Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Общие закономерности развития зрительного восприятия у детей с нормальным и нарушенным зрением.






В дошкольном возрасте «главенствующая формирование» роль в сознании ребёнка принадлежит восприятию, развитие которого в этот период жизни определяет формирование представлений, памяти, речи и мышления.

В исследованиях Б.Г. Ананьева (1964), А.В. Запорожца (1963, 1967, 1982), А.Н. Леонтьева (1981), Л.И. Леушиной (1974, 1978), Е.Ф. Рыбалко (1964), А.П. Усовой (1963) доказано, что важным условием развития зрительного восприятия является созревание зрительного анализатора. Сенситивные периоды развития зрительного восприятия и созревания зрительных функций у ребёнка не только совпадают, но и взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В исследованиях, посвящённых проблеме зрительного пространственного восприятия детей Б.Г. Ананьев, Е.Ф.Рыбалко (1964), Л.И. Леушина (1978), показано, что накопление знаний, формирование и упрочнение системы перцептивных действий в процессе совершенствования восприятия в сочетании с созреванием анализаторной системы являются основными факторами развития каждой сенсорной функции – остроты зрения, линейного и глубинного глазомера, поля зрения и др. Данный вывод подтверждает наличие единого сенз итивного периода развития зрительных функций и зрительного восприятия как психического процесса.

Прослеживая закономерности формирования зрительных операций у детей раннего дошкольного возраста, советские психологи и педагоги (Л.А.Венгер (1979, 1980), П.Я. Гальперин (1969), А.В.Запорожец (1967, 1982), В.П. Зинченко (1963), установили, что важным условием, определяющим развитие анализирующего восприятия, является усвоение ребёнком перцептивных зрительных действий в процессе овладения сенсорными эталонами.

В исследованиях А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, А.Г. Рузской раскрывается процесс развития зрительных действий, совершенствование способов зрительного обследования предметов в зависимости от возраста.

Процесс формирование зрительных действий органически связан с накоплением сенсорного опыта детей: в активном познавательном опыте они усваивают сенсорные эталоны, которыми пользуются при выполнении действий восприятия как своеобразным образом для определения особенностей обследуемых предметов.

 

 

Тема 5 Специфические закономерности развития зрительного восприятия у детей с нарушенным зрением

1 задание: конспект

Конспект.

Тифлопсихология указывает на ведущую роль высших форм психической деятельности в компенсации вторичных отклонений у детей с различным характером нарушения зрения. Становление этих форм предполагает целенаправленное управление с раннего возраста процессами восприятия у дошкольников, испытывающих из-за сниженной различительной способности зрительного анализатора трудности при овладении предметным миром и попадающих из-за этого в ненормальные условия развития ведущей для них психической функции – зрительного восприятия.

Проблемы созревания зрительных функций, развитие зрительного восприятия у слабовидящих детей. По данным современных офтальмологов и психо-физиологов зрительный анализатор не только слабовидящего с врождённым дефектом, но ребёнка с амблиопией и косогласием значительно отстаёт в «созревании» ведущих зрительных функций (Э.С. Аветисов)

Рядом исследователей установлено (Э.С. Аветис, И. В. Клюка, Н.И. Пильман), что это отставание может приобретать стойкий характер и приводить к морфологическим изменениям в зрительном анализаторе.

М.Б. Эйдинова(1967) и.Л.И. Сонцева (1968, 1980, 1983) изучая особенности развития зрительного восприятия слабовидящих и слепых, с остаточным зрением, установили, что нарушение зрительного анализатора, сопровождается нарушением движений глаз, нистагмом, неумением управлять своим взором, отражается на темпе становления элементарных зрительных реакций, лежащих в основе акта восприятия.

Л.И.Плаксина доказала, что нарушение глазодвигательной функции у дошкольников с амблипией и косоглазием вызывает ошибки при определении формы, величины, пространственного расположения предметов.

В специальных исследованиях Л.И. Григорьева (1984), Т.И. Земцова (1973), Н.Г. Морозовой (1980), Л.И. Плаксиной (1982), Л.И.Солнцева (1980), М.Б. Эйдинова (1967) и др. и офтальмологов А.П. Гнеушевой (1980), А.И. Дашевского (1962), А.К. Каплан (1979), Е.И. Лосева (1960), И.В. Сепокрыл (1957), А.В. Хватовой (1955) и др. доказано, что аномальная зрительная система характеризуется неравномерностью отдельных её функций.

Н.Б.Монич (1968), Е.М. Украйнской (1968), И.В. Сироткиной(1971), установлен, что у слабослышащих школьников процесс становления зрительного образа нарушен и у многих в естественном опыте познания окружающего не достигает высших фаз развития.

При изучении психических механизмов становление зрительного образа выявлено, что зрительное восприятие детей с нарушением зрения характеризуется искажённостью, фрагментарностью, диффузностью, недифференцированностью, замедленностью во времени, низким уровнем анализа и обобщения воспринятого.

М. Тобин (1980), изучая особенности восприятия поступающих в школу слабовидящих детей, указывает, что значительная их часть не владеет различительными навыками анализа перспективы плоскостных изображений, пониманием симметрии и асимметрии и др. Прослеживается зависимость уровней развития зрительного восприятия дошкольников от различных функций глаза лишь в том случае, если формирование основных процессов познавательной деятельности на чувственном этапе проходило в естественном опыте, без управления.

Тема 6. Особенности зрительного восприятия у детей






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.