Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






СЗ-1. Исторические этапы детской психологии как науки.






Методический комплекс по детской психологии 2016 г (гуппа Д1)

Подготовка к семинарам и практическим занятиям

СЗ-1. Исторические этапы детской психологии как науки.

Цель: Учить обобщению знаний об этапах развития детской психологии как науки,

систематизации основных направлений науки.

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема воспитания ребенка в психологических учениях античности и средневековья (Возрастная психология Древней Греции; подход к психическому развитию детей в период эллинизма; психологические аспекты обучения и воспитания детей в период средневековья Вопросы психологического развития детей в эпоху Возрождения).

2. Подход к проблеме детской психологии в философских теориях сознания (Исследование психологического развития детей в Новое время; выделение детской психологии в самостоятельную область психологической науки).

3. Развитие детской психологии в первые десятилетия 20 столетия (Стенли Холл и его концепция педологии; Основные теории детского развития первой трети XX в).

4. Развитие детской психологии в России (Становление отечественной детской психологии; формирование и развитие советской детской психологии; развитие отечественной детской психологии в 50–60-е годы, современные аспекты детской психологии).

Рекомендуемая литература:

1. Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов.

– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 272 с.

СЗ–2. Основные подходы к периодизации психического развития ребенка

Цель: Учить обобщению основных подходов к периодизации психического развития детей дошкольного возраста и систематизации научных критериев к основанию данной периодизации.

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема критериев периодизации психического развития.

2. Характеристика биологически ориентированных периодизаций психического развития:

- периодизация Рене Заззо;

- периодизация П. П. Блонского.

3. Периодизации, направленные на выделение одного признака детского развития:

- психоаналитическая теория З. Фрейда;

- стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже;

- теория уровней нравственности Колберга.

4. Периодизация личностного развития Э. Эриксона.

5. Периодизации, выделяющие периоды на основе существенных критериев:

- периодизация Л. С. Выготского;

- периодизация психического развития в детском возрасте по Д. Б. Эльконину;

- периодизация В. И. Слободчикова.

Вопросы для самопроверки знаний:

1. Какие основные критерии, по мнению Л.С. Выготского, должны лежать в основе подлинно научной периодизации психического развития?

2. Какие основные признаки были заложены в периодизациях Р. Заззо и П.П. Блонского? Выделите общие и различные признаки данных периодизаций.

3. Назовите мотивы, лежащие в основе человеческого поведения, по мнению З. Фрейда.

4. Какие стадии обязательно проходит индивид в своем когнитивном развитии (по Ж. Пиаже)?

5. Охарактеризуйте второй уровень нравственного развития Колберга.

1. Почему концепцию Э. Эриксона называют: психосоциальной теорией развития личности; эпигенетической концепцией; концепцией жизненного пути личности?

2. Какие показатели, по мнению Л.С. Выготского, характеризуют каждый психологический возраст?

3. В чем существо гипотезы периодичности в психическом развитии ребенка, сформулированной Д.Б. Элькониным?

4. Какие закономерности групповой динамики открыл Левин?

5. Назовите направления современных исследований проблемы периодизации жизни человека.

Задания:

1. Прочитать тексты, выделить специфические для теории З. Фрейда понятия, ключевые положения, характерные для данного подхода (№ 6 в списке литературы)

2. На основании работы с литературой подготовить «задачи Пиаже», охарактеризовать основные положения теории, рассматриваемые в подготовленных примерах.

Рекомендуемая литература:

1. Выготский Л.С. Психология развития человека/ Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл, 2004, Изд-во Эксмо. - 1136 с.: ил. - (Серия " Библиотека всемирной психологии")

2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник / Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - С.76-120, 192-233.

3. Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ " Сфера", 2004. - С.130-168.

4. Першина Л.А. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Л.А. Першина. - М.: Академический Проект, 2004. - С. 36-56.

5. Поливанова К. Н. Периодизация детского развития: опыт понимания // Вопросы психологии, 2004. - № 1. – С. 110.

6. Фрейд З. О психоанализе // Психология бессознательного: Сб. произв. /Сост. М.Г. Ярошевский.- М., 1990.- С.375.

