Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и разновидности религиозного туризма. Религиозный туризм в христианстве, исламе, буддизме






Проблема классификации туризма

Структура ответа: Понятие и сущность туризма. Подходы к классификации видов туризма. Типы и категории туризма. Основные критерии выделения видов туризма (способ организации, продолжительность путешествия, используемое транспортное средство, интенсивность туристских потоков, возраст туристов, источники финансирования, форма). Классификация туризма по целям поездки. Краткая характеристика видов туризма: рекреационный, лечебно-оздоровительный, экскурсионно-познавательный, научный, деловой, этнический, приключенческий, спортивный, обучающий, религиозный, развлекательный, событийный, хобби-туризм, шоп-туризм, экологический, сельский, самодеятельный, таймшер, экстремальный, культурный, транзитный. Туристские ресурсы, необходимые для развития видов туризма.

Туризм - одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на уровень развития мирового сообщества в целом, а во многих странах является базовой отраслью экономики.

Туризм - это временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время, в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных и лечебных, гостевых, познавательных, религиозных или профессионально - деловых целях, но без занятия в месте временного пребывания работой, оплачиваемой из местного финансового источника.

Туризм представляет собой форму миграции людей, не обусловленную сменой их местожительства или работы. Туризм есть совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы. Туризм может быть культурно-познавательным, религиозным, развлекательным, деловым, научным, лечебно-оздоровительным, спортивным, экологическим, экзотическим, экстремальным и т.д. Всемирная туристская организация (ВТО) оперирует следующим определением понятия «турист». Турист - это лицо, которое путе­шествует и осуществляет пребывание в местах, находящихся за пре­делами его обычной среды существования, на срок не более 12 месяцев с любой целью, кроме занятия деятельностью, оплачиваемой из источников в посещаемом месте.

Туризм - частный случай путешествия. Туризм явление, которое появилось под влиянием НТП, в 20 веке, и в результате изменения социально-экономических отношений в обществе. Массовым становится во второй половине 20 века. Туризм - категория экономическая, политическая, и социальная. В настоящее время мощная индустрия и составляет 10 процентов мирового валового продукта.

Признаки туризма:

1) Туризм - временное перемещение в пространстве и возвращение в место постоянного проживания.

2) Туризм предусматривает выезд с места постоянного проживания в иную местность, т.е. дестинацию.

3) Выезд за пределы «обычной» среды, за пределы «повседневности», «рутинности».

4) Продолжительность пребывания в дестинации - достаточно короткий промежуток времени от 24 часов до 6 месяцев.

5) Выделяют туризм выходного дня, 6-7 дней, 8-12 дней.

6) Совершение путешествия в свободное от работы время.

7) Туристу запрещается заниматься деятельностью, оплачиваемой из местных финансовых источников.

8) Расстояние путешествия должно быть достаточным и необходимым для того, чтобы, индивид взял место размещения.

Понятие «Туризм» соотносится с одной стороны с такими понятиями как «Миграция», «Путешествие», «Экскурсия» и с понятиями «Досуг», «Отдых», «Рекреация» с другой.

Туризм в современном мире проявляется в различных явлениях, связях и отношениях, что определяет необходимость его классификации, то есть группировки по отдельным однородным признакам, зависящим от определенных практических целей.

Классификация- общенаучный исследовательский метод, он заключается в разделении множества объектов на подмножества (типы, виды, классы). Классификация - это процесс и результат деления. Классификация в туризме необходима для систематизации и упорядочивания этого многогранного явления, для совершенствования туристской деятельности.

Необходимость выделения среди огромного разнообразия путешествий определенных групп состоит в том, что конкретный вид туризма во многом определяет набор услуг по туру, ценообразование, характер деятельности организатора поездки, специфику принимающего региона, маркетинг и многие другие параметры, представляющие ключевые позиции деятельности по управлению туристским бизнесом.

Известно большое количество подходов к классификации туризма, различаемых по принципам построения, прикладным задачам и даже пониманию сущности туризма.

Наиболее распространенной классификацией туризма является его деление на типы, категории, виды и формы.

Тип туризма определяется национальной принадлежностью туристов. В соответствии с рекомендациями ВТО в отношении отдельной страны выделяются следующие типы туризма:

- внутренний, то есть путешествия жителей какой-либо страны по своей собственной стране;

- въездной, то есть путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями;

- выездной, то есть путешествия жителей какой-либо страны в другую страну.

Указанные типы туризма по-разному сочетаются между собой, образуя категории туризма:

- туризм в пределах страны, включающий внутренний и въездной туризм;

- национальный туризм, охватывающий внутренний и выездной туризм;

- международный туризм, состоящий из въездного и выездного туризма.

Указанные категории могут использоваться применительно как к отдельной стране, так и к туристскому региону. При этом термин «регион» может относиться либо к району в пределах какой-то страны, либо к группе стран. Существуют классификации туризма, основанные на иных признаках. Одни из них относятся к туристскому путешествию и позволяют описать его исходя из способа организации, продолжительности используемых транспортных средств, интенсивности туристских потоков. Другие характеризуют туризм исходя из демографической и социально-экономической точки зрения.

Так, в зависимости от способа организации различают организованный и неорганизованный туризм.

Организованный туризм представляет собой путешествия одного туриста (или группы) по предварительно разработанной туристским предприятием программе. Организованные туристы приобретают туры по заранее согласованным маршруту, срокам пребывания, объему предоставляемых услуг. Туры обычно реализуются на условиях предварительной оплаты.

Неорганизованный туризм - путешествия, организованные самими туристами, без участия туристского предприятия. Туристы при этом самостоятельно разрабатывают маршрут путешествия, определяют объекты посещения, количество ночевок и оплачивают только туристские услуги (проживание, питание и т.д.) во время их приобретения. Неорганизованный туризм получил в мире широкое распространение. Так, в европейских странах на его долю приходится около 80% от всех туристских путешествий, и эта цифра постоянно растет.

