодательство об аттестации рабочих мест Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 декабря 2012 года № 590н, устанавливают обязательность проведения ат­тестации не для всех рабочих мест, а лишь по­тенциально повышенно опасных (связанных с работой машин, механизмов, с использованием вредных материалов и т.д.). В то же время, по словам директора Департамента условий и ох­раны труда Минтруда России, первичная атте­стация остается обязательной для всех[37].

По уже имеющимся на данный момент резуль­татам аттестации, качество рабочих мест очень низкое: более 60% рабочих мест могут быть ква­лифицированы как вредные или опасные.

Помимо Роструда к органам контроля (над­зора) в сфере труда относятся Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и Федераль­ная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Рос­потребнадзор).

Ростехнадзор является органом государст­венного регулирования безопасности при ис­пользовании атомной энергии; уполномочен­ным органом в области промышленной безо­пасности; органом государственного горного надзора; органом государственного энергетиче­ского надзора; органом государственного строительного надзора.

Территориальные подразделения Ростехнад­зора расположены не в каждом субъекте РФ. Например, Приволжское управление Ростехнад­зора охватывает республики Татарстан, Марий Эл и Чувашию. Также на территорию двух субъектов РФ - Нижегородской области и Рес­публики Мордовия распространяется и компе­тенция Волжско-Окского управления Ростех­надзора, базирующегося на территории г. Ниж­него Новгорода (с территориальными отделами: Выксунским, Саровским, Дзержинским, Кстов- ским и Арзамасским).

Роспотребнадзор, в структуре которого при­сутствует отдел организации санитарного над­зора по гигиене труда, коммунальной гигиене, осуществляет проверку деятельности работода­телей по выполнению требований санитарного законодательства, пресекает факты нарушения законодательства, применяет меры ограничи­тельного, предупредительного и профилактиче­ского характера, направленные на недопущение или ликвидацию последствий нарушения рабо­тодателями обязательных требований в опреде­ленной сфере деятельности.

На уровне субъектов РФ действуют террито­риальные управления, на уровне городов и рай­онов - отделы управлений Роспотребнадзора.

К государственным органам по контролю (надзору) за соблюдением трудового законода­тельства относится и прокуратура. Согласно статье 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре РФ»[38] прокурор: проверяет жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражда­нина; разъясняет пострадавшим порядок защи­ты их прав и свобод; принимает меры по преду­преждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

Прокуратурой выполняются:

1) прокурорские проверки исполнения зако­нодательства об охране труда на предприятиях, расположенных на поднадзорной территории;

2) запросы о выделении специалистов в управление Роспотребнадзора и государствен­ную инспекцию труда в субъекте РФ для уча­стия в совместных проверках;

3) анализ поступающих жалоб по трудовым вопросам.

Результатом проверок может стать выявле­ние нарушений и последующее внесение пред­ставлений об устранении нарушений трудового законодательства, вынесение постановления о возбуждении дела об административном право­нарушении, направление искового заявления об обязании провести аттестацию рабочих мест. Последнее возможно в связи с правом прокуро­ра обращаться в суд с заявлением о защите на­рушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредст­венно связанных с ними отношений согласно статье 45 Гражданского процессуального ко­декса РФ.

Значительное число обращений в прокура­туру касается задолженности работодателей по выплате заработной платы. По результатам взаимодействия с органами статистики, служ­бой судебных приставов, налоговой службой, органами Пенсионного фонда РФ, Фонда соци­ального страхования РФ прокуратурой выявля­ются работодатели, нарушающие право работ­ников на своевременную и в полном объеме выплату зарплаты.

Внутриведомственный контроль за соблю­дением трудового законодательства должны также осуществлять соответствующие мини­стерства, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.