ПЗ–1. Наблюдение как метод в работе воспитателя дошкольного учреждения

Цель: Закрепить знания студентов об основных методах изучения уровня психического развития ребенка. Развивать умения осуществлять научный и плановый подход к процессу наблюдения.

Вопросы для обсуждения:

1. Наблюдение в психологии.

1.1. Роль наблюдения в развитии психологии.

1.2. Характеристика наблюдений и его видов.

1.3. Программа наблюдения и обработка результатов.

2. Наблюдение в детской психологии.

1.2. Наблюдение как ведущий метод в детской психологии.

1.2. Наблюдение как источник данных о проблемах поведения (Леши Д.)

2. Выполнения упражнений.

2.1. Наблюдение – один из основных методов изучения развития детей. Перечистите показатели и их признаки, которые лучше всего фиксируются данным методом у детей. Поясните своё решение. Данные оформите в таблице.

№п/п Показатель Признаки Пояснение выбора
       
       

2.2. Исследователь для диагностики подвижности нервных процессов у детей 6 лет составил следующий план наблюдений:

1. Скорость реакции на новизну в окружающей обстановке.

2. Быстрота и легкость выработки навыков, привычек.

3. Способность легко переходить от одного занятия к другому.

4. Быстрота переключения внимания с одного объекта на другой.

5. Быстрота возникновения и протекания чувств.

6. Темп движения, речи.

7. Быстрота запоминания и воспроизведения.

Будет ли достигнута цель, поставленная исследователем? Дайте письменное психологическое обоснование своему суждению.

3. Определите тип темперамента ребенка, согласно протокола наблюдения:

№ вопросов а б в г Тип темперамента
1. Как ведёт себя ребенок в ситуации, когда необходимо быстро действовать Легко включается в работу Активно действует Действует спокойно Действует робко неуверенно  
2. Как реагирует на замечания воспитателя Говорит, что так делать не будет, но через некоторое время опять делает то же самое Не слушает, и поступает по-своему. Бурно реагирует на замечания Выслушивает молча Молчит, обижен, переживает  
3. Как разговаривает ребёнок с другими детьми в значимых для него ситуациях Быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям Быстро, со страстью, но других не слушается Медленно, спокойно, но уверенно С большой неуверенностью  
4. Как ведет себя в непривычной обстановке (в кабинете врача, заведующей) Активен, отмечается повышенная возбудимость Легко ориентируется, проявляет активность Спокойно рассматривает окружающее Робок. растерян  

 

3.1. Проведите наблюдение за ребёнком дошкольного возраста, по выделенным показателям.

 

Рекомендуемая литература:

1. Г.А.Урунтаева Практикум по детской психологии / Г.А.Урунтаева. Ю.А. Афонькина. М.: Просвящение, Владос.– 1995.-3–4с

2.Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник / Л. Ф. Обухова - М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.

3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина - М.: Изд. УРАО, 1997. – 176с.

4. Люблинская А.А. Детская психология. - М., «Просвещение» / А.А. Люблинская.- 1972.– 256с.

5. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина - М.: Изд. Академия, 1998. – 456с.

6. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева ­– М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 336с.

 

СЗ–3. Социально-психологическая ситуация развития ребёнка в период раннего детства

Цель: Углубить знания студентов о социально-психологической ситуации развития ребёнка раннего возраста. Учить системности в восприятии и обсуждении учебного материала.

Вопросы для обсуждения

I. Подготовить сообщения по указанным вопросам.

1. Особенности общения ребенка в период новорожденности и младенчества.

2. Особенности общения ребенка в период раннего возраста.

3. Особенности развития самосознания в младенчестве.

4. Особенности развития самосознания в раннем возрасте.

II. 2.1. Обсуждение практических задач. Выработка правильных решений.

2.2. Ознакомление с методами изучения нервно-психического развития детей раннего возраста (В. С. Манова-Томова).

 

Рекомендуемая литература:

 

1.Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник / Л. Ф. Обухова - М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.

2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина - М.: Изд. УРАО, 1997. – 176с.

3. Люблинская А.А. Детская психология. - М., «Просвещение» / А.А. Люблинская.- 1972.– 256с.

4. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина - М.: Изд. Академия, 1998. – 456с.

5. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева ­– М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 336с.

 

ПЗ-2. Особенности развития ребёнка в дошкольном возрасте

Цель: Познакомить студентов с особыми вариантами детского развития, развивать навыки применения полученных знаний при решении практических задач

Подготовить вопросы для обсуждения:

1. Характеристика детей с особыми вариантами развития

1.1. Тревожные дети

1.2. Демонстративные дети

1.3. Детский вербализм

1.4. Уход от деятельности.

1.5. Дети с задержкой психического развития.

1.6. Одарённые дети.

2. Решение практических задач и ситуаций.

3. Составление психолого-педагогических рекомендаций для родителей детей с особыми вариантами детского развития.

 

Рекомендуемая литература:

1. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под редакцией Т.В. Лавренёвой. – М.: Новая школа, 1996. – 144с.

СЗ–4. Виды деятельности детей как факторы психического развития

Цель: Учить обобщению знаний о значении различных видов деятельности на психическое развитие ребенка. Формировать умения связывать теоретические знания студентов с практикой педагогической деятельности.

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности развития бытовой деятельности ребенка.

1.1. Развитие бытовой деятельности в младенчестве и раннем возрасте.

1.2. Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте.

2. Особенности развития трудовой деятельности

2.1. Развитие предпосылок к трудовой деятельности в раннем возрасте.

2.2. Развитие трудовой деятельности в младшем и старшем дошкольном возрасте.

3. Особенности развития конструктивной деятельности

3.1. Особенности развития конструктивной деятельности в раннем возрасте

3.2. Особенности развития конструктивной деятельности в младшем и старшем дошкольном возрасте

4. Особенности развития изобразительной деятельности дошкольника.

4.1. Предпосылки изобразительной деятельности в раннем возрасте.

4.2. Особенности изобразительной деятельности в младшем и старшем дошкольном возрасте.

Рекомендуемая литература:

1.Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие. Для студ. вузов.- М.: Издательский центр «Академия». – 1998.

2.Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.

3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М.: Изд. УРАО, 1997. – 176с

4. Люблинская А.А. Детская психология. - М., «Просвещение», 1972.– 256с.

5. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Изд. Академия, 1998. – 456с.

6. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. ­– М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 336с.

7. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000. 8. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. – М., 1981.

9. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М., 1990.

10. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.- М., 1995.

СЗ – 5. Особенности художественно-речевого развития ребенка

Цель: Дополнить знания студентов о речевом онтогенезе. Закрепить умения систематизировать знания по предложенным основаниям.

Вопросы для обсуждения:

I. Художественная деятельность дошкольника

1. Детский рисунок как продукт художественного творчества.

2. Этапы творческого акта в изобразительной деятельности дошкольника.

3. Динамика развития изобразительной деятельности в раннем и дошкольном возрасте.

4. Механизм влияния изобразительной деятельности на психическое и личностное развитие ребенка.

II. Речевая деятельность ребёнка.

5. Особенности развития словаря и грамматического строя речи.

6. Развитие фонематического слуха и звуковой культуры речи.

7. Развитие основных функций речи.

8. Роль сказки в развитии ребёнка.

9. Анализ основных теорий:

А). Выготский Л.С. Мышление и речь).

Б). Лисина М. И. Общение, личность и психика ребёнка.

Рекомендуемая литература:

1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М.,

2000.- С.5.

2. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. – М., 1981.

3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М., 1990.

4. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.- М., 1995.- С.87 – 96.

5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2000.- С. 245 - 248.

6.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2003.- С. 290 - 298.

7.Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. -М., 1982.

8. Выготский Л.С. Мышление и речь - Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982.- Т. 2.

9. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребёнка. – М., 1997.

ПЗ – 3. Учебно-познавательная деятельность дошкольника.

Цель: Дополнить знания студентов о развитии познавательных процессов личности ребенка. Учить на основе данных знаний подбирать учебно-дидактический материал для развития ребёнка.

1. Актуализация знаний. Блиц-опрос.

2. Особенности сенсорного развития ребёнка младшего и старшего дошкольного

возраста.

3. Дидактическая игра как средство развития познавательных процессов ребёнка.

2. Ярмарка педагогических идей.