По продолжительности путешествия выделяют туризм краткосрочный («выходного дня», «конца недели») и долгосрочный (продолжительный). Краткосрочный туризм, как правило, предполагает поездки на срок до 5-7 дней.

По используемым транспортным средствам туризм подразделяют на следующие виды:

- железнодорожный (характерные черты - относительный комфорт,
доступность по цене менее обеспеченным слоям населения), используемый
в путешествиях на сравнительно небольшие расстояния. Его перспективы
видятся в развитии скоростных магистралей;

- авиационный (основное преимущество - возможность за короткое время преодолевать большие расстояния), являющийся приоритетным для стран, удаленных от основных туристских центров;

- теплоходный (водный), получивший развитие в странах, имеющих выход к водным пространствам. Включает две разновидности: речной и морской. С каждым годом растет популярность морских и речных круизов, осуществляемых по предварительно разработанным маршрутам и программам. Во время круиза предоставление туристам транспортных услуг сочетается с услугами по размещению, питанию, развлечениям и т.п.;

- автомобильный (характерные особенности - высокая подвижность туристов, возможность посещения большого числа мест, выбора оптимального маршрута, преодоления больших расстояний). Активно развивается во второй половине XX века и занимает ведущее место в общем туристском потоке. В Европе на его долю приходится около 75% международных туристских перевозок. Различают автомобильный туризм на собственных (принадлежащих туристам) и арендованных (взятых напрокат) автомобилях;

- автобусный, предусматривающий путешествия организованных групп туристов по разработанным маршрутам, использующих в качестве средств передвижения автобусы;

- велосипедный (мотоциклетный), получивший наибольшее распространение в странах с равнинным рельефом местности. Активно используется в ряде стран для поездок (преимущественно на небольшие расстояния) в выходные дни;

- туризм с использованием прочих средств передвижения (дирижаблей, воздушных шаров, дельтапланов, собачьих упряжек и др.). Сюда же можно отнести пешеходный туризм, получивший наибольшее распространение во внутреннем туризме.

По интенсивности туристских потоков туризм делят на постоянный и сезонный. Под постоянным туризмом понимается относительно равномерное посещение туристских регионов на протяжении всего года, а под сезонным - в определенное время года. Постоянный туризм характерен для наиболее известных туристских центров: знаменитых городов мира, курортов, располагающих уникальными лечебными ресурсами (например, минеральными водами, целебными грязями и т.п.). Сезонный туризм в свою очередь делится на одно- и двухсезонный. Первый распространен в регионах, посещаемых туристами в определенное время года (преимущественно летом или зимой), второй характеризуется наличием туристских потоков как летом, так и зимой.

В зависимости от возрастной категории туристов различают следующие виды туризма:

- детский;

- молодежный;

- лиц среднего возраста;

- лиц «третьего» возраста.

Каждый из перечисленных видов имеет свою специфику организации и обслуживания, которая должна учитываться туристскими предприятиями. Так, молодежь ориентирована в основном на относительно дешевые путешествия с использованием менее комфортабельных средств размещения и транспорта, на веселый вечерний отдых (бары, диско, дискуссионные клубы, встречи по интересам и т.п.). Туристы «третьего» возраста (пенсионеры), напротив, требуют не только комфорта, но и персонального внимания со стороны обслуживающего персонала, возможности получения квалифицированной медицинской помощи, наличия в ресторанах диетического питания, размещения в гостиницах, расположенных в тихих местах. Для туристов среднего возраста характерно преобладание семейных поездок, в связи с этим необходимо предусматривать возможность использования площадок для игр, детских бассейнов и др.

По источникам финансирования выделяют туризм коммерческий и социальный.

Коммерческий туризм ориентирован на получение туристскими предприятиями прибыли, являющейся основным источником средств для развития и расширения производства. Стремясь максимизировать ее, фирмы ищут оптимальное сочетание между величиной издержек и ценой туристского продукта. Предлагаемые ими услуги ориентированы главным образом на лиц с высоким и средним уровнем дохода, позволяющего полностью оплачивать туристские расходы.

Социальный туризм субсидируется из средств, выделяемых на социальные нужды в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, ветеранам войны и труда, иным гражданам, которым государственные и негосударственные фонды и другие благотворительные организации оказывают поддержку как наименее обеспеченной части населения. Данное положение закреплено в Манильской декларации по мировому туризму, где указывается, что социальный туризм - это цель, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании их прав на отдых.

Концепция социального туризма базируется на трех основополагающих принципах:

- обеспечение отдыха каждого члена общества путем вовлечения в сферу туризма людей с низким уровнем доходов;

- субсидирование туризма малоимущих;

- активное участие правительственных, муниципальных, общественных и коммерческих структур в развитии туризма.

Форма туризма это тип организации туристской деятельности человека или 1руппы людей. Практика туризма выделяет следующие формы туризма:

- индивидуальная (до 5 человек);

- групповая (от 6 человек и свыше).

Индивидуальный туризм представляет собой путешествия одного или нескольких лиц и связан с обслуживанием (как правило, по более высоким ценам), носящим персональный характер.

Групповой (коллективный) туризм представляет собой путешествия нескольких лиц по единому маршруту и на одинаковых для всех условиях. Объединение туристов в группу определяется общностью интересов и целей поездки, а также более низкими ценами на туры по сравнению с индивидуальными путешествиями в связи с предоставлением групповых скидок.

Как относительно самостоятельная форма активно развивается в последнее время семейный туризм. Этому в немалой степени способствует существующая в ряде стран система скидок для данной категорий путешественников («семейный план»).

Функциональная классификация видов туризма определяется целью поездок. В соответствии с данным признаком различают следующие виды туризма.

1. Культурный туризм - это форма туризма, основной целью которой является ознакомление туристов с историческими местами и памятниками истории. Культурный туризм имеет позитивный характер, так как вносит вклад в их сохранение и защиту. Данный вид туризма направлен на познавательные и ознакомительные цели, программы такого туризма основаны на знакомстве и изучении культурного и природного наследия человечества во всем многообразии.

