Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституция России

Оглавление Глава 1.Принципы российской государственности Глава 2. Источники права в Российской Федерации Глава 3. Основные права, свободы и обязанности личности § 1. Общие положения § 2. Личные права и свободы § 3. Политические права и свободы § 4. Экономические права и свободы § 5. Социальные, культурные и экологические права и свободы § 6. Юстициарные права § 7. Основные обязанности Глава 4. Избирательные права граждан России и основы избирательной системы Глава 5. Судебная власть

2 Глава 6. Государственный правозащитник России Глава 7. Принципы проведения реформ Глава 8. Местное самоуправление и гарантии его осуществления Глава 9. Основы взаимоотношений Российской Федерации и регионов Глава 10. Основы публичных финансов и бюджетного федерализм Глава 11. Президент России Глава 12. Парламент России и основы законодательного процесса Глава 13. Совет министров России Глава 14. Прокуратура России Глава 15. Парламентский контроль Глава 16. Основы публичной службы Глава 17. Конституционные поправки и пересмотр Конституции Глава 18. Заключительные и переходные положения

Особые мнения участников проекта

3 Мы, народ России, осмыслив более чем тысячелетний путь российской государственности, сознавая, что в нашей истории нам есть, чем гордиться и есть, чего стыдиться и в чем каяться, возрождая важнейшие нравственные ценности, и прежде всего, уважение личной свободы и личной ответственности, любовь и милосердие ко всем людям, пришли к убеждению, что: человек, будучи образом и подобием Бога, является для государства целью, а не средством и потому высшей ценностью в нашей стране должно быть человеческое достоинство во всех его проявлениях; охрана и защита человеческого достоинства любого человека является главной задачей государства; публичная власть должна быть ограничена правом, контролироваться обществом и служить всем людям, а не отдельным социальным или национальным группам; право, в основе которого лежат равенство, свобода и справедливость, обладает верховенством и это должно свято соблюдаться всеми без исключения. Руководствуясь этими началами, МЫ ПРИНИМАЕМ НАСТОЯЩУЮ КОНСТИТУЦИЮ РОССИИ. [Вариант1: Осмысливая путь развития российской государственности, мы, граждане России, различные по убеждениям и по вере, но одинаково уважающие такие высшие нравственные ценности, как личная свобода, человеческое достоинство, равенство и справедливость, а также понимающие свою ответственность перед прошлыми, нынешними и будущими поколениями, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИИ]

ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ Статья 1 1. Все люди равны в своем человеческом достоинстве и никто не вправе отнять и умалить его. 2. Человеческое достоинство есть высшая ценность российского общества. Обеспечение, охрана и защита человеческого достоинства – главная задача российского государства. Статья 2 Политика государства строится на принципе «Меньший имеет преимущество» и направлена на выравнивание возможностей в целях обеспечения каждому гражданину России права на охрану его человеческого достоинства, включая достойное существование. Статья 3 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее народ.

1 Предложен Н. Телесниным.

4 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Статья 4 1. Россия является федеративным государством, основанном на принципе равенства субъектов Российской Федерации – регионов. 2. Наименования Россия и Российская Федерация равнозначны. В международных отношениях применяется наименование Россия. 3. Территория Российской Федерации состоит из регионов – автономных республик и губерний, а также включает в себя федеральные территории, внутренние воды, территориальное море и воздушное пространство над ними. 4. Россия обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в своей исключительной экономической зоне. 5. Федеральными территориями являются: 1) город N – столица России, статус которой определяется органическим законом; 2) города Москва и Санкт-Петербург с прилегающими к ним территориями, границы которых определяются федеральным законодательством; 3) иные территории, приобретающие статус федеральных в соответствии с настоящей Конституцией и федеральным законодательством. 6. Управление федеральными территориями осуществляется в соответствии с федеральным законодательством. Статья 5 1. Российское гражданство приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. 2. Гражданин России не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. 3. Двойное гражданство не допускается. Статья 6 1. В России гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. 2. Частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, в том числе на земельные участки, подлежат равной защите государством. 3. Природные ресурсы, в том числе находящиеся в недрах земли, являются государственной или муниципальной собственностью. Отнесение объектов собственности к федеральному, региональному или муниципальному уровню осуществляется путем заключения публично-правовых договоров в порядке, определяемом федеральным законодательством. Статья 7 1. В России гарантируется идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 3. Запрещается создание и деятельность партий, иных, в том числе религиозных, объединений, исповедующих или распространяющих идеи безнравственности, тоталитаризма, терроризма, вражды, презрения или ненависти

5 к каким-либо расовым, этническим, религиозным, социальным и языковым группам населения, а также к иным странам и народам. Статья 8 1. В России гарантируется политическое многообразие, реализуемое посредством многопартийности, политической конкуренции и осуществления права на оппозиционную деятельность. 2. Каждая политическая партия, насчитывающая не менее одной тысячи членов, вправе свободно распространять свои взгляды, участвовать законными методами в борьбе за публичную власть и за право нести политическую ответственность перед обществом за реализацию положений своей программы. Регистрация политической партии осуществляется путем подачи уведомления в уполномоченный государственный орган. 3. Оппозиционная деятельность возможна как в парламентских, так и во внепарламентских формах. 4. Парламентской оппозицией признаются фракции, заявившие в порядке, установленном Регламентом Государственной Думы, а в регионах – регламентами соответствующих законодательных (представительных) органов, об оппозиционности правительственному курсу. 5. Основными гарантиями свободы деятельности и учета мнений парламентской оппозиции являются права: 1) занимать руководящие должности не менее чем в 40 процентах комитетов и комиссий Государственной Думы; 2) занимать должности двух вице-спикеров в каждой из палат; 3) не менее одного раза в месяц определять повестку дня заседания Государственной Думы, а в регионах – соответствующего законодательного (представительного) органа; 4) вносить кандидатуру Председателя Счетной палаты России; 5) в первоочередном порядке на заседании Государственной Думы задавать вопросы Премьер-министру России, федеральным министрам и иным руководителям федеральных органов исполнительной власти, а в регионах на заседании законодательного (представительного) органа – руководителям региональных органов исполнительной власти. Иные права парламентской оппозиции определяются федеральным законодательством и регламентами органов законодательной власти. 6. В случае публичной критики лицами, занимающими федеральные и региональные государственные должности, высказываний и действий представителей оппозиции последние имеют право на ответ в тех же средствах массовой информации, в которых звучала критика, в тех же формах и в том же объеме. 7. Одна политическая партия не может иметь в Государственной Думе, а равно в региональном законодательном (представительном) органе более 60 процентов депутатских мандатов. Порядок распределения мандатов, полученных политической партией свыше 60 процентов, определяется соответственно федеральным и региональным законодательством. Статья 9

