Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие «качество жизни связанное со здоровьем» и его оценка.






В современной медицине широкое распространение получил термин «качество жизни, связанное со здоровьем». Одним из принципиальных положений концепции качества жизни в медицине, представленной экспертами Межнационального центра исследования качества жизни (А.А. Новик, Т.И. Ионова, П. Кайнд; 1998, 1999), относится постулат о том, что качество жизни (КЖ) – универсальный критерий для оценки состояния основных функций человека: физической, психологической, социальной и духовной.

Существуют две основные концепции определения бремени болезни и физических отклонений:

QALY (Quality Adjusted Life Years) – годы жизни, скорректированные по качеству.

DALY – (Disability Adjusted Life Years) – годы жизни, скорректированные по нетрудоспособности.

Концепция QALY стала стандартным инструментом в оценке программ укрепления здоровья в середине восьмидесятых годов. В данном подходе основное внимание уделяется оценке с помощью сложных и дорогостоящих (при масштабных исследованиях) методов, потерь индивидуумом, скорректированных по качеству лет жизни в связи с со снижением физического, умственного или социального статуса в течении определенного времени из за различных причин.

В качестве основного способа оценки качества жизни применяется метод QALY, по алгоритму определения полезности на основе таблиц, разработанный Торренсом и соавторами.

Предложенный алгоритм применим для людей старше 3 лет и позволяет определить коэффициенты полезности для различных состояний здоровья на основе четырех признаков (P, R, S, H), представленных в таблицах 1 – 4. Показатель P характеризует физическое состояние, подвижность и физическую активность (табл. 1), показатель R связан со способностью к самообслуживанию и другим формам повседневной жизнедеятельности (табл. 2), показатель S – с психическим состоянием (табл. 3), показатель H – с особыми проблемами здоровья (табл. 4). Каждый из четырех признаков характеризуется несколькими уровнями. Чтобы определить коэффициент полезности, характеризующий данное состояние, для каждого из признаков выбирается уровень, соответствующий этому состоянию. Таким образом, состояние определяется при помощи задания четырех уровней. Зная уровни, соответствующие состоянию, по таблице 5 находят соответствующие им числа m1, m2, m3, m4 – мультипликативные факторы полезности, и рассчитывают коэффициент полезности (U), используя эмпирическую формулу:

U = 1, 42 x (m1 x m2 x m3 x m4) – 0, 42 (1);

В формуле 1 полному здоровью соответствует полезность, равная единице, а смерти – полезность, равная нулю. При очень низких значениях мультипликативных факторов полезности может получиться значение меньше нуля – «состояние, худшее, чем смерть» (табл. 7).

Таблица 1

Физическое состояние: подвижность и физическая активность (Р)

Код Описание
P1 Способен ходить по дому и вне его без посторонней помощи; отсутствуют ограничения физической возможности вставать, ходить, бегать, прыгать, нагибаться.
P2 Способен ходить по дому и вне его без посторонней помощи; имеются некоторые ограничения физической способности вставать, ходить, бегать, прыгать, нагибаться.
P3 Способен ходить по дому и вне его без посторонней помощи, но при передвижении нуждается в механической опоре.
P4 Нуждается в посторонней помощи при передвижении по дому или вне его; имеются некоторые ограничения физической способности вставать, ходить, бегать, прыгать или нагибаться.
P5 Нуждается в посторонней помощи при передвижении по дому или вне его; нуждается в механической опоре при ходьбе.
P6 Нуждается в посторонней помощи при передвижении по дому и вне его; не в состоянии пользоваться или управлять руками и ногами.

 

Таблица 2

Повседневная жизнедеятельность: самообслуживание и другие формы (R).

Код Описание
R1 Способен принимать пищу, одеваться, принимать ванну, пользоваться туалетом без посторонней помощи; отсутствуют ограничения на участие в играх, посещение школы, трудовую деятельность, другие занятия.
R2 Способен принимать пищу, одеваться, принимать ванну, пользоваться туалетом без посторонней помощи; имеются некоторые ограничения при играх, посещении школы, трудовой деятельности или других занятиях.
R3 Способен принимать пищу, одеваться, принимать ванну, пользоваться туалетом без посторонней помощи; не способен участвовать в играх, посещать школу или место работы.
R4 Нуждается в помощи при принятии пищи, одевании, принятии ванны, пользовании туалетом; имеет некоторые ограничения на участие в играх, посещение школы, трудовую деятельность и другие занятия.
R5 Нуждается в помощи при принятии пищи, одевании, принятии ванны, пользовании туалетом; не способен играть, посещать школу или работать.

