Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция базиликального храма. Формирование романской архитектурной системы в европейской архитектуре 950-1050 гг.






БАЗИЛИКАЛЬНЫЕ ХРАМЫ СОЗДАВАЛИСЬ НА ОСНОВЕ СТАРЫХ РИМСКИХ БАЗИЛИК. ОНИ ИМЕЛИ ТРИ ИЛИ ПЯТЬ ПРОДОЛЬНЫХ НЕФА, ОТДЕЛЕННЫХ ДРУГ ОТ ДРУГА КОЛОННАМИ. ВХОД РАСПОЛАГАЛСЯ С ЗАПАДНОЙ СТОРОНЫ, ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ – АПСИДА – С ВОСТОЧНОЙ. Базилика Сант-Аполлинаре Нуово. Около 490 г. Равенна. Центральный неф хорошо освещен окнами в верхней части стены. Стройные ряды колонн как бы ведут посетителя в глубину пространства к апсиде.

Развитие романики неоднородно. Первые поиски новых архитектурных решений относятся к 950-1050-м гг. и называются искусством первого романского стиля. Этот стиль охватывает Францию, Бургундию, Испанию (Леон) и Германию. Италия, за исключением Ломбардии, в период до 1000 г. в наименьшей степени интересуется практикой возведения сводов, продолжая традиции «родной» раннехристианской архитектуры. Бургундия становится центром новых исканий благодаря своему положению между Италией (ломбардские каменщики) и Францией (аббатство Клюни). Храмы, построенные до 1000 г., в большей степени сохраняют типологию каролингских базилик. Во Франции в монастыре Клюни была построена церковь, так называемая Клюни-2 X века (955-981), которая сохранила прежний бенедиктинский план прямоугольного хора, завершенного тремя апсидами из которых центральная выступала вперед. План подчинен как требованиям литургии, так и замкнутому характеру монастырской жизни. Он сразу получил широкое распространение, особенно в строительстве монастырских церквей в Нормандии, Швейцарии, Германии, Скандинавии. Параллельные (эшелонированные) апсиды обеспечивали хорошую одновременную обозримость всех реликвий для сравнительно немногочисленных монахов, но такой план не мог обеспечить обозримость всех реликвий движущемуся потоку паломников. Пятинефный собор в Орлеане (990-1003) наряду с разросшимся трёхнефным трансептом, эмпорами (которые появляются и широко распространяются в романскую эпоху) и вестверком имел деревянные перекрытия. Церковь Сен-Реми в Реймсе (1049) подытожила пространственную эволюцию больших каролингских базилик, трехнефных с трёхнефным же трансептом, эмпорами и боковыми нефами.

41. Ковёр из Байё

Ковёр из Байё – огромное льняное полотно, расшитое шерстяными нитками 8 цветов. Его ширина достигает 53 см, а длина равна 68, 38 метра. Объективности ради следует заметить, что данный шедевр раннего средневековья ковром-гобеленом не является. Это вышивка разноцветными нитями. Относится она к всемирным наследиям ЮНЕСКО. Хранится в городской ратуше города Байё (Франция – Нормандия). Данный шедевр был создан в XI веке. В IX-X веках жители северных прибрежных районов Франции регулярно подвергались нападению викингов. Те не только грабили, но и селились на разграбленных территориях возле моря. Так в устье реки Сены появилось герцогство Нормандское. Эту территорию французский король закрепил за предводителем викингов Роллоном в качестве феодального владения.

Нормандцы освоили верховую езду и стали грозной силой не только на море, но и на суше. В XI веке они стали претендовать на английский престол. Вылилось это всё в военный поход потомка Роллона Вильгельма в Англию в 1066 году. Нормандцы высадились на английском побережье и в битве при Гастингсе нанесли сокрушительное поражение англосаксам, во главе которых стоял король Гарольд. После этого в Англии установилось нормандское правление, а Вильгельм к своему имени получил добавление Завоеватель.

