Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Итог урока.






 

Домашнее задание: дочитать пьесу; начать составление таблицы (выписать цитаты).

 

  Чацкий Фамусов, фамусовское общество
1. Отношение к народу, крепостному праву    
2. Отношение к идеалам    
3. Отношение к просвещению    
4. Отношение к службе    
5. Отношение к иностранному    
6. Отношение к богатству и чинам    
7. Отношение к любви, браку, семейному счастью    
8. Понимание слова «ум»    

 

 

Урок

«ВЕК НЫНЕШНИЙ И ВЕК МИНУВШИЙ...»

(анализ II действия)

 

Цели: познакомить со II действием комедии; продолжить формирование навыков анализа драматического произведения.

 

. Работа над текстом комедии.

Продолжая знакомство с бессмертной комедией Грибоедова, обращаемся ко II действию.

— Вспомните, чем закончилось I действие? (Ответ.)

Чтение знаменитого монолога Фамусова (д. II, явл. 1).

Беседа по прочитанному.

— Каково настроение Фамусова в начале монолога? Чем он обеспокоен? (Столько дел!»)

— Как меняется его настроение к концу речи? Что успокаивает героя? (Воспоминания о прежней жизни, Кузьме Петровиче.)

— Какие приемы использует автор для создания комической ситуации?

 

Беседа по 2-му явлению.

Диалог Чацкого и Фамусова.

— Кто является инициатором спора?

— Это люди одной эпохи или разных?

— Что важно для «века минувшего»? Зачитайте.

— А что важно для Чацкого? Зачитайте.

— Почему оба собеседника оказываются в этой сцене в комическом положении? (Чацкий в пылу горячности углубляется в свои размышления, философствует, не замечая, что его идеи не встречают ни сочувствия, ни понимания. Фамусов, не способный уловить ход мыслей Чацкого, подхватывает отдельные слова из его монолога и отзывается на них репликами: «Ах! Боже мой! он карбонари!», «Опасный человек!» «Да он властей не признает!» и т. п. Возникает комическая ситуация, получившая название gwi pro gwi — «кто про что».)

— В разгар спора Чацкого с Фамусовым на сцене появляется полковник Скалозуб. Проследите по тексту, о чем говорит Скалозуб, какие слова употребляет в речи. Каковы его взгляды на жизнь, на карьеру?

К какому поколению (по возрасту) принадлежит полковник? (Ближе к поколению Чацкого). А по мировоззрению?

— Итак, после «оды» Фамусова старой Москве идет возмущенный, полный гнева монолог Чацкого «А судьи кто?». Прочитайте его. Чем вызван этот протест?

— Почему Чацкий говорит о «душевной нищете» поколения Фамусовых?

— Что понял Скалозуб из монолога Чацкого?

 

2. Практическая работа.

— С 7-го по 14-е явление развивается любовная тема. Получается не один, а целых три любовных треугольника. Какие?

Изобразим их графически.

 

— Понимает ли, наконец, Чацкий, что Софья влюблена в Молчалина?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.