Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жизнь и быт населения






Стабилизация ситуации после войны с Турцией в 1735-1739 гг. положительно сказалась на условиях жизни и быта населения. Лишь в начале новой российско-турецкой войны крымская орда вторглась в пределы края. Продвигаясь через территорию Кальмиусской паланки, в конце 1768 г. она подошла к Бахмуту в надежде овладеть им. Но получив отпор, направилась к Украинской линии. Штурмовать ее не рискнула и, перейдя Днепр, причинила большой урон военным поселениям и запорожским зимовникам на всем пути следования. Это был последний набег татар, повлиявший на положение населения края. Часть запорожцев перешла на донскую территорию и поселилась поближе к восстанавливавшемуся Таганрогу, часть переселилась в другие, более безопасные, места. Фактически во время этого похода Кальмиусская паланка пострадала больше других. Некоторые селения вовсе исчезли. Только после этой войны, закончившейся подчинением Крыма Россией, исчезла угроза татарских набегов.

Население как в городах, так и в селах стало больше уделять внимания обустройству своих жилищ и хозяйственных построек. В городах, кроме общественных зданий, из камня и кирпича стали строить и жилые дома, покрывать их черепицей. Особенно строительство каменных домов получает распространение в приморских районах, бедных на лес, в частности, среди греков. Украинцы в сельской местности отдавали предпочтение камышу как наиболее распространенному виду строительного материала и хворосту. Построенные из них дома обкладывали с обеих сторон глиной, что способствовало хорошему сохранению тепла зимой и прохлады летом. В преобладающем большинстве дома покрывались соломой. Русское население по возможности предпочитало строить дома из дерева. Современники отмечали, что большинство русских изб топились начерно, в то время как украинцы устраивали дымоходы и выводили дым наружу. В городских домах печи обкладывались цветным изразцовым кафелем. Разнообразнее и изысканнее стал набор домашней утвари, особенно у горожан. В сельских домах в преобладающем большинстве упоминается стол, скамейки вдоль стен, возле печи лежанки. С конца XVIII в. помещики стали строить свои дома из кирпича, оборудовать их изысканной мебелью, возле домов устраивать сады и содержать садовников. В садах перечисляются разные виды деревьев, кустов, цветники.

Стал богаче и набор одежды. Кроме традиционной украинской, русской и греческой народной одежды, особенно в городах, современники отмечают образцы европейской одежды, обуви и т.п.

Одновременно с основанием новых поселений строились и церкви. В городах упоминается даже по нескольку церквей. Так, в 1780 г. в Бахмуте функционировало 4 церкви, среди которых одна каменная, а три деревянных; в Мариуполе — 2 (каменная и деревянная); в Славянске — 3 (одна каменная и две деревянных). При церквах организовывались приходские школы, в которых дети учились читать, писать, считать, петь церковные песни, получали знания из религии. В конце XVIII в., как и по всей России, в уездных городах появляются двухклассные училища, в которых могли учиться дети всех сословий. В1772 г. в Бахмуте при Покровской церкви была открыта духовная семинария, готовившая церковнослужителей. Некоторые из ее учеников продолжали обучение в других учебных заведениях, в том числе в Харьковском коллегиуме и в Москве. Многие из них по окончании этих учебных заведений возвращались в родные места и работали церковнослужителями, учителями, чиновниками государственных учреждений.

До 1787 г. важное место в духовной и культурной жизни края занимал Святогорский монастырь. В связи с проводимой правительством России секуляризацией церковных и монастырских земель в этом году все имущество монастыря перешло в казну, а монахи были разогнаны. В 1790 г. Екатерина II подарила владения монастыря князю Г. Потемкину. В письме к нему она написала: «Друг мой сердечный, князь Григорий Александрович, дав тебе рай земной сегодня, как ты называешь эту дачу, прошу тебя, если вздумаешь оную продать, предпочтительно мне...»

На то время монастырь владел около 25000 десятин земли и почти 1, 5 тыс. крепостных.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.