6 Государственные и муниципальные органы, государственные и муниципальные или с долей государственного и муниципального участия предприятия, учреждения и организации не могут быть учредителями или собственниками печатных, телевизионных, радиовещательных и электронных средств массовой информации, кроме официальных изданий (информационных бюллетеней), предназначенных исключительно для публикации собственных решений и правовых актов. Статья 10 1. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения не вправе вмешиваться в дела государственных и муниципальных органов. Государственные и муниципальные органы не вправе вмешиваться в дела религиозных объединений. 3. Религиозные объединения равны перед законом. 4. Государство уважает догматы любой религии постольку, поскольку они способствуют формированию нравственных качеств граждан России, установлению более прочного социального мира и охране человеческого достоинства. Правовые акты государственных и муниципальных органов могут основываться на этических представлениях наиболее распространенных в России религий, если это не противоречит Конституции России. 5. Храмы и иные культовые здания и помещения, а также религиозные святыни охраняются государством вне зависимости от того, в чьей собственности они находятся. Статья 11 1. Конституция России есть концентрированное выражение естественного права и в силу этого обладает верховенством над всеми иными правовыми актами, принимаемыми на территории Российской Федерации. 2. Конституция России имеет высшую юридическую силу, прямое действие и безусловно применяется на всей территории Российской Федерации. 3. Государственные и муниципальные органы, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию России. Статья 12 1. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить принципам российской государственности. 2. Положения настоящей главы не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией

ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 13 1. Источниками федерального права, то есть актами, обязательными для соблюдения и исполнения на всей территории Российской Федерации, являются: 1) Конституция России; 2) акты о толковании Конституции России и о соответствии ей всех иных источников права; 3) законы о поправках к Конституции России;

7 4) подписанные и ратифицированные Россией акты международного права и международные договоры; 5) органические законы, то есть перечисленные в настоящей Конституции законы; 6) федеральные законы, то есть законы, принимаемые по предметам исключительного законодательного ведения Российской Федерации, если соответствующие общественные отношения не урегулированы органическими законами, а также по предметам совместного законодательного ведения в пределах полномочий Российской Федерации; 7) федеральные подзаконные акты, то есть нормативные правовые акты, принимаемые федеральными государственными органами в пределах их компетенции. 2. Собирательное наименование законов о поправках к Конституции России, органических законов и федеральных законов – федеральное законодательство. 3. Юридическая сила указанных в настоящей статье источников федерального права соответствует последовательности их перечисления. 4. Если федеральный или органический закон либо подзаконный акт противоречит подписанному и ратифицированному Россией акту международного права, применяются нормы последнего. Статья 14 1. Источниками регионального права, то есть актами, обязательными для соблюдения и исполнения на территории каждого региона Российской Федерации, помимо источников федерального права, являются: 1) конституция региона; 2) акты о толковании конституции региона и о соответствии этой конституции всех иных региональных и муниципальных источников права; 3) законы о поправках к конституции региона; 4) законы региона, принимаемые по предметам совместного законодательного ведения в пределах полномочий региона и по предметам исключительного законодательного ведения региона; 5) региональные подзаконные акты, то есть нормативные правовые акты, принимаемые государственными органами региона в пределах их полномочий. 2. Собирательное наименование законов о поправках к конституции региона, органических законов региона и законов региона – региональное законодательство с указанием официального наименования данного региона. 3. Юридическая сила указанных в настоящей статье источников регионального права соответствует последовательности их перечисления. Статья 15 Источниками муниципального права, то есть актами, обязательными для соблюдения и исполнения на территории местных сообществ, помимо источников федерального и регионального права, являются уставы местных сообществ, акты муниципальных органов и соответствующих должностных лиц. Статья 16

8 1. Условием вступления в силу федеральных, региональных и муниципальных нормативных правовых актов, а также актов международного права является их обнародование. Не обнародованные нормативные правовые акты и акты международного права не подлежат соблюдению и исполнению. 2. В целях сохранения государственной тайны в федеральных подзаконных актах допускается не обнародовать (засекречивать) некоторые нормы. 3. Если решение о засекречивании принимается Президентом России, он обязан перед подписанием соответствующего подзаконного акта обратиться в Конституционный суд России. Если решение о засекречивании принимается иным федеральным государственным органом, его руководитель обязан перед подписанием соответствующего подзаконного акта обратиться к Президенту России.