2. Экскурсионно-познавательный туризм включает в себя поездки с целью ознакомления с природными, а также историко-культурными, достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов в посещаемой стране. В основе этого вида туризма лежит богатая экскурсионная программа. Причем познавательные цели могут сочетаться с целью отдыха.

3. Религиозный туризм включает виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды. Религиозный туризм – это самостоятельный вид туризма. У него, как и у других его видов, есть свои разновидности: паломнический туризм и религиозный туризм экскурсионной направленности.

Путешествия с религиозными целями (паломничество) древнейший вид туризма, имеющий глубокие исторические корни. Одними из первых туристов, несомненно, являлись средневековые паломники. В силу религиозных убеждений или ради любопытства люди во всем мире путешествуют к «святым местам» с целью посещения культовых сооружений.

Близкие паломничеству потоки формируются религиозным туризмом экскурсионной направленности. Такие путешествия обычно не столь продолжительны, как странствия верующих, организуются в любое время года и не привязаны к культовым праздникам. Получили развитие также научные поездки с религиоведческими целями.

4. Деловой туризм охватывает путешествия со служебными или профессиональными целями без получения доходов по месту временного пребывания. К этому виду туризма ВТО относит поездки для участия в съездах, научных конгрессах и конференциях, производственных семинарах и совещаниях, ярмарках, выставках, салонах, а также для проведения переговоров и заключения контрактов, монтажа и наладки оборудования. В число деловых туристов включаются водители грузовых автомобилей, коммерческие агенты, руководители туристских групп, выполняющие профессиональные обязанности за пределами своей обычной среды. Всех их можно правомерно назвать туристами на работе. Деловой туризм часто подразделяют на собственно бизнес-поездки, конгрессно-выставочный и инсентив-туризм (от англ. побудительный, поощряющий). Последний представляет собой поездки, предоставляемые администрацией фирм своим сотрудникам на исключительно льготных условиях или бесплатно в качестве поощрения за высокие показатели в работе.

5. Научный туризм ориентирован на участие в научных совещаниях, конференциях, на знакомство с научными открытиями и т.д. Это сравнительно новый вид туризма, бурно развивающийся на рубеже XX-XXI веков, связанный с возрастанием в современном мире взаимозависимости науки, образования, культуры, спорта и туризма. Научный туризм может быть ознакомительным, при этом туристам демонстрируются природные и антропогенные объекты и образцы и даются квалифицированные пояснения по ним и проблемам, с ними связанным. Но все чаще и чаще туристы принимают участие в научных и сопутствующих работах в качестве вспомогательного персонала, например, участвуют в реставрационных работах, работах в заповедниках по сохранению редких животных и полевых научных исследованиях в качестве вспомогательного персонала.

6. Обучающий туризм - вид поездок, связанный с совмещением обучения и отдыха. Включает в себя языково-обучающие туры, спортивно-обучающие туры и туры, ориентированные на профессиональное обучение.

7. Рекреационный туризм является самым распространенным и
осуществляется с целью отдыха, оздоровления, восстановления и развития
физических, психологических и эмоциональных сил. Этот вид туризма
отличается большим разнообразием и может включать зрелищно-
развлекательные программы (театр, кино, фестивали, карнавалы), занятия
по интересам (охота, рыбная ловля, музыкальное, художественное
творчество), занятия спортом, посещение спортивных мероприятий в
качестве зрителя и т.д.

8. Лечебно-оздоровительный туризм обусловлен потребностью в лечении различных заболеваний. Он имеет несколько разновидностей,
определяемых природными средствами воздействия на организм человека
(климатолечение, грязелечение, бальнеолечение и др.).

9. Экологический туризм представляет собой целенаправленные поездки в места с относительно нетронутой природой и хорошо сохранившимся культурно-историческим наследием. Он направлен на ознакомление с природными ценностями, экологическое воспитание и образование. Особенностью организации этого вида туризма является обеспечение минимального воздействия на природную среду, создание сети экологических гостиниц, обеспечение туристов экологически чистым питанием. Экологический туризм включает посещение экологически чистых природных территорий (заповедников, заказников, национальных парков), не измененных или минимально измененных деятельностью человека. Основой развития экологического туризма является сеть особо охраняемых природных территорий. В программу экологического тура включается посещение учебных экологических троп, природоведческих, краеведческих музеев, экотехнологичных хозяйств и, непременно, ознакомление с местными экологическими проблемами.

10. Сельский туризм включает посещение туристами сельской местности, отдых и оздоровление в экологически чистых районах. Это сектор
туристской индустрии, ориентированный на использование природных,
культурно-исторических и других ресурсов сельской местности и ее
особенностей для создания комплексного туристского продукта.
Обязательным условием организации сельского туризма является
нахождение средств размещения туристов, как правило, индивидуальных
и специализированных, в сельской местности или малых городах без
промышленной и многоэтажной застройки. Следует отметить, что по
своим характеристикам сельский туризм близок к некоторым
разновидностям экологического.

11. Приключенческий туризм является своеобразным видом отдыха,
связанным с посещением экзотических мест (вулканов, островов,
водопадов, мест катастроф и т.п.), занятием экзотической деятельностью
(например, сафари - поездка в целях охоты, наблюдения-за животными;
рафтинг - сплав по горным рекам; кладоискательство), использованием
для перемещения необычных транспортных средств (собачьих упряжек,
слонов, верблюдов, воздушных шаров и т.п.). Во многих случаях такой
туризм связан с риском, серьезными физическими нагрузками, требует от
туристов смелости и умений.

12. Спелеотуризм предусматривает посещение и осмотр пещер, прохождение часто сложных участков подземных ходов, преодоление озер, ручьев. Основными особенностями спелеотуризма являются сложность подземных маршрутов, обусловленная большим разнообразием рельефа пещер (колодцы, завалы, узкие щели, подземные реки и др.), как правило, высокая относительная влажность воздуха (до 100%) при пониженной температуре, отсутствие естественного освещения.

