Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ученическое самоуправление

Организация ученического самоуправления

в условиях сельской малокомплектной школы

Когда существовали октябрятские звездочки, организация ученического самоуправления было предельно просто: есть командир звездочки и команда. Вся работа в классе организуется как соревнование или конкурсы между звездочками. Отказ от октябрятских звездочек при­вел к новой ситуации в организации уче­нического самоуправления в начальной школе.

· Какой вариант структуры само­управления целесообразно избрать в дан­ном классе?

· Как лучше распределить по­ручения в этом коллективе учащихся?

· Каким образом необходимо взаимодейст­вовать с лидерами класса, с вожатыми в сложившейся ситуации?

· Как организовать работу роди­телей?

На эти и многие другие вопросы приходится искать ответ учителю с пер­вых дней знакомства со своими воспитан­никами. Ситуация в данный момент осложняется тем, что в сельских школах зачастую приходится работать с несколькими классами, так как наполняемость классов в последнее время сильно уменьшилась.

Такая же сложная ситуация сложилась и в нашей, Балдаевской СОШ. Третий год в начальной школе работаем двумя классами. Встал вопрос об организации ученического самоуправления нового вида, так как старая структура стала неинтересной для учащихся и для самого себя, как классному руководителю. С 2005-2006 была организована игра путешествие по Республике «Радость». Игру начали с учащимися 1 и 3 классов.

В этом 2006-2007 учебном году в 4 классе обучаются 11 детей, 4 ученика во 2 классе. Как классный руко­водитель свои усилия направляю на создание такой воспитательной сис­темы, целью которой явля­ется развитие самодеятельных и само­управленческих начал в коллективе клас­са, способствующих становлению само­стоятельной и творческой личности млад­шего школьника.

Воплощение данной цели предполагает планомерное освоение первоклассниками азбуки организатор­ского мастерства, формирование реально действующего самоуправления в классе на примере более старшего, 3 класса, т. е. работают под девизом «Делай как я». На следующий год работа продолжается уже на более высоком уровне самостоятельности, уже под девизом «Вместе лучше».

Ведущую роль в республике играет Президент, перевыборы которого проходят тайным голосованием в начале каждой четверти, работа которого согласуется Советом Старейшин (кл. руководитель и родительский комитет) и командой Советников (вожатые).

Обрести свои первые организаторские умения и навыки спо­собствует путешествие первоклассников не в одиночку, а микрогруппами:

· команда друзей Карандаша,

· команда Разведчиков,

· команда друзей Самоделкина,

· команда друзей Мудрейшего.

В каждой команде по одному первокласснику и три 4-классника. Так жители республики живут командами и занимаются определенным видом деятельности. В республике действует система чередования поручении, чтобы каждый ре­бенок попробовал себя, свои силы и возможности в различных ролях и видах де­ятельности. Смена поручений с обяза­тельным подведением итогов коллектив­ного и индивидуального их выполнения происходит на классном собрании, которое проводится один раз в четверть. Здесь дети учатся анализировать и оценивать работу друг друга и свою соб­ственную. Вся деятельность жителей Республики отражается на классных стендах. Каждый житель, в зависимости от того, какое участие принимал он в жизни республики, получает поощрительные значки: «Самый активный», «Книголюб», «Активный спортсмен», «Спортсмен-рекордсмен», «Прилежный ученик», «Друг Мойдодыра». В конце года определяется «Ученик года», составляется «Книга рекордов нашего класса». Ежемесячно выпускается классный журнал «ШИК» (Шуверова и компания).

.

В ходе познавательной и практической деятельности дети постигают смысл фор­мулы самостоятельности: «Чтобы стать самостоятельнее, я должен видеть свою цель, планировать ее достижение, выпол­нять задуманное, делать выводы и оцени­вать результат. Сразу я не стану самосто­ятельным: сначала буду за кем-то повто­рять, следовать примеру, потом сделаю по-своему, дополню чем-то своим, а за­тем научу кого-нибудь тому, что умею сам».

Вся работа строится в тесной взаимосвязи с вожатыми и родителями учащих­ся, которые помогают де­тям получить важные для жизни знания, умения и навыки. Ключевым принципом организации са­моуправления является идея сотрудниче­ства детей и взрослых. Делаем не за ма­леньких, а вместе с ними — главное усло­вие подготовки и проведения любого дела.

Активно, творчески и добросовестно выполнять поручения помогают путеше­ственникам советы-подсказки, изложен­ные в специально разработанных памят­ках для младших школьников .(См. приложение 1)

На классном сборе были приняты и утверждены государственные праздники и фирменные дела жителей Республики «Радость». (см. приложение 2)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Памятка для «Друзей Самоделкина»

1.Тебе доверили поручение, которое принесет пользу всем. Зорко следи за чи­стотой ипорядком в классе. С помощью классного руководителя составь график дежурства.

