Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура рынка. Конкуренция на рынке.
· Конкуренция – это основная отличительная черта рыночных отношений. · В зависимости от способов ее осуществлении различают совершенную и несовершенную конкуренцию. · Рыночная структура определяется рядом условий: ü Количество и размеры фирм ü Характер продукции ü Контроль над ценой и т.д. · Рассмотрим структуру рынка по степени ограничения конкуренции:
А) Совершенная конкуренция. ü Эта рыночная структура характеризуется тем, что ни один из продавцов или покупателей не способен оказать существенного влияния на цену товара (услуг) ü Условия реализации: - Большое число фирм производящих однородную продукцию. - Однородность продукции разных предприятий в составе рыночного сегмента. - Отсутствуют входные барьеры для входа в отрасль новых производителей. - Равный доступ ко всем видам информации. - Свободное движение капиталов из отрасли в отрасль. - Свободное движение рабочей силы - Рациональное поведение всех участников рынка. Рынок является совершенно конкурентным, если все продавцы в отрасли являются совершенными конкурентами и имеется много покупателей, каждый из которых обладает информацией о ценах и объем его спроса относительно мал.
Б) Несовершенная конкуренция. · Это рыночная структура характеризуется тем, что не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции. Здесь продавцы или покупатели способны воздействовать на рыночную цену. · Несовершенную конкуренцию можно разделить на следующие типы: Ø Чистая монополия Это крайний случай несовершенной конкуренции Признаки: - Единственный продавец. - Фирма производит уникальный продукт, который не имеет близких заменителей. - Диктуется цена. - Имеются барьеры для вступления в отрасль. - Монопольная власть над рынком. Ø Олигополия Отличие: Несколько крупных фирм доминируют в отрасли Признаки: - Немногочисленность производителей. - Высокие барьеры для вхождения в отрасль. - Всеобщая взаимозависимость ü некооперативное поведение фирм (ценовая война) ü кооперативное поведение фирм (согласование цен)
Ø Монопсония Рыночная ситуация, когда множеству продавцов противостоит один покупатель. Это монополия на стороне спроса. Например: государство является монопсонистом на рынке через систему гособоронзаказа.
Ø Квазимонополия ü Рыночная ситуация, которая характеризуется наличием на рынке в рамках отрасли одного очень крупного производителя и множества мелких. ü Крупный производитель воздействует на рыночную цену, а мелкие нет.
Ø Монополистическая конкуренция. ü Это рыночная структура, которая предполагает наличие большого числа фирм и высшую степень конкуренции. ü Признаки: - Много фирм и высокая конкуренция - Дифференцированные продукты - Новые фирмы легко могут войти в отрасль и выйти из нее - Равные возможности маркетинга (реклама и т.д.) - Объем сбыта товара ограничен
· Структуры конкуренции на рынке в табличной форме:
*) Билатеральная (двухсторонняя) монополия представляет собой противостояние на рынке единого продавца и единого (объединенного) потребителя.
Тема 1.4. Финансовые и товарно-денежные отношения в обществе
|