13. Развлекательный туризм включает путешествия, связанные с посещением различных праздничных мероприятий и развлечений во время туристской поездки. Подобные поездки, как правило, непродолжительны. Среди них самыми распространенными являются туры выходного дня. Поездки включают посещение тематических парков развлечений, участие в фестивалях, карнавалах и т.д. Вечерние мероприятия носят также развлекательный характер и ориентированы на посещение дискотек, ресторанов, концертов.

Одним из видов развлекательного туризма является событийный туризм, связанный с посещением туристом или его непосредственным участием в конкретном мероприятии или событии. Следует отметить, что зрелища вне зависимости от их содержания (концерты, выступления, спортивные соревнования, празднования) давно стали полноценным туристическим ресурсом.

14. Спортивный туризм в зависимости от цели путешествия
подразделяется на два вида: активный и пассивный. В первом случае
основной мотивацией туриста является возможность занятия любимым
видом спорта (что требует наличия необходимой базы: инвентаря,
специальных трасс, подъемников, спортивных площадок, кортов,
сооружений и т.п.). Во втором случае цель путешествия состоит в
посещении спортивных соревнований в качестве зрителя. Зарубежные
специалисты выделяют даже такую разновидность туризма, как фан-
туризм (поездки фанатов той или иной спортивной команды в места
спортивных соревнований, в которых она принимает участие).

15. Экстремальный туризм - поездки, сопряженные с определенным
риском для жизни или здоровья путешественников. Экстремальная
компонента формируется за счет специфических природных условий,
специфической активности туристов во время поездки, особенностей
климата и посещаемой местности.

16. Хобби-туризм - самостоятельный вид туризма, который предоставляет отдыхающему возможность заняться любимым увлечением среди тех, кто разделяет его интересы, во время отдыха или путешествия (автолюбители, спортивные болельщики, поклонники музыкальных коллективов и т.д.).

17. Шоп-туризм - поездки за границу с целью приобретения товаров народного потребления (в основном изделий легкой промышленности, автомобилей, мебели и т.д.) для последующей их реализации. При кризисе отечественной промышленности деятельность таких туристов -«челноков» - примерно на 1/5 наполняла товарами потребительский рынок.

18. Таймшер (клубный отдых) - совместное владение недвижимостью в туристском бизнесе с возможностью пользоваться ею на протяжении определенного времени, которое пропорционально денежному взносу. Таймшер обычно именуется «собственность на каникулы» и приобретается на срок от 10 лет до бессрочного пользования. Время пользования измеряется в неделях. Владелец или совладелец может отдыхать в приобретенных апартаментах в «свои» недели или обменять место отдыха на аналогичное.

19. Этнический туризм преследует цель посещения туристами мест своего рождения, проживания родственников и близких. Данный вид туризма занимает важное место в международном туристском обмене. Особое значение этнический туризм имеет для стран, часть населения которых проживает за границей. Так, у туристов из Германии пользуются популярностью поездки по Поволжью, у евреев - в Израиль и т.д.

20. Транзитный туризм в соответствии с рекомендациями ВТО охватывает категорию «прочие цели» поездок. Транзит можно классифицировать в качестве цели посещения только с точки зрения въездного туризма. Существуют две разновидности транзита. Первая относится к авиапассажирам, которые в юридическом смысле не въезжают страну, в которой они меняют перевозчика, однако по традиции считаются ее посетителями. Вторая разновидность транзита относится к лицам, путешествующим через третью страну к месту назначения или постоянного жительства. Если соответствующая поездка является туристской, эти лица классифицируются как посетители данной страны, даже если не останавливаются на ее территории и не расходуют денег.

21. Событийный туризм. Главной целью событийного тураявляется посещение туристом или его непосредственное участие в конк­ретном мероприятии или событии. Зрелища вне зависи­мости от их содержания (концерты, выступления, спортивные соревнования, празднования) давно стали полноценным туристическим ресурсом. Событийные туры чаще всего непродолжительные (2-5 дней). Помимо непосредственного посещения со­бытия, включают в себя организацию основной пере­возки, размещения, трансферов по программе, визовую поддержку, а также ненавязчивое (обычно за дополни­тельную плату) экскурсионное обслуживание.

Следует иметь в виду, что рассмотренная классификация видов туризма, обусловленная целями поездок, не является исчерпывающей. Более того, в туристской практике обычно имеет место комбинация в одном путешествии нескольких видов туризма. Например, рекреационный и деловой туризм часто сочетается с экскурсионно-познавательным. Тем не менее, приведенная классификация представляется чрезвычайно полезной для организации и анализа туристской деятельности.

 

Понятие и разновидности религиозного туризма. Религиозный туризм в христианстве, исламе, буддизме

Структура ответа: Понятие религиозного туризма. Разновидности религиозного туризма. Паломнический туризм. Особенности размещения и питания паломников. Духовно-паломнический туризм как разновидность паломничества. Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности. Требования к размещению и питанию туристов в религиозном туризме экскурсионно-познавательной направленности. Научный туризм религиозной тематики, его особенности. Потенциал религиозного туризма: условия (природа, история, население, культура, экономика, политика), ресурсы (культурно-историческое наследие, социальные, этнографические ресурсы, инфраструктура). Религиозный туризм в христианстве. Основные центры поклонения и религиозные туристские объекты православия, католицизма и протестантизма. Ислам: религиозные объекты и паломнические центры. Религиозные объекты и паломнические центры буддизма.

 

Религиозный вид туризма имеет богатую историю и в то же время продолжает занимать важное место в современной системе международного и внутреннего туризма. Как и тысячи лет назад, люди совершают поездки по святым местам и религиозным центрам, стремятся принять участие в священных ритуалах и церемониях, помолиться, совершить жертвоприношение. Несмотря на бурное развитие науки и техники, религия продолжает сохранять прочные позиции в современной культуре. А в постсоветской России даже происходит «религиозное возрождение».