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЛИЧНОСТИ

§ 1. Общие положения Статья 17 1. В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Статья 18 Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Статья 19 1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Статья 20 1. Перечисление в Конституции России основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

9 2. В России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Статья 21 1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с органическим законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. 2. Чрезвычайное положение на всей территории России и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных органическим законом. 3. Не подлежат ограничению личные права и свободы, а также права, гарантирующие судебную защиту и соблюдение прав обвиняемых и потерпевших, предусмотренные настоящей Конституцией. Статья 22 Гражданин России может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, если ранее он не эмансипировался. Статья 23 1. Гражданин России не может быть выслан за пределы России или выдан другому государству. 2. Государство гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за пределами России. Статья 24 Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором России. Статья 25 Положения настоящей главы не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

§ 2. Личные права и свободы Статья 26 Никто не может быть лишен жизни за исключением случаев абсолютно необходимого применения силы для защиты человека от противоправного насилия либо для подавления, в соответствии с законом, вооруженного мятежа. Статья 27 1. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. 2. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Статья 28 1. Каждый имеет право на свободу и физическую неприкосновенность. 2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Статья 29

10 1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. 2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, в том числе с использованием Интернета. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Статья 30 1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются, за исключением случаев, когда обстоятельства частной жизни лица, осуществляющего публичные функции, затрагивают общественные интересы. 2. Государственные и муниципальные органы, их должностные лица не вправе собирать, получать и предоставлять информацию о гражданах, в том числе через Интернет, за исключением той, которая необходима в правовом государстве и предусмотрена законом. 3. Государственные и муниципальные органы, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его личность, а также его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Статья 31 1. Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как на основании судебного решения. 2. В случаях, не терпящих отлагательства, в том числе в целях защиты от общей опасности или от опасности для жизни отдельных лиц допускается проникновение в жилище представителей государственных и муниципальных органов, предусмотренных федеральным законодательством. В таких случаях законность проникновения в жилище может быть в последующем обжаловано в суде. Статья 32 1. Каждый вправе определять свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению своей национальной принадлежности. 2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Статья 33 1. Каждый, кто законно находится на территории России, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. 2. Каждый может свободно выезжать за пределы России. Гражданин России имеет право беспрепятственно возвращаться в Россию. Статья 34 1. Каждому гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. 2. Запрещается открыто исповедовать и распространять религиозные воззрения, основанные на поклонении злу и безнравственности в их общепринятом понимании.

11 § 3. Политические права и свободы Статья 35 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. 3. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Засекречивание сведений, представляющих общественный интерес, запрещено. 4. Каждый имеет право на получение полной и достоверной информации о деятельности государственных и муниципальных органов, их должностных лиц, а также иных лиц, выполняющих публичные функции. 5. Гарантируется свобода массовой информации. Монополизация средств массовой информации не допускается. Политическая цензура запрещена. Статья 36 1. Свобода создания и деятельности общественных объединений гарантируется. Каждый гражданин России имеет право создавать общественные объединения, принадлежать к ним и участвовать в их деятельности. 2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо общественное объединение или пребыванию в нем. 3. Политические партии и иные общественные объединения не вправе иметь военизированных формирований. 4. Запрещение деятельности общественных объединений осуществляется в судебном порядке. Статья 37 1. Гарантируется свобода мирных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, не направленных на распространение идей безнравственности, тоталитаризма, терроризма, вражды, презрения или ненависти к каким-либо расовым, этническим, религиозным, социальным и языковым группам, а также к иным странам и народам. 2. Критика государственных и муниципальных органов, лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, в том числе требования их отставки не являются проявлениями вражды, презрения или ненависти к социальным группам населения. 3. Для проведения митингов, демонстраций и шествий действует исключительно уведомительный порядок и разрешения со стороны каких бы то ни было государственных и муниципальных органов не требуется. Собрания и пикетирование проводятся без уведомления о их проведении. Не признаются противоправными спонтанные митинги, демонстрации и шествия постольку, поскольку они являются внезапной общественной реакцией на произошедшее событие, о котором стало только что известно. Граждане при разумных законодательных ограничениях вправе проводить публичные мероприятия в том месте, где их позиции могли бы оказать должный публичный эффект. Не допускается проводить массовые митинги, демонстрации и шествия на территории или в непосредственной близости от опасных производственных объектов и иных объектов, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; железнодорожных

12 магистралей, продуктопроводов; высоковольтных линий электропередачи, иных объектов, нахождение вблизи которых угрожает безопасности людей. Статья 38 1. Граждане России имеют равный доступ к государственной службе. 2. Участие в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей является долгом граждан России. Статья 39 1. Граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения (заявления, предложения и жалобы) в государственные и муниципальные органы, в том числе по Интернету. 2. Ответ государственных и муниципальных органов на обращения граждан, кроме анонимных, обязателен.

§ 4. Экономические права и свободы Статья 40 1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. 2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, а также основанная на противоправном использовании чужой интеллектуальной собственности. Статья 41 1. Право частной собственности охраняется законом. 2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. 3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для общественных нужд, а также национализация имущества могут быть произведены только при условии предварительного и равноценного возмещения. 4. Право наследования гарантируется. Статья 42 1. Граждане России вправе иметь в частной собственности землю. 2. Владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав иных лиц.