Таблица 3

Социально-эмоциональные функции: эмоциональное благополучие и социальная активность (S).

Код Описание
S1 Счастлив и раскован всегда или большую часть времени; имеет среднее число друзей и контактов с ними.
S2 Счастлив и раскован всегда или большую часть времени; имеет мало друзей и контактов с ними.
S3 Беспокоен или находится в состоянии депрессии все или значительную часть времени; имеет среднее число друзей и контактов с ними.
S4 Беспокоен или находится в состоянии депрессии все или значительную часть времени; имеет мало друзей и контактов с ними.

Таблица 4

Особые проблемы здоровья (H)

Код Описание
H1 Нет проблем со здоровьем.
H2 Имеет небольшие физические отклонения или дефекты, например, шрамы на лице.
H3 Нуждается в слуховом аппарате.
H4 Имеет проблемы со здоровьем, выражающиеся в болях и дискомфорте не менее двух дней подряд через каждые два месяца.
H5 Нуждается в обучении в специальной школе из-за проблем с заучиванием или пониманием.
H6 Проблемы со зрением даже при пользовании очками.
H7 Проблемы из-за непонимания его окружающими.

Примечания:

1.Выбор в пределах каждого описания определяется с учетом возраста человека. Трехлетний ребенок, например, не способен гулять без сопровождающих.

2.Лица с несколькими проблемами классифицируются в соответствии с наиболее серьезной.

Таблица 5

Мультипликативные факторы полезности (mi)

Физическое состояние Повседневная жизнедеятельность Социо-эмоц-ные состояния Проблемы здоровья
Уровень m1 Уровень m2 Уровень m3 Уровень m4
Р1 1, 00 R1 1, 00 S1 1, 00 H1 1, 00
Р2 0, 91 R2 0, 94 S2 0, 96 H2 0, 92
Р3 0, 81 R3 0, 77 S3 0, 86 H3 0, 91
Р4 0, 80 R4 0, 75 S4 0, 77 H4 0, 91
Р5 0, 61 R5 0, 50     H5 0, 86
Р6 0, 52         H6 0, 84
            H7 0, 83
            H8 0, 74

 

Достоинством данного метода является его универсальность. Зная достаточно полно состояние при каждом конкретном заболевании на основании приведения данных таблиц, можно беспристрастно оценить значение его коэффициента полезности. Если оценки окажутся смещенными, то в равной степени для всех состояний, следовательно, смещение изменений полезности при каждом вмешательстве будет минимальным.

Во избежание сложных и дорогостоящих процедур (при масштабных исследованиях), связанных с расчетами индекса QALY, Мировым банком и Всемирной организации здравоохранения был разработан другой подход к измерению глобального бремени болезней – DALY.

Главная идея концепции DALY состоит в попытке качественной интегральной оценки состояния здоровья, принимая во внимание различные социальные роли в разных возрастах и их измерения с течением времени. Неотъемлемой частью концепции DALY является учет с помощью специальных коэффициентов весовых социальных предпочтений состояния здоровья различных половозрастных групп населения.

3.1.2. Понятие о здоровом образе жизни.

Самое простое определение здорового образа жизни можно свести к формуле: всё, что в поведении, деятельности людей благотворно влияет на их здоровье. В данное понятие включаются все позитивные для здоровья стороны образа жизни как активной категории: трудовую, социальную, интеллектуальную, образовательную, физическую и, конечно, медицинскую активность.

Здоровый образ жизни – категория общего понятия «образ жизни», включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья

Контрольные вопросы:

1. Перечислите уровни анализа состояния здоровья.

2. Каковы критерии распределения населения по группам здоровья при комплексной оценке индивидуального здоровья?

3. Перечислите основные составляющие оценки общественного здоровья?

4. Перечислите факторы, обусловливающие здоровье населения в зависимости от степени их влияния.

5. Дайте характеристику образа жизни как главного фактора, здоровья. Перечислите категории образа жизни.

6. В чем заключается сущность методики оценки качества жизни по QALY?

7. В чем заключается сущность методики оц. кач. жизни по DALY?

8. Перечислите этапы алгоритма определения QALY на основе таблиц, разработанный Торренсом и соавторами

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.