Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политико-правовая идеология либерализма в России. С.А. Муромцев. М.М. Ковалевский. Б.Н. Чичерин.






После отмены крепостного прав а (1861 г.) правительств о России провело ряд реформ (судебная, земская, городская, военная и др.), которые подготовили почву для перехода ее к промышленному строю. Однако реформ ы носили половинчатый характер, не решал и острейшие социальные, правовые и политические проблемы. Росси я была отсталой страной с самодержавны м государством, замшело й правовой системой, с рядом пережитков сословного строя, с нарастающими и обостряющимися классовыми и сословными противоречиями, грозящим и социальным взрывом.

В этот период в России продолжалась деятельность социалистов-народников, призывавши х крестьян к социальной революции. Развивалась либеральна я мысль. Большинство либерально настроенных мыслителе й теоретически обосновывали создание в России конституционной монархии, необходимость широких правовых реформ, формирование правового государства, юридического закрепления прав личности.

Видным деятелем либерального движения в России был профессор Московского университета Борис Николаевич Чичерин (1828–1904 гг.). Чичериным были подготовлены фундаментальное пятитомное исследование “История политических учений” (1869–1902 гг.), “Собственность и государство” в двух томах (1881–1883 гг.), “Курс государственной науки” в трех частях (1894–1898 гг.), работы по вопросам государства и права второй половины XIX в., где он настоятельно доказывал необходимость реформ общественно-политической жизни в России, последовательно проводя начала либерализма.

Чичерин воспринял философию Гегеля, однако гегелевскую триаду (тезис, антитезис, синтез) заменил логической схемой из четырех элементов, в результате чего образуется круговорот четырех начал. В общественной жизни он различал: власть (первоначальное, внешнее единство), закон, свободу (две противоположности), общую цель (окончательное, внутреннее единство). В общежитии, по Чичерину, различаются четыре союза: семья (естественный союз, первоначальное единство), гражданское общество (частный союз, стремящийся к множеству, область внешней свободы), церковь (отвлеченно-общий союз как носитель нравственного закона, сфера внутренней свободы) и государство (верховный, державный, владычествующий союз людей, образующий единое, постоянное и самостоятельное целое).

По учению Чичерина, область права – это внешняя свобода. “Право есть внешняя свобода человека, определяемая общим законом”. С помощью категорий справедливости и равенства он проводит деление на уравнивающую правду с формальным равенством (признание за всеми людьми равного человеческого достоинства, равенство прав как юридической возможности действовать) и правду распределяющую с пропорциональным равенством (права и почести распределяются в соответствии со способностями и заслугами лиц). Первая область (уравнивающая правда) – это сфера частного права и гражданского общества. Вторая область (распределяющая правда) – это сфера публичного права и государства. По теории Чичерина, юридическое (формальное) равенство исчерпывает понятие правды. Поэтому он выступал против материального (фактического) уравнивания людей правом. “Равенство состояний, – замечал ученый, – столь же мало вытекает из требований справедливости, как и равенство телесной силы, ума, красоты”.

В центре учения Чичерина – личность со своими правами и свободами.

Высшей стадией развития идеи государства, согласно Чичерину, является конституционная монархия. Монархическую (княжескую) власть в конституционной монархии Чичерин называл “умеряющей властью”.

Власть монарха ограничивается двухпалатным парламентом. Верхняя палата законодательного учреждения должна состоять из аристократических элементов; в ней должны быть представлены крупные землевладельцы. Нижняя палата состоит из народных представителей.

В судебной власти также участвуют все три силы: глава государства назначает судей, решающих вопрос права; представители народа – присяжные заседатели – решают вопрос факта; парламент выступает в роли суда по отношению к министрам, совершившим должностные преступления.

Политические свободы (право участвовать в государственной власти) Чичерин рассматривал как высшее развитие личной свободы и ее единственную гарантию. “Пока власть независима от граждан, права их не обеспечены от ее произвола: в отношении к ней лицо является бесправным”. Ценность конституционной монархии, по Чичерину, в том и состоит, что она позволяет расширить демократический элемент без потрясений для господствующих классов путем постепенного расширения круга избирателей: “Ценз должен понижаться по мере распространения политической жизни в народе”.

Политико-правовой идеал Чичерина (теория конституционализма) расходился с порядками самодержавной России, о которых он не раз отзывался критически. Руководящей идеей его обширного “Курса государственной науки” было стремление “примирить начала свободы с началами власти и закона”. Чичерин выдвинул программу охранительного либерализма, основной политический лозунг которого – “либеральные меры и сильная власть”.

Он утверждал, что земледельческий характер России и ее отсталость обусловливают необходимость сильной монархической власти. “В отличие от Запада, где общественное устройство сложилось само собой, в России монархия сделалась исходною точкою и вожатаем всего исторического развития народной жизни”.