§ 5. Социальные, культурные и экологические права и свободы Статья 43 1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещен. 3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

13 4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. 5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору или служебному контракту гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Статья 44 1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. 2. Забота о детях, их воспитание – право и обязанность родителей. 3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Статья 45 1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. 2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. 3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения, благотворительность и меценатство. Статья 46 1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. 2. Муниципальные органы поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. 3. Малоимущим, иным гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из муниципальных жилищных фондов. Статья 47 1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. 2. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. 3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой уголовную ответственность. Статья 48 Каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Статья 49 1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

14 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. 5. Государство поддерживает различные формы образования и самообразования. Статья 50 1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. 2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. 3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

§ 6. Юстициарные права Статья 51 1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в России гарантируется. 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. 3. Каждый имеет право обратиться в суд с исками в защиту публичного интереса. 4. Каждый имеет право обращаться в суд с исками в защиту нарушенных прав и свобод неопределенного круга лиц. Статья 52 1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, осуществляемая в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. 2. Решения и действия (или бездействие) государственных и муниципальных органов, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. 3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами России обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Статья 53 1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. 2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законодательством. Статья 54 1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

15 2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Статья 55 1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. 2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. 3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. Статья 56 1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление. 2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального законодательства. 3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законодательством, а также право просить о помиловании или смягчении наказания. Статья 57 1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. 2. Федеральным законодательством могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания. Статья 58 Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Статья 59 1. Каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) государственных, муниципальных органов или их должностных лиц. 2. Вред, причиненный незаконными действиями (или бездействием) государственных, муниципальных органов или их должностных лиц, возмещается государством или местным сообществом в лице их уполномоченных органов, которые впоследствии в порядке регрессного иска взыскивают необходимые суммы с должностных лиц, по чьей вине был причинен вред. Статья 60 1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. 2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Статья 61

16 1. Россия предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с духом человечности и нормами международного права. 2. Не допускается выдача другим государствам не являющихся гражданами России лиц: 1) преследуемых за политические убеждения, если такие убеждения не связаны с идеями безнравственности, тоталитаризма, терроризма, вражды, презрения или ненависти к каким-либо расовым, этническим, религиозным, социальным и языковым группам населения, а также к иным странам и народам: 2) преследуемых за действия (или бездействие), не признаваемые в России преступлением; 3) которым в соответствующем государстве грозит наказание в виде смертной казни. 3. Выдача иностранных граждан и лиц без гражданства, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона.

§ 7. Основные обязанности Статья 62 Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Статья 63 Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Статья 64 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина России. 2. До тех пор, пока срочная военная служба по призыву не будет полностью заменена военной службой по контракту, гражданин России в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

ГЛАВА 4. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН РОССИИ И ОСНОВЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Статья 65 1. Выборы органов государственной власти и органов местного самоуправления являются проявлением гражданской ответственности. 2. Не имеет права голосовать на выборах, а равно принимать участие в референдуме гражданин России, который на день назначения выборов: 1) не достиг 18 лет; 2) не зарегистрирован в качестве избирателя; 3) признан судом недееспособным; 4) не имеет среднего (полного) общего образования; 5) не имеет постоянного места жительства;

17 6) является государственным либо муниципальным служащим; 7) занимает государственную или муниципальную должность; 8) проходит военную службу по призыву или по контракту; 9) в отношении которого применяется уголовное наказание, назначенное по приговору суда, за исключением штрафа2. 3. Не имеет права быть избранным гражданин России, который на день назначения выборов не достиг возраста, установленного для избрания в соответствующий орган государственной власти, местный представительный орган, орган местного самоуправления, а также если на день назначения выборов не истек один год со дня устранения или окончания действия установленных настоящей статьей препятствий для осуществления права избирать. Пункт 7 части 2 настоящей статьи не распространяется в данном случае на федеральных, региональных парламентариев и членов местных представительных органов. Статья 66 1. Гражданин России вправе зарегистрироваться в качестве избирателя либо отказаться от регистрации в любое время, кроме периода со дня назначения выборов и до дня их проведения. Регистрация производится в органе местного самоуправления или местном органе государственной власти по месту жительства гражданина. 2. Регистрация в качестве избирателя, а равно отказ от регистрации производится по письменному заявлению гражданина, подаваемому лично или направляемому по почте либо через Интернет в адрес органа местного самоуправления или местного органа государственной власти. 3. Регистрация в качестве избирателя распространяется на выборы всех органов государственной власти, местных представительных органов, органов местного самоуправления, а также на участие в референдуме. Статья 67 1. Способ выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления (вид избирательной системы) определяется соответственно федеральным, региональным законодательством, нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления. 2. Если для выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления полностью или частично применяется пропорциональная система, максимальный порог для допуска списков кандидатов к распределению мандатов составляет три процента. 3. Голосование по открепительным удостоверениям и досрочное голосование не допускаются. 4. Избирательные бюллетени по выборам органов государственной власти и органов местного самоуправления должны содержать графу «Против всех». 5. Выборы считаются несостоявшимися, если в них примут участие менее 30 процентов от общего числа граждан, зарегистрированных в качестве избирателей. Статья 68 Государственные и муниципальные служащие, лица, занимающие государственные или муниципальные должности, за исключением федеральных, региональных парламентариев и членов местных представительных органов, 2 К данной части имеется особое мнение.

18 руководители государственных и муниципальных или с долей государственного и муниципального участия предприятий, учреждений и организаций не вправе принимать участие в избирательной кампании, кампании по референдуму ни в какой форме, в том числе предоставлять помещения, средства связи и транспорт участникам избирательной кампании, кампании по референдуму, агитировать за или против участия граждан в выборах, референдуме. Статья 69 1. Организация референдумов, выборов органов государственной власти, местных представительных органов, органов местного самоуправления, контроль за законностью избирательных кампаний, подсчет голосов и определение результатов выборов осуществляются избирательными комиссиями. 2. Система избирательных комиссий состоит из Центральной избирательной комиссии России, территориальных избирательных комиссий, окружных и участковых избирательных комиссий. 3. Рассмотрение жалоб на решения, действия и бездействие избирательных комиссий производится исключительно судами. Статья 70 1. Центральная избирательная комиссия России, а также избирательные комиссии, действующие на федеральных территориях, формируются Конституционным судом России на срок шесть лет из лиц, чьи кандидатуры представлены зарегистрированными в установленном федеральным законодательством порядке общероссийскими политическими партиями. 2. Все иные избирательные комиссии формируются конституционными судами регионов на срок шесть лет из лиц, чьи кандидатуры представлены зарегистрированными в установленном порядке общероссийскими и региональными политическими партиями. 3. Повторное замещение должности члена избирательной комиссии не допускается.