2.1. Работа в группах по определению основных целей учебно-познавательной

деятельности ребенка.

2.2. Защита творческих проектов.

2.3. Решение практических задач.

III. Подведение итогов занятия.

Рекомендуемая литература:

1. И.А. Барташникова. Учитесь играя: Тренировка интеллекта: Игры и тесты для детей 5–7 лет / И.А. Барташникова, А.А. Барташников. – Харьков: Филио, 1997. – 412 с.

2. Практикум по возрастной и педагогической психологии: для студентов сред. пед. учеб. Заведений / Под. Ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд. / cтереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.–160 с.

3. Житникова Л.М. Учите запоминать: пособие для воспитателя дет. Сада. – 3– изд., допол. / Л.М. Житникова. – М.: Просвещение, 1985. – 96 с.

СЗ-6. Тема: Формирование личности в дошкольном возрасте

Цель: Дополнить знания студентов об особенностях развития личности в онтогенезе. Учить практическому использованию знаний в педагогической деятельности.

Вопросы для обсуждения:

1. Факторы и механизмы развития личности.

2. Особенности развития личности ребенка в раннем возрасте.

3. Особенности развития личности ребенка в младшем дошкольном возрасте.

4. Особенности развития ребенка в старшем дошкольном возрасте.

5. Возрастные кризисы и их характеристика.

6. Семья как условие социализации ребенка.

Рекомендуемая литература:

1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие. Для студ. вузов.- М.: Издательский центр «Академия». – 1998. – С. 169-174.

2. Выготский Л.С. Психология развития человека.- М.: Изд-во Смысл; Изд. – Эксмо, 2004. – 1136с.

3. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. -- М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.

6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М.: Изд. УРАО, 1997. – 176 с.

7. Люблинская А.А. Детская психология. - М., «Просвещение», 1972.– 256с.

8. Божович Л.И. Этапы формирования личности. - М.; Воронеж, 1995.

9. Возрастная и педагогическая психология (под ред. А.В. Петровского). - М., 1979.

10. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребёнка. – М., 1997.

11. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2000.

12. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. ­– М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 336с.

СЗ-7. Тема: Особенности общения в младшем и старшем дошкольном возрасте

Цель: Дополнить знания студентов об общении как факторе в психическом и личностном развитии ребёнка. Учить анализировать научный материал по предложенным основаниям.

Вопросы для обсуждения:

1. Общение в младшем и среднем возрасте.

1.1. Особенности общения детей с родителями.

1.2. Особенности общения в игре. Ребёнок в группе сверстников.

1.3. Общение и речь.

1.4. Игрушка как средство общения и психического развития ребёнка.

2. Общение в старшем дошкольном возрасте.

2.1. Особенности общения с родителями и другими взрослыми.

2.2. Особенности общения в игре. Ребёнок в группе сверстников.

2.3. Общение и речь.

2.4. Игрушка как средство общения и психического развития ребёнка.

2.5. Общение мальчиков и девочек.

2.7. Рузская А.Г. Развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками (хрестоматия).

2.8. Годовикова Д.Б. Общение со взрослыми и познавательная активность (хрестоматия).

Рекомендуемая литература:

1. Венгер Л.А. Психология: Учебное пособие / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1988. – 336с.

2. Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. – М.: и Издательский центр «Академия», 1997. – С. 6-25.

СЗ-8. Тема: Психологическая готовность ребенка к школе.

Цель: Систематизировать знания студентов о готовности ребенка к школе. Учить практическому использованию знаний в педагогической деятельности.

Вопросы для обсуждения:

1. Психологические особенности ребенка шестилетнего возраста.

2. Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе.

3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к обучению в школе.

4. Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

Литература

1. Безруких М. М., Ефимова С. П. Ребёнок идёт в школу. Знаете ли вы своего ученика? – М., 1996.

2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – М., 2000.

3. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Психология детей шестилетнего возраста. – Минск, «Універсітєцкае», 1999.– 315с.

4. Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребёнок: психологическая готовность к школе. – М., 1991.

5. Мухина В. С. Психология детства и отрочества. – М., 1998.

6. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. – М., 2001.

7. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. ­– М.: Издательский центр «академія», 1997. – 336с.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.