Чичерин был одним из основателей юридической (государственной) школы русской историографии второй половины XIX в. Историю России он рассматривал как смену юридических форм (родовой – вотчинный – государственный строй).

Сообразно своему либеральному настрою Чичерин всегда враждебно относился к социалистическим теориям, считая при этом наилучшим вариантом политико-правового развития России самоограничение абсолютной власти.

Сергей Андреевич Муромцев (1850—1910) — профессор гражданского прав а юридического факультет а Московского университета, лидер конституционно-демократической партии, председатель I Государственной думы. Под влияние м концепции Иеринга, лекции которого он слушал в Геттингенском университете, Муромцев создал собственное учение о праве. Его труд ы содержа т исследования по римскому праву, гражданскому прав у и общей теории права. В их числе " Очерк и общей теории гражданского права, " Определение и основное разделение права", " Что такое догма права? "

В своей теории Муромцев придавал главное значение правовым отношениям. В основе прав а лежа т интересы 3ндивидов, общественных групп, союзов и т. д. На базе интересов в обществе возни­ кают различны е отношения, регулирование которых осуществляется, отмечал ученый, с помощью различны х санкций: юридической, моральной, религиозной и др. При этом каждое отношение может быть предметом нескольких санкций одновременно.

Отношение, соблюдаемое по привычке, обладает особенной прочностью и именно в силу этого, утверждал Муромцев, не нуждается в юридической санкции. Значение юридической защит ы необходимо придавать только тем отношениям, которые еще недостаточно прочны и требуют дополнительных гарантий от государства. Юридической санкцией, считал Муромцев, обеспечивается только та часть общественных отношений, которая признается наиболее важной для интересов личности и государства и не может быть обеспечена иначе, как силой государственного принуждения.

По учению Муромцева правом в собственном смысле всегда является только правовой порядок.

На содержание правопорядка влияю т интересы и отношения социальных групп. Муромцев писал, что общество пронизано союзами разной степени общности: дружески е кружки, товарищества, семья, община, сословие, партия, государство. От характер а отношений внутри общественной группы зависит и форма их защиты, которая определяется в каждом отдельном случае, смотря по обстоятельствам. Муромцев называл такую форму защиты " неорганизованной защитой", а сами отношения, которые гарантируются от нарушений таким образом, — " правовыми".

К правовым он относил те общественные отношения, которые складываются по поводу типичных для данного общества интересов отдельных лиц и их объединений. Эти отношения и интерес ы по мере признания обществом получают " неорганизованную защиту " со стороны общества и социальных групп. Однако при столкновении различны х интересов " неорганизованной защиты " уж е недостаточно, и необходимо, замечал ученый, обратиться за защитой нарушенного права к государственным органам, т. е. к " организованной защите". Действие ее жестче и, ка к следствие, " понудительнее, нежели действия форм ы неорганизованной". Она вручается судьям, должностным лицам государственных органов или общественных властей, действия их облекаются в точные форм ы с указание м границ компетенции, определенной процедурой принятия решений, и т. д. Организованную форм у защит ы Муромцев называл " юридической".

Различая " юридическое" и " правовое", Муромцев оговаривал отсутствие между ними четкой границы, особенно в периоды " раз ­ витого государственного быта " (по существу гражданского общества), когда в обществе действует и получает государственное закрепление особый, частный и групповой, не зависимый от государства интерес.

Муромцев утверждал, что сила государственной власти не абсолютна. В обществе существуют и другие силы, оказывающие влияние на правовой порядок (настроения в обществе, внешние условия). При установлении юридического характер а отношений (возведение какого-либо отношения на степень права) деятельность власти ограничивается тем, отмечал Муромцев, что устанавливается факт притязаний у субъекта права по отношению к правонарушителям. Юридические отношения всегда возникают в форм е притязаний.

Юридически е нормы, которые создает государство, заявлял ученый, не всегда соответствуют существующему в данном обществе правопорядку. Большие надежд ы на преодоление противоречий между юридическими нормами и правовым порядком Муромцев возлагал на судебные и другие правоприменительные органы, которые, по его мнению, должны быть способны постоянно приводить действующий правопорядок в соответствие со справедливостью. Хотя " законодательная реформа — единственное верное средство для осуществления справедливости", нельзя полагаться только на законодательный орган, реформ ы которого " могут слишком задерживаться". Поэтому основное внимание Муромцев обращал на суд и другие органы, применяющие право. Задача суда состоит в обеспечении полной гармонии между юридическими нормами и конкретным случаем, в индивидуализировании права. Для этого судья должен " осуществит ь справедливость", т. е. " применить юридические нормы именно в той степени, в которой случай характеризует ­ с я типичными свойствами, служащим и основанием нормы". Таким образом, суд, считал Муромцев, превратится в арбитра между законом и конкретны м правоотношением и сможет в соответствии со своим правосознанием проверять " жизненность " позитивного права, приводить закон в соответствие с " живым " правом.