ГЛАВА 5. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ Статья 71 1. Правосудие в России осуществляется только судом. 2. Судебная система Российской Федерации устанавливается настоящей Конституцией и органическими законами. 3. В Российской Федерации действуют федеральные и региональные суды. 4. Создание временных и чрезвычайных судов не допускается. Статья 72 1. Судьи в Российской Федерации осуществляют свои функции, основываясь исключительно на собственном понимании права и независимо от воздействия любых посторонних влияний, исходящих от кого бы то ни было и преследующих какие бы то ни было цели. 2. Федеральные судьи подчиняются Конституции России, подписанным и ратифицированным Россией актам международного права и международным договорам и федеральному законодательству. Они также руководствуются юстициарными правами личности, перечисленными в настоящей Конституции. 3. Региональные судьи подчиняются Конституции России, подписанным и

19 ратифицированным Россией актам международного права и международным договорам, федеральному, региональному законодательству и, в зависимости от характера дела, актам муниципальных органов. Они также руководствуются юстициарными правами личности, перечисленными в настоящей Конституции. 4. Судья обязан быть беспристрастным в отношении сторон судебного дела, по которому должен вынести решение. 5. Любое воздействие на суд с целью повлиять на решение по делу влечет за собой уголовную ответственность. Статья 73 Решения судов обязательны к исполнению. Непосредственный контроль за их исполнением осуществляется судебными приставами. Статья 74 1. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. 2. Если при осуществлении правосудия обнаруживается неопределенность норм законодательства, правовые пробелы, а также противоречие подлежащего применению в конкретном деле нормативного акта Конституции России, судья обязан руководствоваться непосредственно Конституцией, в том числе исходя из установленной ею высшей ценности. Судья вправе обратиться в Конституционный суд России с запросом о проверке конституционности норм органического или федерального закона. Обращение в Конституционный суд не прерывает действия вынесенного судебного решения. 3. Если закон или подзаконный акт, нормы которого при рассмотрении конкретного дела были признаны судом противоречащими Конституции России, будет признан Конституционным судом России соответствующим Конституции, решение, принятое судьей в соответствии с частью 2 настоящей статьи, по такому основанию не отменяется. Статья 75 1. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, открытости и гласности. 2. Слушание дела в закрытом заседании допускается в исключительных случаях, предусмотренных федеральным законодательством, по соображениям защиты нравственности, общественного порядка или национальной безопасности, принятым в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон. 3. Решения суда публикуются за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством. Статья 76 По требованию подсудимого, а в гражданском деле – по требованию одной из сторон в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Статья 77 1. Судебная система Российской Федерации включает в себя федеральные и региональные суды. 2. К федеральным судам относятся:

20 1) Конституционный суд России; 2) Верховный суд России; 3) Высший дисциплинарный суд; 4) федеральные апелляционные суды, в том числе соответствующей федеральной территории; 5) федеральные окружные суды, в том числе соответствующей федеральной территории; 6) апелляционные административные суды соответствующей федеральной территории; 7) окружные административные суды соответствующей федеральной территории; 8) окружные финансовые суды соответствующей федеральной территории; 9) мировые судьи соответствующей федеральной территории. 3. К региональным судам относятся: 1) конституционные суды регионов; 2) верховные суды регионов; 3) региональные апелляционные суды; 4) региональные окружные суды; 5) апелляционные административные суды; 6) апелляционные финансовые суды; 7) окружные административные суды; 8) окружные финансовые суды; 9) мировые судьи. 4. Судебный округ представляет собой территорию, в границах которой суду подсудны дела, отнесенные к его компетенции. 5. Границы судебных округов федеральных апелляционных и федеральных окружных судов, в том числе специализированных, определяются федеральным законом. Эти границы не могут совпадать с границами регионов Российской Федерации. 6. Границы судебных округов региональных апелляционных, окружных, апелляционных административных, окружных административных, окружных финансовых и апелляционных финансовых судов определяются региональными законами. Судебные округа региональных апелляционных и региональных окружных судов, в том числе специализированных, располагаются таким образом, чтобы их границы не выходили за границы соответствующего региона Российской Федерации, но не совпадали с границами административно-территориальных единиц. 7. Мировые судьи действуют в границах судебных участков, определяемых региональными законами, а мировые судьи соответствующих федеральных территорий – в границах судебных участков, определяемых федеральным законом. Статья 78 1. Конституционный суд России состоит из 15 судей. 2. Судья Конституционного суда назначается Сенатом по представлению Президента России сроком на 18 лет без ограничения возраста из числа граждан России, достигших 45 лет и обладающих ученой степенью кандидата или доктора юридических наук либо иной приравненной к ним ученой степенью, признаваемой

