Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура рынка. Конкуренция на рынке.






 

· Конкуренцияэто основная отличительная черта рыночных отношений.

· В зависимости от способов ее осуществлении различают совершенную и несовершенную конкуренцию.

· Рыночная структура определяется рядом условий:

ü Количество и размеры фирм

ü Характер продукции

ü Контроль над ценой и т.д.

· Рассмотрим структуру рынка по степени ограничения конкуренции:

 

А) Совершенная конкуренция.

ü Эта рыночная структура характеризуется тем, что ни один из продавцов или покупателей не способен оказать существенного влияния на цену товара (услуг)

ü Условия реализации:

- Большое число фирм производящих однородную продукцию.

- Однородность продукции разных предприятий в составе рыночного сегмента.

- Отсутствуют входные барьеры для входа в отрасль новых производителей.

- Равный доступ ко всем видам информации.

- Свободное движение капиталов из отрасли в отрасль.

- Свободное движение рабочей силы

- Рациональное поведение всех участников рынка.

Рынок является совершенно конкурентным, если все продавцы в отрасли являются совершенными конкурентами и имеется много покупателей, каждый из которых обладает информацией о ценах и объем его спроса относительно мал.

 

Б) Несовершенная конкуренция.

· Это рыночная структура характеризуется тем, что не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции. Здесь продавцы или покупатели способны воздействовать на рыночную цену.

· Несовершенную конкуренцию можно разделить на следующие типы:

Ø Чистая монополия

Это крайний случай несовершенной конкуренции

Признаки: - Единственный продавец.

- Фирма производит уникальный продукт, который не имеет близких заменителей.

- Диктуется цена.

- Имеются барьеры для вступления в отрасль.

- Монопольная власть над рынком.

Ø Олигополия

Отличие: Несколько крупных фирм доминируют в отрасли

Признаки:

- Немногочисленность производителей.

- Высокие барьеры для вхождения в отрасль.

- Всеобщая взаимозависимость

ü некооперативное поведение фирм

(ценовая война)

ü кооперативное поведение фирм

(согласование цен)

 

Ø Монопсония

Рыночная ситуация, когда множеству продавцов противостоит один покупатель. Это монополия на стороне спроса.

Например: государство является монопсонистом на рынке через систему гособоронзаказа.

 

Ø Квазимонополия

ü Рыночная ситуация, которая характеризуется наличием на рынке в рамках отрасли одного очень крупного производителя и множества мелких.

ü Крупный производитель воздействует на рыночную цену, а мелкие нет.

 

Ø Монополистическая конкуренция.

ü Это рыночная структура, которая предполагает наличие большого числа фирм и высшую степень конкуренции.

ü Признаки:

- Много фирм и высокая конкуренция

- Дифференцированные продукты

- Новые фирмы легко могут войти в отрасль и выйти из нее

- Равные возможности маркетинга (реклама и т.д.)

- Объем сбыта товара ограничен

 

· Структуры конкуренции на рынке в табличной форме:

 

продавец покупатель много несколько один
много Совершенная конкуренция (полиполия) Олигополия Монополия
несколько Олигопсония (спроса) Олигополия билатеральная Ограниченная монополия
один Монопсония (спроса) Ограниченная монопсония Монополия *) билатеральная

 

*) Билатеральная (двухсторонняя) монополия представляет собой противостояние на рынке единого продавца и единого (объединенного) потребителя.

 


Тема 1.4. Финансовые и товарно-денежные отношения в обществе

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.