Учение о праве С. А. Муромцева оказал о значительное влияние на социологическое направление правоведения. В России аналогичные идеи развивал и М. М. Ковалевский, Ю. С. Гамбаров, Н. А. Гредескул и другие правоведы.

Заметно е место в развитии социологического направления права в России занимает историк и правовед, ученый и политический деятель, член I Государственной думы и Государственного совета Максим Максимович Ковалевский (1851—1916). Он преподавал в Московском (1877—1887 гг.) и Петербургском (1906—1916 гг.) университетах конституционное право, историю политических учений, историю иностранного законодательства и другие предметы. Его пер у принадлежи т ряд ценных исследований по социологии (" Социология", 1910 г.), по сравнительно-историческому и сравнительно-правовому методам (" Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения истории и права"), по теории права и государства и по истории политических учений (" От прямого народоправства к представительному и от патриархально й монархии к парламентаризму. Рост государства и его отражение в истории политических учений", " Общее учение о государстве" и др.).

Учение Ковалевского о государстве и праве органически связано с его социологической концепцией, Методологической основой его учения явились доктрина О. Конта, взгляды Г. Спенсера, психология Г. Тарда, солидаристские доктрины Э. Дюркгейма и Л. Дюги. Известную формулу О. Конта " порядок и прогресс" он заменил более общим понятием " организация и эволюция". Не всякая эволюция прогрессивна, рассуждал Ковалевский, и не каждая организация основана на порядке — порядок обеспечен лишь там, где общество образует " замиренную среду", основанную на общественной солидарности.

Каждая социальная группа, по Ковалевскому, есть прежде всего " замиренная среда", в которой вместо борьбы водворяется " солидарность, или сознание общности интересов и взаимной зависимости друг от друга". Право, по Ковалевскому, — это " нормы, ставящие себе целью поддержание и развитие солидарности", " приводимые в жизнь организованной силой общества — государством", обладающие принудительной силой.

Понятие права в концепции Ковалевского имеет двоякое значение: 1) право есть отражение требований солидарности и обусловленной ею идеи долга, заставляющей индивидов брать на себя обязанности, чтобы сохранить интерес группы; это право предшествует государству и порождает позитивное право; 2) позитивное право содержи т правила, призванные либо расширить, либо ограничить свободу индивида (зависит от того, в какой степени государство берет на себя функции, ранее исполняемые общественными союзами).

Возникновение и права, и государства, согласно его теории, обусловлено интересами общественной солидарности. Состояние " замиренной среды " с присущей ей взаимозависимостью людей, подкрепляемое принудительной силой (вооруженным насилием), ведет к объединению различны х союзов в государстве. Источник возникновения власти и государства Ковалевский под сильным влиянием теории Тарда усматривал " в психическом воздействии личностей, способных к инициативе, к творчеству, на массы, не способные ни к чему иному, как к подчинению своей деятельности чужому примеру и руководительству".

Исторической закономерностью Ковалевский считал необходимость продвижения каждого общества от низшей к более высокой стадии. Однако этому прогрессу противоречит, писал Ковалевский, " противопоставление бедности и богатства, рознь между имущими и неимущими". Для преодоления этого противоречия он полагал необходимым вмешательств о государства в распоряжение собственностью в интересах земледельцев и рабочих, юридическое закрепление права на труд, свободную деятельность профсоюзов, их борьбу за социальные права. Но он отвергал " социалистическую доктрину о государстве ка к о политическом владычеств е господствующего экономического класса". Им осуждалось любое государство, посягающее на " личные права", ка к " деспотическое государство", " якобинское сверху или снизу".

Ковалевский был сторонником глубоких реформ, ведущих к утверждению " всесословного" (т. е. гражданского) общества. Он пи­ сал, что революция как средство социального изменения вызывается ошибками правительства, которое не удовлетворяют справедливые, естественные для своего времени требования народа. Кроме того, революция всегда предполагает насилие, а значит, нарушение " замиренной среды " в обществе. " Нам совершенно чужда мысль об уничтожении разом чего бы то ни было и создании сразу нового строя, новой религии или новой морали, — утверждал ученый. — При медленности общественных изменений прогресс более надежен, чем при их быстроте, эволюцию надо предпочитать революции, или, выражаясь языком Конта, прогресс желателен только под условием сохранения порядка".

Ковалевский не одобрял самодержавие, но был сторонником сохранения монархии в России. Он считал возможным эволюционное развитие самодержавия в " демократическую монархию", основанную на конституции и представительном: правлении. " Русская империя нуждается в более широких основах: она может быть только империей всенародной, — рассуждал Ковалевский. — Сохраняя наследственное руководительство нации ее историческим вождем, положим в основу русского обновления систему самоуправления общества".

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.