На ковре из Байё как раз и отражены вышеописанные исторические события. Причём сцены вышиты в хронологической последовательности. Основное полотно сшито из 9 полотен длиной от 3 до 14 метров. Места соединений замаскированы вышивкой. Между первым и вторым полотном границы несколько не совпадают, но затем технику улучшили, и последующие места соединений практически незаметны.

На полотне вышито 626 человеческих фигур, 202 лошадиные фигуры, 55 собак, 505 других различных животных, 41 корабль, 37 домов и 49 деревьев. Начинается вышивка с отъезда наследника престола Гарольда в Нормандию. Затем изображены другие исторические перипетии, включающие в себя коронацию Гарольда, появление на небе кометы, указывающей на грядущие несчастья, вторжение флота Вильгельма в Англию. Изображена также битва при Гастингсе и гибель короля Гарольда. Последняя часть гобелена (предположительно более 6 метров в длину) не сохранилась. На ней, скорее всего, была вышита коронация Вильгельма Завоевателя.

  1. Романская архитектура Франции конца XI- ХП вв: региональные школы, их истоки и художественная специфика.

Термин «романская архитектура» был введен в научный обиход в 1825 г. французским археологом Арциссом де Комон как определение западноевропейского зодчества, непосредственно предшествующего готике (Под «готической» архитектурой публицисты и художники итальянского Возрождения подразумевали архитектуру, возникшую после падения античности, хотя собственно «готическим» мог быть назван разве только мавзолей остгота Теодорнха в Равенне. То, что ныне именуется «готикой», они называли «современной французской манерой» (opus francigenum), противопоставляя ей возрождавшуюся в Италии классику. В дальнейшем, вплоть до появления термина «романская архитектура», все зодчество средневековой Европы, в отличие от архитектуры Ренессанса, называлось «готикой».). В современном понимании этот термин охватывает все многообразное строительство на территории Западной Европы с начала XI в. до возникновения архитектуры «готической». «Романской» эта архитектура была названа потому, что в ней увидели возрождение некоторых римских конструкций и форм (цилиндрические и крестовые своды, полуциркульные арки, бутобетонное ядро стен и опор с облицовкой тесаным камнем и т. д.), а также потому, что она возникла на территории, населенной народами, говорящими на языках «романской» группы.

То и другое верно лишь весьма относительно.
Сходство некоторых конструктивных приемов еще не делает романскую архитектуру производной от римской, поскольку, при всей своей важности как средство решения различных пространственных задач, далеко не одни конструкции создают такую законченную в себе архитектурную систему, как романская. К тому же целый ряд чисто конструктивных приемов в системе опор и сводов строители романской эпохи создали независимо от римского наследия.
Уже в предшествующий период прямой противоположностью римским композициям явилось беспокойное сочетание объемов в архитектуре Каролингов. Только в интерьерах ранних базилик самого Рима сравнительно долго сохранялось античное восприятие пространства

  1. Романская архитектура северной и средней Италии. Пизанский комплекс.

XI—XIII вв. ведущее место в развитии итальянской архитектуры бесспорно принадлежит северным областям страны и прежде всего Ломбардии, строительные приемы и композиционные типы которой распространились к востоку вплоть до венецианского побережья Адриатики, а к западу и северо-западу — по территории Пьемонта и спускавшейся в Тирренскому морю Лигурии.

Важнейшими городами на побережье этих районов были Венеция и Генуя — морские республики, ставшие уже к XI в. крупными центрами внешней торговли, а внутри страны — Милан, Модена, Парма, Кремона, Болонья, Верона и др., превратившиеся к X столетию в оживленные центры ремесленного производства. Благодаря расположению на путях, ведущих от альпийских перевалов и по долинам судоходных рек, эти города развивались не только с ростом внутреннего товарооборота, но также и с развитием торговли международной: они играли значительную роль в посреднической торговле между Севером и Югом, Западом и Востоком и, хотя не могли соперничать с Венецией, все же извлекали из этого немало выгод. Именно в этих городах, населенных ремесленным людом и купечеством, впервые сложились новые формы общественной жизни и городской коммунальный строй, а вместе с ними, начиная с XI в., возникли первые коммунальные и культовые здания, задуманные и построенные как сооружения городской общины. Строительство в Ломбардии вскоре получило большой размах. Многочисленные ремесленники-строители, со времен лангобардского владычества организованные в специальные корпорации, опирались в своей деятельности на свод подробно разработанных правил и вскоре подняли свое мастерство на значительную высоту, прославившись далеко за пределами Ломбардии. Они первые начали перекрывать главный неф церкви крестовым сводом (нередко, впрочем, применяя и открытые деревянные стропильные формы) и ввели в связи с этим систему перемежающихся опор разного сечения, позволившую связывать ячейки главного и боковых нефов; они же, по-видимому, впервые стали пользоваться кирпичом для строительства церквей.

