Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






І. Рассмотрим алгоритм реализации метода математического моделирования.






1. Строится кратчайшая сеть, связующая товарную базу и все пункты назначения без замкнутых контуров, начиная с пункта, который отстоит на минимальном расстоянии от товарной базы (в нашем случае это пункт М5) (рисунок 2). Далее сеть строится таким образом, чтобы совокупный путь, соединяющий все пункты назначения и товарную базу (овощную базу К), был минимальный.

 

 

Рисунок 2. – Кратчайшая сеть, связующая овощную базу и пункты назначения

 

2. Затем по каждой ветви сети, начиная с пункта, наиболее удаленного от товарной базы К (считая по кратчайшей связующей сети – это пункт М10), группируются пункты на маршруты с учетом количества ввозимого груза и грузоподъемности (вместимости) развозочного автотранспорта. При этом сумма грузов по группируемым пунктам маршрута должна быть равной или немного меньше грузоподъемности автомобиля, а общее число автомобилей – минимально необходимым (таблица 2).

 

Таблица 2 – Предварительные маршруты объезда пунктов назначения

 

№ предварительного маршрута Пункты назначения Потребность в продукции, тонн
  М10  
М12  
Итого: 4
  М11  
М9  
М6  
М4  
Итого: 4
  М4  
М8  
Итого: 4
  М7  
М3  
М2  
Итого: 4
  М2  
М1  
М5  
Итого: 4

 

 

3. Определяется рациональный порядок объезда пунктов каждого маршрута (на примере предварительного маршрута № 2). Для этого строится таблица-матрица, в которой по диагонали размещаются пункты, включаемые в маршрут, и начальный пункт К, а в соответствующих клетках – кратчайшее расстояние между ними согласно рисунку 1 (таблица 3).

 

Таблица 3 – Таблица-матрица предварительного маршрута № 2

 

Номер строки К        
    М11      
      М9    
        М6  
          М4
Сумма          

 

 

ния движения с начальным пунктом М9 будет равна 59 т-км (7км·4т + +3км·3т + 10км·2т + 2км·1т), тогда как для направления движения с начальным пунктом М4 – соответственно 63 т-км (10·4 + 2·3 + 7·2 +3·1) (см. рисунок 1). Следовательно, более рациональным будет направление движения по маршруту с начальным пунктом М9, так как при этом будет проделана меньшая транспортная работа.

Аналогичные расчеты проводятся для оставшихся предварительных маршрутов № 1, № 3, № 4 и № 5.

4. Составляется сводная маршрутная ведомость (таблица 4).

 

Таблица 4 – Сводная маршрутная ведомость

 

№ мар-шрута Последовательность выполнения маршрута Расшифровка Протяжен-ность пути движения на маршруте, км
  К→ М10→ М12→ К К – овощная база М10 – магазин № 10 М12 – магазин № 12  
  К→ М9→ М11→ М6→ М4→ К К – овощная база М9 – магазин № 9 М11 – магазин № 11 М6 – магазин № 6 М4 – магазин № 4  
  К→ М4→ М8→ К К – овощная база М4 – магазин № 4 М8 – магазин № 8  
  К→ М2→ М3→ М7→ К К – овощная база М2 – магазин № 2 М3 – магазин № 3 М7 – магазин № 7  
  К→ М5→ М2→ М1→ К К – овощная база М5 – магазин № 5 М2 – магазин № 2 М1 – магазин № 1  

 

Анализ таблицы 4 показывает, что совокупный пробег на пяти маршрутах в соответствии с проведенными оптимизационными расчетами согласно методу математического моделирования составляет 139 км.

 

ІІ. Сущность графического метода оптимизации кольцевых маршрутов состоит в следующем:

1. На тетрадном листе «в клетку», на котором отмечены координатные оси, строится карта-схема реальной зоны обслуживания с нанесением в масштабе точек-потребителей и товарной базы (масштаб карты: 1 клетка = 1 км2). Вертикальные и горизонтальные линии сетки представляют собой дороги, которые могут быть использованы для поездок из одного пункта в любой другой пункт на карте. При этом движение транспорта осуществляется только по горизонтальным или вертикальным линиям сетки (исключается движение по диагоналям клеточек).

2. Осуществляется группировка пунктов-потребителей на маршруты с учетом их потребностей и грузоподъемности автомобильного транспорта, участвующего в грузоперевозке. При этом используется алгоритм Свира или другими словами эффект дворника-стеклоочистителя. Воображаемым лучом, исходящим из товарной базы (в нашем примере, точка К) и постепенно вращающимся по или (и) против часовой стрелке, начинаем «стирать» с координатного поля изображенных на нем потребителей. Как только сумма потребностей «стертых» потребителей достигает грузоподъемности (вместимости) автомобиля, фиксируется сектор, обслуживаемый одним кольцевым маршрутом, и намечается путь объезда потребителей. Аналогичным образом формируются маршруты для оставшихся потребителей.