Религиозный туризм обычно рассматривается как особый вид туризма, при котором мотивация путешествия основана на желании знакомства с памятниками религиозной культуры. К религиозному туризму относят те виды деятельности, которые связаны с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды. Согласно существующим в туристике представлениям, туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы обычной среды на срок не более года для посещения святых мест и центров религий.

Общеизвестно, что за последнее столетие бурное развитие получила индустрия туризма, постоянно совершенствовались средства транспорта и связи, поэтому у людей появилось гораздо больше возможностей посещать духовные центры различных религий. Причем в путешествия к святым местам отправляются не только паломники, исповедующие соответствующую религию, но и туристы, желающие приобщиться к духовным достижениям разных стран и народов, понять суть их верований.

Важным фактором, обуславливающим характер, религиозного туризма на современном этапе, является общая религиозная ситуация в современном мире и отдельных его регионах. В связи с этим следует отметить такие тенденции, как определенный кризис традиционных религий на Западе и секуляризация общественной жизни; устойчивый интерес в рационалистическом западном обществе к восточным культам, которые воспринимаются как сосредоточие духовности; усиление религиозного фундаментализма, особенно в исламе; экуменистическое движение; своеобразный «религиозный ренессанс» в России, наступивший после эпохи советского государственного атеизма.

Религиозный туризм имеет две основные разновидности: паломнический туризм и религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности. Организация туристских поездок в их рамках имеет значительные особенности.

Исторически более ранним видом религиозного туризма является паломничество. Слово «паломничество» происходит от слова «пальма» -паломники-христиане, совершавшие поездки на Святую землю в Средние века, привозили оттуда пальмовую ветвь. В науке паломничество понимается как социокультурный исторический феномен, суть которого заключается в путешествиях монахов и светских лиц с целью поклонения религиозным святыням, посещения святых мест и для участия в религиозных праздниках.

Паломнический туризм - это разновидность религиозного туризма, представляющая собой совокупность поездок представителей различных конфессий с паломническими целями: поклонение святому месту, храму и другим религиозным реликвиям; совершение религиозного обряда или участие в нем; духовное совершенствование, получение благодати, исцеление духовное или физическое; совет (у старцев, божьих людей); исполнение обета, искупление греха...

С древности паломничество воспринималось как странствие людей для поклонения святым местам. Одним из первых русских паломников, видимо, был Даниил, игумен черниговского монастыря, который посетил Палестину в 1104-1107 годах, где некоторое время сопровождал короля Болдуина I в одном из его походов. Даниил провел в Палестине 16 месяцев и подробно описал все, что там видел. Так возник замечательный памятник древнерусской литературы «Житие и хождение Даниила, Русской земли игумена» (около 1107г.).

К паломническим путешествиям людей побуждают различные мотивы. Среди наиболее распространенных - стремления: избавиться от физических или душевных недугов; помолиться за родных и близких; обрести божественную благодать; выполнить какую-нибудь благую работу (строительство, уборка территории монастыря и т.д.); выразить благодарность высшим силам за ниспосланные ими блага; проявить преданность истиной вере, проверить собственные намерения и готовность к подвижничеству, найти смысл жизни.

Особый интерес представляют психологические аспекты паломничества, которые влияют на практику паломнического туризма. Паломники обычно являются глубоко религиозными людьми с вполне сформировавшейся прочной системой ценностей. Неудивительно, что они способны легко пожертвовать устоявшимся образом жизни: сложившимся кругом общения, привычками, питанием для достижения своих духовных и нравственных целей. Сама идея паломничества предполагает преодоление определённых трудностей, выполнение добровольно принятых на себя обязательств в сложных условиях. Все это символизирует готовность человека пожертвовать преходящим материальным во имя вечного духовного.

В связи с этим в индуизме и исламе, православии и католицизме, ряде других конфессий широко практикуются пешие паломничества, связанные с преодолением разного рода тягот и лишений. Верующие отправляются в паломничества, когда им не хватает ритуальных действий в местах обычной среды их проживания. Паломники направляются в святые места, которые имеют для них особое значение.

Паломники обычно выдвигают очень скромные требования к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения. Они останавливаются на ночлег в кельях монастырей, на территории ашрамов, в палаточных городках (во время хаджа, например), могут ночевать в храмах на полу или прямо на улице. Выбор пищи обычно невелик, и она достаточно скромная. В христианских странах во время постов пища постная, в Индии -вегетарианская.

Являясь видом религиозного туризма, паломничество достаточно многообразно. Например, по числу участников и признаку семейной принадлежности различают индивидуальные, семейные и групповые паломничества. По продолжительности путешествия выделяют длительные и короткие паломничества. В русской православной традиции как паломничество обычно рассматривалась поездка продолжительностью более 10 дней. В зависимости от местонахождения религиозных памятников паломничества могут быть внутренние и зарубежные.

В качестве специфического подвида паломничества специалисты выделяют духовно-паломнический туризм, обладающий своими социально-психологическими особенностями и определенной географической направленностью. Речь обычно идет о поездках туристов из западных стран на различные духовные практики в страны Востока, в первую очередь в Индию, а также в Китай, Тибет, Непал, Японию. В Индии таких туристов привлекают ашрамы - особые центры медитации, йоги, философии, руководимые духовными учителями, многие из которых имеют мировую известность. Ашрамы отличает универсальный характер, они открыты для приезжих разных вероисповеданий, национальностей, пола, возраста, профессии. Подобные духовные практики призваны помочь человеку в решении его проблем, в духовном и нравственном самосовершенствовании, познании своего «Я». То же самое можно сказать о чань-буддистских монастырях Китая, сохраняющих шаолиньские духовные и боевые традиции.