Кирпич, качество которого непрерывно улучшалось, производился самых различных оттенков — от желтого и нежно-розового до темно-красного цвета современного клинкера. Он стал основным строительным материалом, тогда как преобладавшая прежде квадровая кладка из песчаника применялась теперь лишь для оснований, цоколей, обработки столбов, проемов, углов стен, иногда и для облицовки фасадов. Живописное сочетание кирпича с каменными, а позднее — терракотовыми деталями стало отличительной особенностью ломбардского зодчества.

Церкви в Ломбардии обычно имеют три нефа. Трансепт большей частью не выступает за пределы общих очертаний плана. Над средокрестием высится восьмигранный купол, вписанный в барабан, или световой фонарь, иногда завершенный высокой башней. Благодаря перемежающимся опорам разного сечения интерьеры отличаются своеобразным ритмическим построением.

 

В Тоскане, расположенной к югу от Ломбардии и Эмилии, ведущее место в экономике и политике занимала сначала Пиза — одна из могущественных морских республик на побережье Тирренского моря, расцвет которой относится к XI—XIII вв., затем Флоренция — крупнейший торгово-ремесленный и международный ростовщический центр. Во второй половине XI и первой половине XII в. Флоренция была столицей Великого герцогства Тосканского, а к концу XII в. она отвоевала право на самоуправление. Самоуправления добились и города Сиена, Сан Джиминьяно, Вольтерра. Во Флоренции романская архитектура отличалась ярко выраженным местным колоритом. Во второй половине XI в. здесь было начато строительство небольшой группы сооружений, в которых творчески развивалась не вполне угасшая позднеантичная традиция мраморной полихромной облицовки фасадов и интерьеров. Важнейшее сооружение этого «инкрустационного» стиля — гордость флорентийцев, баптистерий Сан Джованни, освященный в 1059 г. (его ядро, возможно, относится к поздней античности). Это — крупный восьмигранник, облицованный белым мрамором с красновато-коричневым узором и поставленный, как драгоценный ларец, посреди площади, на которой в дальнейшем были построены собор Санта Мариа дель Фьоре и колокольня, сочиненная Джотто. Фасадные плоскости баптистерия расчленены на два яруса: нижний состоит из трех ордерных пролетов, верхний — из арочных. Линии изящно каннелированных коринфских пилястр, несущих архитрав, продолжены во втором ярусе стройными белыми колонками на темном фоне. Углы восьмерика трактованы как солидные устои. Аттик восьмигранника — несколько более позднего происхождения (XIII в.).

Четыре великолепнейших шедевра, из которых наибольшую известность получила Пизанская башня, которую знает, пожалуй, каждый живущий на земле, находятся на огромной площади Пьяцца деи Мираколи. Название этой площади в переводе означает Площадь Чудес.

Знаменитый комплекс на не менее знаменитой площади включает себя:

  • Пизанскую башню
  • Пизанский собор
  • Кладбище Кампосанто
  • Баптистерий Сан-Джованни

Вначале, в ознаменование победы над сарацинами, на площади был возведен красивейший собор. Пиза, бывшая весьма богатым городом, не жалела средств на постройку, поэтому его великолепные фасады и роскошные интерьеры до сих привлекают туристов, пленяя их воображение. После на площади появился Баптистерий Сан-Джованни, постройка которого заняла более ста лет. По своему облику он не менее великолепен и велик.

