Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ренессанс (Возрождение) XIV-XVI вв.






Интерьер

Архитектурный стиль эклектичный и скорее декоративный, чем конструктивный. Формальные элементы стиля почерпнуты из арсенала форм греко-римских ордеров. Окна решались с полукруглыми, позднее с прямым завершением. Интерьеры дворцов поражали монументальностью пространственных эффектов, великолепием мраморных лестниц, богатством декоративного убранства. Гостиные и спальни знати обставлялись дорогой мебелью, исполненной в духе античности. Пол, стены и дверные рамы облицованы мрамором; бревенчатый или кессонный потолок обшивался деревом.

Мебель

Мебель, оформленная в стиле ренессанс, довольно громоздкая, и характеризуется чёткой формой, ясным построением и многообразием архитектурных элементов, большое внимание уделяется декору Корпусная мебель решается как архитектурное сооружение, как миниатюрное палаццо с колоннами, пилястрами, карнизами, фронтонами.

После кровати второй по важности предмет обстановки - сундук-кассоне (с резьбой, инкрустацией и росписью). Встречаются два типа столов: прямоугольной формы с толстой столешницей на двух массивных устоях и центральный, или одноопорный, со столешницами круглой, шести- или восьмиугольной формы. Особенной декоративностью славилась венецианская мебель: сундуки, шкафы украшались росписью, стукко, позолотой.

Для этого стиля интерьера актуальны ножки мебели в виде звериных лап, но доминантами все же остаются опоры-колонны.

Ренессансная орнаментика отталкивается от античных образцов. Широко используются различной формы колонны, пилястры, лист аканта, мотив канделябра, купидоны; вводятся в обиход гротески, развитые на основе орнаментов, обнаруженных на древнеримских стенных росписях; широко употреблялись арабески, плетенки, картуши, фестоны, гирлянды, львиные головы, грифоны и т.д.

Линииолуциркульные.
Геометрический рисунок: круг, квадрат, крест, восьмиугольник., мерой гармоничности форм служит правило золотого сечения.

Форма: круглая или пологая крыша с башенными надстройками, арочные галереи, колоннады, круглые, ребристые купола, высокие и просторные залы, эркеры.

Основные материалы: черное и белое дерево (дуб, орех, экзотичные породы), слоновая кость, камень, мрамор, песчаник.

Цветовая гамма: мягкие и светлые, темные и мрачные, звонкие и насыщенные; холодные оттенки белого цвета и пастельные гаммы, пурпурный, синий, желтый, коричневый.

назад к списку

 

Маньеризм (конец XVIв.)

Маньеризм (конец XVI века, длился около 25 лет) — стиль в европейском искусстве, основной чертой которого было подведение итогов нового художественного восприятия мира, возникшего после Средневековья в эпоху Возрождения. Маньеризм осуществил переход от массивных и тяжелых форм в интерьерах Ренессанса к новому стилю, олицетворяющему весь шик, богатство и пышность королевского двора — Барокко. Название «маньеризм» (от слова «манера») стилю дали современники, воспринимавшие его как манерничанье — обращение к недавнему прошлому, повторение его лучших достижений.

Барокко(кон. XVI — нач. XVII вв.)

В переводе с итальянского — “причудливый”. Итальянское; Barocco; > означает раковину вычурной формы. Зародившись в конце XVI века, барокко, в сущности, было естественным продолжением ренессансного стиля.

Эпоху Барокко принято делить на четыре периода, которые хронологически совмещаются со временем правления французских королей:

  • стиль Людовика XIII – раннее барокко, переходное от Ренессанса, 1610-1643 гг.
  • стиль Людовика XIV, 1643-1715 гг.
  • стиль Регентства («режанс») – переходный к стилю Людовика XV, 1715-1730 гг.

 

Основные черты: повышенная динамичность форм, беспокойный ритм кривых линий.

Архитектура

В архитектуре и интерьерах применялись пышные помпезные формы. В оформлении окон, мебели, посуды использовались сложные по очертаниям динамические овальные спирали. Пренебрежение спецификой материала ведет к изогнутым, очень пластичным поверхностям предметов, крученым колоннам, пухлым балясинам, богато профилированным карнизам и рамкам. Мотивами резных и мозаичных декоративных композиций служат щиты, картуши, прихотливо вьющиеся стебли, раковины, венки, гирлянды. Мебель часто покрывают яркими росписями и лаками (Венеция), вводят в декор позолоту и инкрустацию хрустальными пластинками. Сидения часто сплошь сбиваются дорогими тканями и обильно украшаются бахромой.

В зданиях стиля барокко вестибюль должна украшать парадная мраморная лестница, над ней находится плафон потолка, который раскрашивается яркими красками. Чаще всего напротив лестницы устраивался специальный балкон для оркестра, который исполнял в честь гостей соответствующую музыку. Во дворцах стиля барокко парадные залы обычно устраивались на втором этаже. Между помещениями находятся узкие галереи, которые украшаются коллекциями произведений искусства – картинами, скульптурами, изысканными вазами на вычурных подставках. Окна этих галерей обычно выходят в парк.