21 в Российской Федерации, по юридическим наукам, либо имеющих стаж работы по юридической специальности не менее 20 лет. 3. Конституционный суд России избирает из своего состава Председателя суда и двух его заместителей сроком на три года без права переизбрания на новый срок. Заместители Председателя Конституционного суда могут быть избраны на должность Председателя суда. 4. Конституционный суд России рассматривает дела в образуемых им трех палатах и в пленарном заседании, включающем весь состав Конституционного суда. В пленарном заседании могут быть рассмотрены любые дела по вопросам, входящим в компетенцию Конституционного суда, но в обязательном порядке рассматриваются дела о соответствии Конституции России подписанных Россией, но не ратифицированных актов международного права и международных договоров, законов о поправках к Конституции России, одобренных Государственной думой до одобрения их Сенатом, а также договоров между Российской Федерации и регионами до их утверждения Парламентом. Структура Конституционного суда и организация его работы устанавливаются органическим законом. 5. Конституционный суд России по запросам Президента России, группы сенаторов, составляющих не менее одной четвертой от общей численности Сената, фракции Государственной Думы, Совета министров России, Государственного правозащитника России, законодательных (представительных) органов регионов разрешает дела о соответствии Конституции России: 1) законов о поправках к Конституции России в части их соответствия главам 1, 3, 17 и 18 Конституции России, одобренных Государственной думой до одобрения их Сенатом; 2) подписанных Россией, но не ратифицированных актов международного права и международных договоров; 3) органических законов; 4) федеральных законов; 5) нормативных правовых актов Президента России, палат Парламента России и Совета министров России; 6) конституций регионов; 7) договоров между Российской Федерации и регионами до их утверждения Парламентом; 8) договоров между регионами. 6. Конституционный суд России по жалобам граждан, а также по запросам иных федеральных и региональных судов рассматривает дела о соответствии Конституции России закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. 7. Конституционный суд России по запросам Президента России, группы сенаторов, составляющих не менее одной четвертой от общей численности Сената, фракции Государственной Думы, Совета министров России, законодательных (представительных) органов регионов дает толкование норм Конституции России. 8. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции России международные договоры России не подлежат введению в действие и применению. 9. Решения Конституционного суда России действуют с момента их принятия. Начало действия решения Конституционного суда может быть им

22 отсрочено. Решения Конституционного суда России обязательны для всех иных судов, а также лиц, занимающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих. Статья 79 1. Мировые судьи соответствующей федеральной территории являются судами первой инстанции по гражданским и уголовным делам, отнесенным федеральным законодательством к их ведению. Мировые судьи в качестве суда первой инстанции также рассматривают дела об административных правонарушениях, установленных федеральным законодательством для федеральных территорий. 2. Окружные финансовые суды соответствующей федеральной территории являются судами первой инстанции по делам, связанным со спорами о начислении, уплате или неуплате налогов, сборов, а также о начислении и выплате или невыплате пенсий, пособий и иных социальных выплат. 3. Окружные административные суды соответствующей федеральной территории являются судами первой инстанции по делам об обжаловании индивидуальных решений, действий и бездействия государственных служащих, работающих в пределах соответствующей федеральной территории, лиц, занимающих федеральные должности, а также по делам об административных правонарушениях, установленных федеральным законодательством, если они не входят в компетенцию мировых судей соответствующей федеральной территории. 4. Апелляционные административные суды соответствующей федеральной территории рассматривают в качестве апелляционной инстанции дела по жалобам на не вступившие в законную силу решения мировых судей соответствующей федеральной территории по делам об административных правонарушениях, окружных административных судов соответствующей федеральной территории и окружных финансовых судов соответствующей федеральной территории. 5. Федеральные окружные суды, в том числе соответствующей федеральной территории, являются судами первой инстанции по гражданским и уголовным делам, отнесенным федеральным законодательством к их ведению. 6. Федеральные апелляционные суды, в том числе соответствующей федеральной территории, рассматривают в качестве апелляционной инстанции дела по жалобам на не вступившие в законную силу решения федеральных окружных судов и мировых судей соответствующей федеральной территории, кроме дел об административных правонарушениях. Они являются также судами первой инстанции по гражданским и уголовным делам, отнесенным федеральным законодательством к их ведению. 7. Высший дисциплинарный суд рассматривает дела, связанные с обвинением федерального или регионального судьи в совершении дисциплинарного проступка, нарушении норм профессиональной этики и вправе отрешать федеральных и региональных судей от должности. 8. Верховный суд России рассматривает дела по жалобам на решения федеральных окружных и федеральных апелляционных судов в качестве кассационной инстанции, обобщает судебную практику федеральных судов и вырабатывает правовые позиции, осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией. 9. Численный состав, структура и организация работы федеральных судов России устанавливаются органическими законами о соответствующих видах судов.

23 Статья 80 1. Конституционные суды регионов разрешают споры между региональными государственными органами, между региональными и муниципальными органами, а также между муниципальными органами, проверяют конституционность договоров, одной из сторон которых является регион Российской Федерации, осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией, конституциями регионов, федеральным и региональным законодательством. 2. Порядок формирования, структура, организация работы конституционных судов регионов определяются конституциями регионов и региональными законами. Статья 81 1. Мировые судьи и региональные окружные суды являются судами первой инстанции по гражданским и уголовным делам, отнесенным федеральным законодательством к их ведению. Мировые судьи в качестве суда первой инстанции также рассматривают дела об административных правонарушениях, установленных региональным законодательством. 2. Окружные административные суды являются судами первой инстанции по делам об обжаловании индивидуальных решений, действий и бездействия государственных и муниципальных служащих, лиц, занимающих федеральные, региональные и муниципальные должности, а также по делам об административных правонарушениях, установленных федеральным законодательством. 3. Окружные финансовые суды являются судами первой инстанции по делам, связанным со спорами о начислении, уплате или неуплате налогов, сборов, а также о начислении и выплате или невыплате пенсий, пособий и иных социальных выплат. 4. Региональные апелляционные суды рассматривают в качестве апелляционной инстанции дела по жалобам на не вступившие в законную силу решения региональных окружных судов и являются судами первой инстанции по гражданским и уголовным делам, отнесенным федеральным законодательством к их ведению. 5. Апелляционные административные суды рассматривают в качестве апелляционной инстанции дела по жалобам на не вступившие в законную силу решения окружных административных судов, окружных финансовых судов и являются судами первой инстанции по делам об обжаловании индивидуальных решений, действий и бездействия государственных и муниципальных служащих, лиц, занимающих федеральные, региональные и муниципальные должности. 6. Верховные суды регионов рассматривают дела по жалобам на решения региональных апелляционных и апелляционных административных судов в качестве кассационной инстанции. Решения верховных судов регионов, принятые ими в качестве кассационной инстанции, являются окончательными. 7. Численный состав, структура и организация работы региональных судов устанавливаются региональными законами о соответствующих видах судов. Статья 82 1. Финансирование федеральных судов производится только из средств федерального бюджета. 2. Финансирование региональных судов производится только из средств