Кладбище Кампосанто, что переводится как святое поле, впервые упоминается в начале XIII века, когда архиепископ Убальдо Ланфранки привез из Иерусалима святую землю, положенную в основание кладбища. Строилось оно еще дольше, чем Баптистерий – почти 200 лет. Кладбище знаменито фресками XIV-XVвеков, древнеримскими саркофагами и превосходными скульптурами.

Самое известное здание соборного комплекса, Пизанская башня, по совместительству колокольня, была заложена в 1173 году, а окончилось строительство в 1284 году. Свой наклон она получила из-за того, что мягкий грунт под ней оседал неравномерно. Инженер Бонано Пизано пытался выправить ее силуэт, но эти попытки не только не принесли успеха, но и еще больше накренили колокольню. На сегодняшний день прекрасная башня, выполненная в белом мраморе, отклоняется от вертикали на 5 метров.

  1. Формирование романской скульптуры во Франции, Испании, Италии, Германии.

Франция. Особенной суровостью, простотой гладких стен, полным отсутствием декора характерны храмы провинции Овернь, расположенные иногда на почти неприступных скалах, с их боковыми нефами, равными по высоте центральному (церковь Нотр-Дам дю Пор в Клермоне, 1099—1185). Скульптурный декор очень редок, в основном это резьба на капителях колонн.

Суровостью, нерасчлененностью объемов, толщиной стен, равной высотой центрального и боковых нефов с овернскими храмами сближается зодчество Западной Франции, области Пуату. Обилие наружного декора смягчает общий суровый облик. Так, западный фасад церкви Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье весь — от портала до верха —покрыт скульптурной резьбой.

Южная и Юго-Западная Франция и особенно Прованс сохранили связь с античной культурой. Некогда район греческой колонии, а затем часть территории Римской империи, Прованс, конечно, был наиболее близок традициям классической древности. Маленькие по размерам, однонефные или зальные храмы Прованса имеют иногда такие величественные фасады, которые напоминают римские триумфальные арки; в портале встречаются мотивы классической архитектуры (коринфские капители, античные орнаменты и т. д.; например, церковь аббатства Сен Жиль, XI—XII вв., церковь Сен Трофим в Арле, XII в.). При церквях непременно есть клуатр (дворик, окруженный крытой галереей).

Самые величественные храмы расположены в Нормандии и Бургундии. Один из богатейших районов Франции, средоточие торговли и ремесел, Бургундия привлекала много делового люда. Кроме того, эта область была в гуще религиозной жизни Франции.

Германия в XI—XII вв. страдала от жестоких феодальных усобиц. Феодализм сложился в Германии позже, чем во Франции, но его развитие было более длительным и глубоким. То же самое можно сказать и об искусстве Германии феодальной эпохи. Вместе с тем в Германии рано начали складываться города, которые к XIV—XV вв. достигли большой силы. Именно в этих городах, в основном по Рейну, стали строиться первые романские соборы (Майнц, Шпейер, Вормс). Похожие на крепости, с толстыми гладкими стенами и узкими окнами, с приземистыми конически завершенными башнями по углам западного фасада и апсидами как с восточной, так и с западной стороны, они имели суровый, неприступный вид. Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормсский собор, 1181—1234(см.Рис. 8)). Эти храмы похожи на церкви оттоновского периода, т. е. ранней романики, но имеют одно конструктивное отличие —крестовые своды.

Близок к Бамбергскому собор в Наумбурге (около 1210 г.— середина XIII в.) с западным хором в раннеготическом стиле, украшенным замечательными статуями и рельефами.

Германия сохранила и образцы светской архитектуры конца Х—XIII в — остатки императорских замков (пфальцев) и замков феодалов Из последних можно назвать замок тюрингского ландграфа Вартбург в Айзенахе, заложенный в 1067 г. В общем комплексе замка сохранился дворец (1190—1250, значительно переделан в XIX в.) со знаменитым " залом певцов". Древнейшая его часть двухэтажная, с суровым наружным фасадом полукрепостного характера.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.