Интерьер

Одна из характерных черт барокко – пространственный иллюзии, которые сопровождают интерьеры этого стиля. Компоненты, традиционные для барочных интерьеров – зеркала, потолки, стены, экраны – расписаны изображениями, основанные на картинах жизни небожителей. На стенах висят гобелены, несущие изображения пейзажей. Торжественный пафос интерьера усиливается при помощи обилия тяжелых тканей, ковров, богатых сверкающих люстр, позолоченной лепнины, в которой преобладает тематика изображений листьев и плодов, картуши и маскароны. Криволинейные, округлые контуры придают декору динамику и живописность.

Ткани. Материи в интерьере стиля барокко уделялось особое внимание. Элементы, выполненные из материи, должны были сиять особой роскошью. Так же, как и в средневековье, широко распространены шпалеры – тканые ковры без ворсы, которыми занавешивали стены дома. Качество гобеленов в эпоху барокко стало таким высоким, что они зачастую конкурировали с живописью. Кроме шпалер, часто использовали глазет (известный нам под названием парчи). При помощи этой материи оформляли стены, окна и двери, мебель. Будуары украшались шторами – плотными полотнами со сложным тканым рисунком. Для барокко было характерно использование бархата. В период расцвета барокко в Лионе была выпущена новая атласная ткань с мелким рисунком растительной тематики. Кроме того, к концу семнадцатого века в моду вошла материя с рисунком, которая в Англии называлась, хотя на ней изображались картины не только японской, но и китайской тематики: восточные пейзажи, красочные птицы и цветы.

Освещение.

Освещение при помощи свечей придавало интерьерам неповторимое романтическое звучание. Именно под свечи были придуманы разнообразные приборы освещения. Это – канделябры и жирандоли, шандалы и подсвечники. Если подсвечники и шандалы можно было относительно свободно перемещать из одной комнаты в другую, то канделябры и жирандоли закреплялись на полу или стенах. Название «люстра» в переводе с французского обозначает «блеск», - этот тип светильника был введен в употребление во второй половине семнадцатого века и с тех пор стал (и остается, пожалуй, и в наше время) самым эффектным из всех источников света. Хрустальная люстра – обязательная деталь любого интерьера «дворцового» типа.

Мебель

Элементы декора этого стиля внушительны по объему, в них часто применяется резьба, металлические накладки из бронзы и благородных металлов, а также мозаика из различных пород дерева (интарсия). Эпоха барокко оставила потомкам такой предмет, как шезлонг (chaislonge – «длинный стул», на котором можно сидеть и лежать), так называемые канапе –кушетки на шести или восьми ножках, а также комод с выдвижными ящиками, появляются первые «гарнитуры»

 

Варианты кроватей с различного вида балдахинами часто украшали султанами из перьев страуса. Ложе опиралось на скульптуры в виде женских торсов, в ногах ложе опиралось на подобие античных ваз. На смену царившим в эпоху Возрождения сундукам (кассоне) в эпоху барокко пришли комоды, книжные шкафы и бюро.

В предметах мебели можно отметить следующие особенности, свойственные барочному стилю:

  1. Все фасадные проекции (или, по крайней мере одна из них) любых видов мебели лишены замкнутой прямоугольности контура.Поверхности, тем или иным образом вычлененные внутри общего фасадного контура (например, поверхности шкафных дверей, выдвижных ящиков, пилястр), часто имеют также свой собственный фигурный контур.
  2. В мебели барочного стиля отсутствуют такие поверхности, единственным декоративным свойством которых была бы только естественная текстура древесины. Если в изделии и есть какая-либо большая поверхность, например филенки шкафной двери или столешницы, то она разбивается инкрустацией (интарсия, мозаика), чаще всего узорочной. Впервые в истории мебели широк применяются изогнутые поверхности (гнутье массива древесины – достижение эпохи барокко).
  3. Правильный орнамент с бордюрной симметрией уступает место свободному узору. Узоры делаются трехмерными, резными, или двухмерными - в технике инкрустации или наложения украшений. Для инкрустации используются такие материалы как желтая медь, слоновая кость, черное дерево, черепаха, драгоценные и полудрагоценные минералы и др..
  4. В этом стиле основные мотивы объемных украшений в большинстве своем асимметричны – щиты сложного ломанного или округлого очертания, картуши, раковины, гирлянды, фестоны, голова, бюст и полная фигура человека. Они либо вырезаны из общего массива той или иной детали мебели, либо наложены на нее.
  5. Для барокко свойственна сложная фигурность всех опорных элементов (ножек) шкафов, столов, стульев, кроватей и др. Часто ножки имеют характерный вид лапы, возможно с птичьими когтями, - так называемой «кабриоли» (от франц. cabriole – «прыжок»).

Основные материалы: кованные бронзовые элементы, черное дерево, мрамор, шелк и бархат с золотой вышивкой

Цветовая гамма: красный, синий, синий с золотом, зеленый, белый, белый с золотом цвета.

назад к списку

Цветовая гамма: красный, синий, синий с золотом, зеленый, белый, белый с золотом цвета.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.