Духовно-паломнический туризм тесно переплетается с другими видами туристской деятельности. В Индии, например, действуют аюрведические курорты, где отдыхают и проходят лечение индийцы и иностранцы. Популярная ныне аюрведа представляет собой комплексное учение об омоложении организма и профилактике заболеваний, основанное на идее, что все болезни возникают в результате нарушения гармонии энергий человека и Вселенной. Философские идеи аюрведы утверждают необходимость осознания человеком своего единства с Богом. По мнению специалистов, в поездках на лечение по аюрведе присутствуют элементы религиозного туризма.

Помимо паломничества другим главным видом религиозного туризма являются туры экскурсионно-познавательной направленности. Их участники рассматривают религиозные объекты как памятники культуры, символы истории, важнейшую часть общего культурно-исторического наследия. Участие в подобных поездках жестко не связано с конфессиональной принадлежностью путешественников.

Туристы-экскурсанты знакомятся с действующими и памятными культовыми сооружениями, музеями и выставками, посещают богослужения, по желанию принимают участие в религиозных мероприятиях (крестных ходах, медитациях и т.п.). Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности связан с рядом ограничений для туристов. Посещение объектов культа предполагает соблюдение строгих правил, например, требований к одежде и внешнему виду экскурсантов. Не всегда на религиозные мероприятия допускаются представители других конфессий. Например, в некоторые индуистские храмы разрешается заходить только индусам. Мекка является священным городом для мусульман, представителям других конфессий въезд туда запрещен.

В то же время в отличие от паломнических поездок в экскурсионно-познавательных турах путешественники широко используют существующую туристскую инфраструктуру (размещаются в гостиницах, питаются в обычных кафе и ресторанах и т.д.). Экскурсионно-познавательные туры более короткие, они не приурочены к религиозным праздникам, в них могут участвовать как взрослые, так и дети. Религиозные объекты туристы посещают и во время комбинированных туров. Например, обзорная экскурсия но историческому центру Санкт-Петербурга предполагает знакомство с Казанским, Исаакиевским, Воскресенским соборами, поездка во Владимир - посещение Успенского и Дмитровского соборов. В обоих случаях знакомство с храмами является лишь частью общей программы. Если для обычных туристов, посещающих религиозные объекты, информация гида самоценна, то для паломников экскурсия имеет вторичное, подчиненное значение по отношению к культовым действиям. Очевидно, что паломникам и экскурсантам необходимы высококвалифицированные организаторы поездок и экскурсоводы, досконально разбирающиеся в теологических и художественных особенностях религиозных объектов, понимающие специфику религиозной психологии.

Специалисты выделяют также такую разновидность туристской деятельности, как научный туризм религиозной тематики. К этой сфере относят поездки религиоведов, историков, культурологов, этнографов, археологов, представителей других областей науки, предпринимаемые с исследовательскими целями. Ученых привлекает религиозное наследие прошлого - старинные предметы культа, древние священные тексты, предания и легенды. С целью их изучения нередко организуются специальные экспедиции. Исследователи посещают не только признанные центры существующих религий (Ватикан, Иерусалим, Мекка), но и территории исповедания ныне уже исчезнувших религий (древнеегипетской, древнегреческой, древнеримской и т.п.)

Религиозный туризм в целом и его отдельные разновидности существуют в различных организационных формах. Религиозные турпоездки могут быть организованными или неорганизованными. Первые из них строго регламентированы и обычно осуществляются на условиях предварительной оплаты. Продавец и клиент заранее обсуждают маршрут, сроки пребывания, набор предоставляемых услуг (полный пакет или лишь ряд услуг).

В случае неорганизованной поездки путешественники не обращаются к фирмам-посредникам, предлагающим свой туристский продукт, самостоятельно планируют и осуществляют поездку. Преимущества неорганизованных путешествий заключаются в том, что турист не привязан к жестко установленному набору мероприятий, а может гибко выстраивать свой маршрут в зависимости от различных обстоятельств.

К внутренним обстоятельствам относят психологические мотивы, влияющие на решения посетить те или иные места, к внешним факторам -финансовое положение туриста, от которого зависят его возможности в оплате тех или иных услуг; поступление информации о новых интересных объектах в период самой поездки. Сюда можно включить изменения погодных условий, а также возникновение или обострение различных религиозных и (или) политических конфликтов.

В зависимости от числа участников путешествия выделяют туры индивидуальные и групповые. Число участников индивидуального тура 1-5 человек, группового - от 6 и более. Некоторые туристские фирмы считают групповым путешествие, в которое отправляются 2 человека и более. Частным случаем индивидуального тура может быть поездка одного человека. Часто это можно наблюдать в паломнических поездках, которые в отличие от экскурсионных могут длиться по нескольку месяцев. Человек имеет огромное желание уединиться для молитвенного общения, размышлений о своих внутренних проблемах, сложных жизненных ситуациях. И он отправляется один в паломническую поездку в монастырь или другое место.

В зависимости от продолжительности выделяют поездки однодневные, длящиеся несколько дней, и многодневные. Однодневные поездки специалисты делят на длящиеся менее 3 часов; 3-5 часов; 6-8 часов; 9 -11 часов; более 12 часов (однодневные). Путешествия с ночевкой бывают продолжительностью 1- 3, 4 - 7, 8 - 28, 29 - 91, 92 - 365 ночей.

Путешественниками в зависимости от их возраста могут быть дети, путешествующие с родителями, молодежь (15 - 24 года), достаточно молодые, экономически активные люди (25 - 44 года), экономически активные люди среднего возраста (45 - 64 года), путешествующие обычно без детей, пенсионеры (от 65 лет).

Туристы во время путешествий пользуются различными средствами транспорта. Они могут добираться до мест назначения авиационным, железнодорожным, автомобильным, морским, речным транспортом. На различных этапах поездки могут использоваться разные виды транспорта. Например, если паломничество или экскурсия проводится далеко от места проживания путешественника, он может воспользоваться авиационным или железнодорожным транспортом. А на местных маршрутах и (или) при перемещении на небольшие расстояния - автомобильным. На определенных этапах паломничества или на частях маршрута паломники могут не пользоваться никаким транспортом, перемещаясь пешком. Это является подвижничеством, обусловлено сознательным намерением взять на себя тягости, для того чтобы укрепиться на духовной стезе. При этом возможности для пользования определенными средствами транспорта могут быть или не быть.