2.При проведении генеральных уборок определяй каждому участок работы. Не забудь проверять, как выполняется пору­чение.

3.Помогай дежурным и учителю в под­готовке кабинета к уроку.

4. Проверяй, все ли ребята готовят школьные принадлежности к уроку. Заве­ди в классе «Забывайку» — место, где бу­дут лежать потерянные и запасные каран­даши, линейки, ручки.

5.Следи за сохранностью парт и сту­льев, о сломанной вещи или оборудова­нии сообщай учителю или неси их в ка­бинет технического труда.

6.Ухаживай за комнатными растениями.

7. Проверяй, все ли одноклассники переобуваются в сменную обувь.

8. В конце месяца расскажи всем о сво­ей работе. Кто тебе помогал? Кто нару­шал чистоту и порядок?

Памятка для «Друзей Мудрейшего»

1.Тебе доверили очень серьезное по­ручение — учебные дела класса, значит, тебе верят и на тебя надеются. Понаблю­дай внимательно за одноклассниками: может быть, кому-то нужна помощь? По­мни: нельзя смеяться над ошибками дру­гих, давать списывать. Лучше вместе с учителем объясни, расскажи, посоветуй прочитать.

2.Помоги учителю, проконтролируй, как ведутся записи в дневнике, в каком состоянии тетради, учебники. Только сна­чала попроси учителя, чтобы тот преду­предил ребят о предстоящей проверке.

3.Старайся по возможности всегда рас­сказывать в классе что-нибудь интерес­ное. Можно выпускать листки знаний «В мире интересного», вести «Календарь природы», проводить викторины, устра­ивать интеллектуальные конкурсы.

4.Следи за результатами конкурсов «Ученик года», «Спортсмен года», расска­зывай об этом ребятам. Следи за работой стендов и классных уголков.

5.Формируй команду одноклассников для участия в школьных интеллектуаль­ных играх.

6.В конце месяца отчитайся перед одноклассниками о проделанной работе.

Памятка для «Друзей Карандаша»

1. Ты — юный корреспондент классной газеты. При помощи карандаша, кисточ­ки и красок ты можешь рассказать всем обо всем.

2.Внимательно понаблюдай за одно­классниками. Запиши себе в блокнот ин­тересный случай или происшествие из жизни класса, отчет о работе по выпол­нению других поручений. Собирай инте­ресные картинки, используй их в газете. Напиши статью в классный журнал-альманах.

3.Узнай у одноклассников об их инте­ресах и увлечениях. Возьми у кого-нибудь интервью. Предложи одноклассникам сделать выставку рисунков.

4.Если есть возможность, то сфотогра­фируй или сними на видеокамеру своих одноклассников (можно попросить роди­телей). Оформи летопись классных дел.

5.Выпусти газету-поздравление, газе­ту-информацию, газету-дружеский шарж, газету по итогам дежурства.

6.Расскажи одноклассникам о детских газетах и журналах.

7.В конце месяца отчитайся перед одноклассниками о проделанной работе. Расскажи, кто тебе помогал? Кто мешал?

Памятка для « РАЗВЕДЧИКОВ »

1.Тебе доверили узнавать все самые важные новости. К тому, что узнал, отне­сись очень ответственно, расскажи об этом классному руководителю и ребятам своего класса.

2. Следи за работой экрана активности, куда будешь записывать школьные и классные со­бытия, имена и фамилии самых активных ребят в классе.

3. Внимательно следи за доской объ­явлений, своевременно напомни всем о предстоящей игре, приведи в назна­ченный час одноклассников на линей­ку.

4. В конце месяца подведи итоги своей работы. Что у тебя получилось? Что не получилось? Кто помогал? Кто мешал?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Государственные праздники Республики «РАДОСТЬ» Сроки проведения
1. Торжественное вручение удостоверения жителя Республики «Радость» 2. День Арбуза. 3. Велопоход по родному краю. 4. День именинника 5. Веселые старты вместе с мастером спорта 6. День Добра 7. Культпоход в Чебоксары 8. День Матери 9. Первый и последний день зимы 10. Зимний спортивный праздник 11. Лыжный поход и катание на санках 12. Игра «Мой тайный друг» 13. «Мистер и мисс класса» 14. Экскурсия «Профессии наших родителей» 15. Неделя добра 16. Составление «Книги рекордов нашего класса» 17. Праздник «Я, ты он, она – вместе дружная семья» Сентябрь Сентябрь Октябрь, май В теч. года Октябрь Ноябрь, январь Ноябрь Декабрь, февраль Декабрь Январь Февраль Февраль, март Март Апрель Май Май

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Законодательством Республики Казахстан предусмотрена обязательная и добровольная сертификация. | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.