24 соответствующего регионального бюджета. 3. Федеральные и региональные органы исполнительной власти при исполнении соответствующих бюджетов не могут сокращать расходы на финансирование судов в зависимости от поступления средств в доходную часть бюджета. Статья 83 1. Мировыми судьями могут быть избраны граждане России, имеющие юридическое образование с квалификацией не ниже бакалавра и стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет. 2. Судьями федеральных окружных судов могут быть назначены граждане России, имеющие юридическое образование с квалификацией не ниже специалиста и стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет. 3. Судьями федеральных апелляционных судов могут быть назначены граждане России, имеющие юридическое образование с квалификацией не ниже специалиста и стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет. 4. Судьями Высшего дисциплинарного суда могут быть назначены граждане России, имеющие юридическое образование с квалификацией не ниже специалиста и стаж работы по юридической специальности не менее 17 лет, а также федеральные и региональные судьи в отставке. 5. Судьями Верховного суда России могут быть назначены граждане России, имеющие юридическое образование с квалификацией не ниже специалиста и стаж работы по юридической специальности не менее 20 лет работы. 6. Судьями окружных административных и окружных финансовых судов могут быть назначены граждане России, имеющие юридическое образование с квалификацией не ниже специалиста и стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет либо имеющие квалификацию бакалавра юриспруденции и стаж работы по юридической специальности не менее 13 лет. 7. Судьями региональных апелляционных и апелляционных административных судов могут быть назначены граждане России, имеющие юридическое образование с квалификацией не ниже специалиста и стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет. 8. Судьями верховных судов регионов могут быть назначены граждане России, имеющие юридическое образование с квалификацией не ниже специалиста и стаж работы по юридической специальности не менее 18 лет. 9. Судьями конституционных судов регионов могут быть назначены граждане России, имеющие юридическое образование с квалификацией не ниже специалиста и стаж работы по юридической специальности не менее 18 лет. Статья 84 1. Федеральные судьи, кроме судей Конституционного суда России, назначаются на должность Федеральным комитетом по делам судебной власти. 2. В Федеральный комитет по делам судебной власти входят: 1) Президент России; 2) пять сенаторов; 3) Министр юстиции России; 4) пять представителей Федеральной адвокатской палаты; 5) пять представителей научной юридической общественности, имеющих ученую степень доктора юридических наук;

25 6) три представителя зарегистрированных правозащитных общественных объединений. 3. Председателем Федерального комитета по делам судебной власти является Президент России. Председательствовать на заседаниях Федерального комитета по делам судебной власти по поручению Президента России может Министр юстиции России. 4. При Федеральном комитете по делам судебной власти действуют Бюро по обеспечению деятельности федеральных судов и Высшая экзаменационная комиссия. 5. Бюро по обеспечению деятельности федеральных судов содействует в финансовом, материально-техническом обеспечении федеральных судов, а также в кадровом обеспечении их аппаратов. Бюро возглавляется Директором, который назначается на должность и освобождается от должности Федеральным комитетом по делам судебной власти. Полномочия Бюро по обеспечению деятельности федеральных судов устанавливаются федеральным законом. 6. Высшая экзаменационная комиссия обеспечивает проверку правовой квалификации и иных профессиональных качеств кандидатов на должности федеральных судей. Она возглавляется Председателем, который назначается на должность и освобождается от должности Федеральным комитетом по делам судебной власти. Полномочия Высшей экзаменационной комиссии устанавливаются федеральным законом. Статья 85 1. Региональные судьи, кроме мировых, назначаются на должность законодательными (представительными) органами власти регионов. Порядок представления кандидатур региональных судей определяется региональным законодательством. 2. Мировые судьи избираются местным населением сроком на 5 лет. Мировой судья может быть переизбран на эту должность один раз. 3. При законодательных (представительных) органах власти регионов действуют бюро по обеспечению деятельности региональных судов и региональные экзаменационные комиссии. Статья 86 1. Не допускается назначение судьи в какой бы то ни было федеральный или региональный суд на должность председателя соответствующего суда. Председатель суда избирается судьями соответствующего суда на срок не более трех лет и может быть избран вновь только после того, как все другие судьи данного суда будут последовательно избраны на эту должность. 2. Председатель суда обеспечивает общую организацию работы соответствующего суда. Он не вправе: 1) распределять дела для рассмотрения их судьями; 2) высказывать мнение относительно кандидатов в судьи; 3) вносить представления о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности. Статья 87 1. Судьи несменяемы. Гарантиями несменяемости судей являются: 1) недопустимость освобождения от должности судьи, не достигшего предельного возраста, предусмотренного настоящей Конституцией,