Религиозный туризм может быть разных типов в зависимости от территориально-страновых особенностей поездок. Если паломники или экскурсанты путешествуют в пределах своей страны, то это внутренний туризм. К въездному туризму относятся посещения той или иной страны гражданами других государств. Выездной туризм представляет собой отбытие граждан соответствующей страны в туристскую поездку по другим странам.

Развитие религиозного туризма в современном мире связано с наличием соответствующих ресурсов. Очевидна необходимость для данного вида туризма наличия таких религиозных объектов, как культовые сооружения - монастыри, святилища, храмы и храмовые комплексы, капеллы, часовни, ступы; природные объекты - святые источники, колодцы, горы, водоемы (реки, пруды), рощи; небольшие объекты культа - придорожные кресты, алтари божеств на обочинах дорог, троп и т.д. Эти объекты могут быть расположены вместе. Например, святой источник может находиться в православном монастыре или отдельно. Многие святилища синтоизма включают культовые сооружения и природные объекты (храм в священной роще у воды). По мнению специалистов, святое место - это место, имеющее очень большое значение для представителей определенной религиозной конфессии, в котором проводятся культовые и иные мероприятия, собирающие большое число паломников. В таких пунктах стоит храм с чудотворной иконой или раньше жил, например, известный святой, духовный учитель, аскет, или имели место исторические религиозные события. Религиозный центр - понятие более широкое, чем «святое место». Сюда наряду со святынями входят образовательные учреждения и (или) административные органы религиозных организаций.

Религиозные туристы могут использовать как коллективные, так и индивидуальные средства размещения. Коллективные средства размещения принято подразделять на три группы: гостиницы и их аналоги (мотели, клубы с проживанием, меблированные комнаты и т.д.); специализированные средства размещения (кемпинги, наземный и водный транспорт, переоборудованный под средства размещения, и т.д.); прочие средства размещения (комплексы домов и бунгало, палаточные городки для паломников, монастырские, ашрамовские и прочие общежития и т.д.). Индивидуальными средствами размещения являются квартиры, комнаты в квартирах, дома, коттеджи, сдаваемые внаем, и т.д.

Туристы, отправляющиеся в поездки по святым местам и религиозным центрам, пользуются услугами предприятий общественного питания. Это могут быть:

1. Рестораны, кафе, закусочные и т.д. В религиозных центрах, ряде святых мест паломники и экскурсанты могут пользоваться услугами этих заведений и имеют возможность выбора блюд.

2. Монастырские, ашрамовские и прочие столовые и т.д., в которых готовится еда для посетителей. Ассортимент блюд здесь отличается от предлагаемого в кафе и ресторанах. В ряде случаев пища может быть более простой, постной во время православного поста, вегетарианской (острой или неострой) в индийском ашраме. Паломникам часто подается пища в определенное время, нередко также без возможностей выбора блюд. Здесь также проявляется идея, что добровольные самоограничения лишь идут на пользу и приводят к духовному росту человека.

Христианское паломничество.

Христианство - самая многочисленная по количеству привер­женцев религия в мире, насчитывающая почти 2 миллиарда человек (по­чти каждый третий житель Земли является христианином).

Па­ломники стремятся посетить:

- храм;

- монастырь;

- мощи, нетленные гробы святых, увидеть их вещи;

- святой источник.

1. Духовно-просветительскую роль. Во время поездки паломники узнают об истории мест, которые они посещают, их роли в духов­ной жизни России. Паломники знакомятся с особенностью проведе­ния богослужения, наследием святых, старцев, с именами которых связаны места, входящие в маршрут. Посетители имеют возможность пообщаться с насельниками монастырей, найти себе духовников.

2. Общеобразовательную роль. Монастыри являлись и являются не только духовными, но и культурными и историческими цент­рами. В некоторых из них находятся музеи. Как паломники, так и экскурсанты знакомятся с изобразительными и архитектурными формами, жизнью и бытом монахов, мирян в разные историче­ские эпохи.

3. Миссионерскую роль. Поездки по святым местам способствуют воцерковлению многих людей из тех, которые были нерелигиозными.

4. Благотворительную роль. Паломнические службы узнают о нуждах монастырей. Эта информация доносится до паломников. Организацией помощи занимается и сама паломническая служба. Паломники привозят в монастыри вещи, продукты, делают де­нежные пожертвования. Такая помощь бывает часто очень свое­временной, особенно для возрождающихся обителей.

Отправиться в паломничество можно:

1) самостоятельно;

2) от паломнических служб.

Религиозные центры православия. На территориях современных России, Украины, Белоруссии с первых веков существования христианства возникали монастыри и храмы как центры религиозной жизни населения. Многие из них сохранились до наших дней в практически первоначальном или видоизмененном состоянии (храм Хри­ста Спасителя в Москве, Спасо-Преображенский Соловец­кий монастырь, Свято-Троицкая Сергиева лавра, Бородинский музей-заповедник и Спасо-Бородинский женский монастырь). В России имеется восемь мест упокоения святых угодников, являющихся наиболее известными и посещаемыми.

1. Серафимо-Дивеевский монастырь (прп. Серафим Саровский), Нижегородская область.

2. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь (игумен Александр) Лодейнопольского района Ленинградской области.

3. Задонский Богородицкий монастырь (свт. Тихон Задонский), Задонск, Липецкая область.

4. Часовня Блаженной Ксении (св. Ксения Петербургская), Смоленское кладбище Санкт-Петербурга.

5. Троице-Сергиева лавра (прп. Сергий Радонежский), Сергиев Посад, Московская область.

6. Оптина пустынь (прп. Амвросий Оптинский), Козельск, Ка­лужская обл.