Следует отметить, что данный метод дает точные результаты лишь в том случае, когда зона обслуживания имеет разветвленную сеть дорог, а также когда расстояния между узлами транспортной сети по существующим дорогам прямо пропорционально расстоянию по прямой.

 

ІІІ. Реализацию комбинированного метода рассмотрим на примере развозки товара согласно условию вышепредставленной задачи (см. рисунок 1 и таблицу 1). Заметим, что применение комбинированного метода, также как и графического, предполагает наличие карты-схемы реальной зоны обслуживания с соблюдением масштаба.

1. Используя эффект дворника-стеклоочистителя (графический метод), осуществляется группировка пунктов-потребителей на маршруты с учетом их потребностей и грузоподъемности (вместимости) автомобильного транспорта, участвующего в грузоперевозке (рисунок 3). При этом воображаемый луч вращается как по часовой, так и против часовой стрелки. В результате составляется таблица предварительных маршрутов объезда пунктов назначения (таблица 5).

 

 

 

Рисунок 3 – Группировка потребителей на маршруты согласно

эффекту дворника-стеклоочистителя: К – овощная база; М1– М12 – потребители

 

Таблица 5 – Предварительные маршруты объезда пунктов назначения

 

№ предварительного маршрута Пункты назначения Потребность в продукции, тонн
     
Вращение луча по часовой стрелке
  М1  
М2  
М5  
Итого: 4
Вращение луча против часовой стрелки
  М12  
М11  
М9  
Итого: 4
  М10  
М6  
М5  
Итого: 4
  М8  
М7  
М4  
Итого: 4
  М4  
М3  
Итого: 4

 

 

2. Определяется рациональный порядок объезда пунктов каждого маршрута в соответствии с третьим и четвертым пунктами алгоритма метода математического моделирования.

3. Составляется сводная маршрутная ведомость (таблица 6).

 

Таблица 6 – Сводная маршрутная ведомость

№ мар-шру-та Последовательность выполнения маршрута Расшифровка Протяженность пути движения на маршруте, км
  К→ М5→ М2→ М1→ К К – овощная база М5 – магазин № 5 М2 – магазин № 2 М1 – магазин № 1  
  К→ М12→ М11→ М9→ К К – овощная база М12 – магазин № 12 М11 – магазин № 11 М9 – магазин № 9  
  К→ М10→ М6→ М5→ К К – овощная база М10 – магазин № 10 М6 – магазин № 6 М5 – магазин № 5  
  К→ М4→ М8→ М7→ К К – овощная база М4 – магазин № 4 М8 – магазин № 8 М7 – магазин № 7  
  К→ М4→ М3→ К К – овощная база М4 – магазин № 4 М3 – магазин № 3  

 

 

Таким образом, совокупный пробег пяти автомобилей на пяти маршрутах в соответствии с проведенными оптимизационными расчетами согласно комбинированному методу составляет 135 км, что на 4 км или 3 % меньше по сравнению с методом математического моделирования.

 

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Сергеев, В. И. Логистика снабжения: учебник / В. И. Сергеев, И. П. Эльяшевич; под общ. ред. д-ра экон. наук В. И. Сергеева. – М.: Рид Групп, 2011. – 416 с.

2. Гречуха, В. Н. Транспортное право России: учебник для магистров / В. Н. Гречуха. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 583 с.

 

Дополнительная литература

1. Голубчик, А. М. Транспортно-экспедиторский бизнес: создание, становление, управление / А. М. Голубчик. – Москва: ТрансЛит, 2011. – 317 с.

2. Иванов, Д. А. Управление цепями поставок / Д. А. Иванов. – Санкт-Петербург: Издательство Политехнического университета, 2010. – 659 с.

3. Интегрированные логистические системы доставки ресурсов: (теория, методология, организация) / И. А. Еловой, И. А. Лебедева. – Минск: Право и экономика, 2011. – 460 с.

4. Курганов, В. М. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок товаров: учебно-практическое пособие: для студентов высших учебных заведений / В. М. Курганов. – Москва: Книжный мир, 2009. – 512 с.

5. Курочкин, Д. В. Логистика: [транспортная, закупочная, производственная, распределительная, складирования, информационная]: курс лекций / Д. В. Курочкин. – Минск: ФУА информ, 2012. – 268 с.

6. Неруш, Ю. М. Логистика: учебник / Ю. М. Неруш. – Москва: Проспект: Велби, 2008. – 517 с.

7. Николайчук, В. Е. Логистический менеджмент: учебник / В. Е. Николайчук. – Москва: Дашков и Кº, 2012. – 978 с.

8. Общий курс транспортной логистики: учебное пособие по дисциплине специализации специальности " Менеджмент организации" / Л. С. Фёдоров, В. А.Персианов, И. Б. Мухаметдинов. – Москва: КноРус, 2011. – 309 с.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.