26 федеральным законодательством, конституциями регионов и региональным законодательством, или до окончания срока его полномочий; 2) недопустимость перемещения судьи без его согласия в другой суд. 2. Предельный возраст пребывания в должности федерального судьи, кроме судьи Конституционного суда России, составляет 70 лет. Предельный возраст пребывания в должности регионального судьи устанавливается региональным законодательством, но не может быть ниже 60 лет и выше 70 лет. 3. Судьи могут создавать общественные профессиональные объединения – ассоциации судей. Федеральным и региональным законодательством могут быть предусмотрены формы участия ассоциаций судей в процессе назначения судей на должность и освобождения от должности. 4. За нарушение Кодекса судейской этики судья может быть отрешен от должности ассоциацией судей, членом которой он является. Решение ассоциации судей об отрешении судьи от должности может быть обжаловано в Высший дисциплинарный суд. 5. Возбуждение уголовного дела в отношении судьи или судьи, находящегося в отставке, возможно при согласии судейской ассоциации, членом которой он является. 6. Уголовное дело в отношении судьи может рассматривается с участием присяжных заседателей в Верховном суде России. Уголовное дело в отношении судьи Верховного суда России рассматривается с участием присяжных заседателей в том региональном окружном суде, который выбирается в порядке жеребьевки, проводимой Конституционным судом России.

ГЛАВА 6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАВОЗАЩИТНИК РОССИИ Статья 88 1. Государственный правозащитник России является защитником прав и свобод личности. При осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. 2. Государственный правозащитник назначается на должность Президентом России сроком на семь лет. 3. Государственный правозащитник может быть назначен на ту же должность повторно, но не более одного раза. 4. В случаях бездеятельности или недостаточной активности при защите прав и свобод личности, злоупотреблений, а также нарушения этических норм Государственный правозащитник может быть досрочно освобожден от должности Президентом России. Статья 89 Государственный правозащитник России: 1) рассматривает жалобы граждан и общественных объединений на массовые или грубые нарушения прав и свобод личности государственными и муниципальными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, если жалобы на эти нарушения не были направлены в суд; 2) обращается к руководителям государственных органов, компетентных проводить дознание и предварительное следствие, с требованием о

27 возбуждении дел об административных правонарушениях и уголовных дел, если в нарушениях прав и свобод личности содержатся признаки соответственно административного или уголовного правонарушения; 3) предъявляет и поддерживает в суде иски в интересах лиц, которым по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам затруднительно лично защищать в суде свои права и свободы; 4) предъявляет и поддерживает в суде иски в интересах лиц, когда нарушение их прав и свобод приобрело особое общественное значение; 5) предъявляет и поддерживает в суде иски в интересах неопределенного круга лиц, чьи права и свободы нарушены; 6) принимает меры для пресечения длящихся массовых или грубых нарушений прав и свобод личности и в этих целях обращается в государственные и муниципальные органы с требованием о применении ими необходимых мер; 7) вносит в государственные и муниципальные органы представления о проведении служебных проверок и наказании лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан, а также виновных в бездействии, если в их компетенцию входит реагирование на нарушение прав и свобод личности; 8) приостанавливает движение денежных средств по счетам юридических лиц на период проверки, если это связано с необходимостью немедленного пресечения нарушения прав и свобод личности; 9) ежегодно выступает перед Государственной Думой и Сенатом с Докладом о состоянии защиты прав и свобод личности в России. Статья 90 Государственные органы, подчиненные им органы, предприятия, учреждения и организации, а также органы местного самоуправления, подчиненные им органы, предприятия, учреждения и организации обязаны незамедлительно исполнять требования Государственного правозащитника России. Статья 91 Государственный правозащитник России создает в регионах Российской Федерации свои представительства, возглавляемые региональными правозащитниками, которые назначаются Государственным правозащитником России и освобождаются им от должности. Прекращение полномочий Государственного правозащитника России не влечет за собой автоматически прекращения полномочий региональных правозащитников.

ГЛАВА 7. ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФОРМ Статья 92 В случае принятия решения о проведении реформы в какой-либо сфере инициатор реформы разъясняет причины принятия такого решения, цели реформы, ориентировочные сроки ее окончания, средства, необходимые для ее проведения, а также возможные отрицательные последствия.

28 Статья 93 1. В целях выработки взвешенного подхода к проведению реформ могут проводиться государственно-правовые эксперименты. Основания и порядок их проведения определяются органическим законом о государственно-правовом эксперименте. 2. Государственно-правовой эксперимент может проводиться на всей территории Российской Федерации, на территории одного или нескольких регионов, одного или нескольких местных сообществ. 3. Проведение государственно-правового эксперимента осуществляется в соответствии с федеральным законом о данном эксперименте. 4. Срок проведения государственно-правового эксперимента не может превышать трёх лет. Статья 94 1. На всей территории Российской Федерации государственно-правовой эксперимент может быть проведён по предметам исключительного ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения. 2. По предметам исключительного ведения Российской Федерации проведение государственно-правового эксперимента возможно только по инициативе Российской Федерации. 3. Проведение государственно-правового эксперимента на всей территории Российской Федерации по предметам совместного ведения допускается по инициативе Российской Федерации при условии одобрения такой инициативы не менее чем двумя третями регионов, а в случае, если с такой инициативой выступает один или несколько регионов, – при условии одобрения Российской Федерацией и не менее чем двумя третями регионов. Статья 95 1. На территории одного или нескольких регионов государственно-правовой эксперимент может быть проведён по предметам исключительного ведения регионов и по предметам совместного ведения. 2. Проведение государственно-правового эксперимента на территории одного или нескольких регионов по предметам совместного ведения допускается по инициативе Российской Федерации при условии одобрения такой инициативы законодательным (представительным) органом соо

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Выбор электродвигателя и кинематический расчет привода. 1. Выбор электродвигателя и кинематический расчет привода..4 | Жизненный цикл объекта недвижимости




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.