7. Покровский кафедральный собор (свт. Митрофан), Воронеж.

8. Иоанновский монастырь (св. Иоанн Кронштадтский), Санкт-Петербург

Религиозные объекты православия

Греция: Святая гора Афон. Пятью главенствующими монастырями являются лавра св. Афа­насия, Ватопеди, Нейрон (Иверский), Хилендари (Хиландар) и св. Ди­онисия монастыри Метеоры

Кипр: колонна бичевания апостола Павла, катакомбный храм св. Соломонии, храм Лазаря с его гробницей и мощами. Паломникам предлагается посетить монастыри византий­ской эпохи — Кикский (Киккос), св. Неофита Затворника (Кик-кос), Троодитисса (Киккос), сет. Николая («Кошачий») (Лимассол), Честного Креста (Киккос). В древнем городе Тамасос стоит мона­стырь Ставровуни. Территорию этого монастыря могут посетить только мужчины.

Болгария: цер­ковь св. Софии, собор Александра Невского, церковь св. Пантелеймона

Религиозные объекты католицизма и протестантизма

Реликвии Иисуса Христа. Истинный крест. Перекладина ис­тинного креста хранится в Риме в соборе Сан-Джованни ин Лате-рано в Риме. В другой церкви Рима - Санта-Кроче ин Джеруза-лемме находятся еще три фрагмента истинного креста.

Святая кровь. Каплям крови, приписываемой Иисусу Христу, можно поклониться в Брюгге, Бельгия, в капелле Святой крови. Святая кровь находится на шерсти ягненка, которой стирали кровь с тела Иисуса перед погребением.

Терновый венец. Он находится в соборе Парижской Богоматери в Париже, покоясь на хрустальном кольце. На венце нет ни одно­го шипа, хотя терновый венец Иисуса Христа имел, возможно, от 20 до 40 шипов.

Святые гвозди. По преданию при распятии Иисуса были ис­пользованы четыре гвоздя. В настоящее время только в Европе можно насчитать 29 мест, где они хранятся, причем в некоторых гвоздей больше одного.

Святое копье (им пронзили Спасителя в бок). Утверждается, что именно оно находится в Вене (Австрия). Его еще называют Копьем судьбы. Копье судьбы потемнело от времени, две его ча­сти соединены серебряной обшивкой.

Туринская плащаница. Находящаяся в серебряном реликварии плащаница помещена в железный ла­рец, который покоится в каменной урне в соборе Турина (Ита­лия).

Святые дома. Простой кирпичный дом 9x4 м в Лорето (про­винция Анкона, Италия) считается тем самым местом, где вырос Иисус Христос.

Рим: Ватикан: Собор Сан-Джованни ин Латерано, церковь Санта-Мария Маджоре, базилика Санта-Кроче ин Джерузалемме

Ассизи (Италия): церковь Санта-Мария дельи Анжели

Кёльн (Германия): Кёльнский собор

Ислам

Из существующих мировых религий ислам - самая молодая.

В исламе суннитского толка (а это подавляющее большинство мусульман) отсутствует культ святых. Ничто не должно нарушать принципа единства Бога и отвлекать внимание верующих от по­клонения Аллаху. Поэтому в исламе запрещены изображения Бога, людей, животных. Соответственно в исламе отсутствует иконогра­фия. Отсутствие святых, чудотворных икон соответственно приво­дит к тому, что в исламе гораздо меньше, чем в христианстве, священных мест, привлекающих туристов-паломников. Однако ежегодный хадж в Мекку, посещение Медины и Иерусалима вно­сят существенный вклад в мировые потоки паломников.

Ислам (это слово можно перевести как «покорность») заро­дился в VII в. н. э. в Западной Аравии среди арабов. Подавляющее большинство арабского населения Аравии придерживалось тра­диционных языческих верований. Но заметно было влияние моно­теистических религий - иудаизма и христианства.

Особенности мусульманского паломничества

Паломничеством в исламе считается посещение двух священ­ных городов - Мекки и Медины. Эти паломничества: 1) хадж, 2) умра. Посещения других мест, где могут находиться могилы мусульманских святых или знаменитые мечети, паломничеством не считаются. В суннитском исламе подчеркивается, что человек приезжает поклониться не этому месту, а Аллаху в этом месте. Иначе возникнет идолопоклонство. В шиитском исламе велико по­читание мощей имамов.

Религиозные центры ислама

Паломническими центрами в исламе являются Мекка и Медина, находящиеся в Саудовской Аравии. Мечети и другие религиозные объекты в других городах и странах мира также посе­щаются туристами.

Мекку ежегодно посещают около 2 млн паломников. Здесь по­строена одна из самых больших мечетей мира - Харам бейт-Умах. Внутри мечети находится святилище Кааба. Паломничество в Медину обычно совмещают с паломничеством в Мекку. Между Меккой и Мединой - 300 км, паломники пре­одолевают это расстояние на автомобиле или самолете. Главная мечеть в Медине меньше, чем мечеть в Мекке. В ней похоронен пророк Мухаммед. Рядом находится кладбище аль-Баки, на кото­ром похоронены многие члены семьи и сподвижники пророка (его дочь Фатима, внук Хасан и халиф Осман). В Медине палом­ники поднимаются на гору Джабал ал-Нур, чтобы посетить пеще­ру, где пророку было ниспослано первое видение, на гору Джа­бал ат-Таур, где он скрывался от отрядов жителей Мекки. Важной исламской святыней в Иерусалиме является мечеть ха­лифа Омара. В мире есть ряд выдающихся мечетей, интересных во многих отношениях. Это Голубая мечеть в Стамбуле (Турция), мечети Ибн-Тулуна и Султана Хасана в Каире (Египет), мечеть Омейя-дов в Дамаске (Сирия), Золотая мечеть в Багдаде (Ирак), ме­четь Кувват Уль-Ислам и минарет Кутб Минар в Дели (Индия) и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.