Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контроль качества мед помощи






ВОЗ определяет качество медицинской помощи как «такой уровень медицинской помощи, который привел бы к оптимальным для здоровья пациента результатам в соответствии с уровнем медицинской науки, возрастом пациента, диагнозом заболевания, реакцией на лечение; при этом должны быть привлечены минимальные средства, риск дополнительного травмирования или нетрудоспособности должен быть минимальным, а результат и удовлетворение от процесса оказания медицинской помощи должны быть максимальными».

Качество медицинской помощи (КМП) обеспечивается тремя компонентами:

- структурным качеством;

- качеством технологии;

- качеством результата.

Структурное качество - качество ресурсного потенциала. Оно характеризует условия оказания медицинской помощи и включает такие показатели, как состояние зданий медицинской организации, кадровое обеспечение, наличие, состояние и оптимальность использования оборудования, обеспеченность лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, предоставление гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Структурный подход к оценке КМП реализуют процедурами лицензирования и аккредитации медицинской организации, а также аттестации и сертификации специалистов.

Качество технологии характеризует все этапы процесса оказания медицинской помощи в соответствии с порядками и стандартами ее оказания с соблюдением принципов организации позитивной больничной среды и активным обучением пациента здоровому образу жизни.

Технологический (процессный) подход оценивает технологию оказания медицинской помощи конкретному пациенту, соответствие нормативным требованиям с учетом клинического диагноза, сопутствующей патологии, наличия осложнений, возраста пациента, места оказания медицинской помощи.

Качество результата характеризует итог оказания медицинской помощи, т.е. позволяет судить, насколько фактически достигнутые результаты соответствуют реально достижимым.

Результативный подход - оценка показателей качества результата медицинской помощи по отношению к конкретному больному, ко всем пациентам данной медицинской организации, а также к населению региона в целом (государства). При этом показатели качества результата медицинской помощи по отношению к пациентам данной медицинской организации представлены в табл.

Показатели качества результата медицинской помощи
конкретному пациенту всем пациентам данной медицинской организации
Выздоровление (при остром заболевании) Повышение процента выздоровления пациентов
Снижение частоты рецидивов хронического заболевания Уменьшение случаев заболевания
Отсутствие осложнений Снижение процента смертности
Срок временной нетрудоспособности не превышает нормативный Снижение процента осложнений
Удовлетворенность пациента процессом и результатами медицинской помощи Снижение койко-дня
- Снижение сроков нетрудоспособности
- Снижение процента инвалидизации пациентов
- Снижение затрат на здравоохранение
- Отсутствие жалоб пациентов

Критерии оценки КМП формируют по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания и стандартов медицинской помощи, утверждает их уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Экспертизу КМП, оказанной конкретному пациенту, проводят на основе изучения своевременности оказания медицинской помощи, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.

Качество результата по отношению ко всем пациентам данной медицинской организации оценивают за конкретный период времени (не менее чем за год). Качество результата по отношению к населению в целом характеризуют показатели общественного здоровья.

В конечном итоге при оценке КМП рассматривают две характеристики:

- качество исполнения;

- качество соответствия.

Первая характеристика отражает степень удовлетворения потребностей пациентов. Вторая - степень соответствия принятым стандартам, порядкам оказания медицинской помощи, алгоритмам выполнения манипуляций.

Степень удовлетворения потребностей пациентов определяют на основании анкетирования пациентов и наличия или отсутствия жалоб, претензий или судебных исков.

Жалоба - письменное обращение пациента, содержащее информацию о нарушении его прав.

Претензия - письменное обращение пациента с требованием о добровольном устранении нарушения его прав или возмещении нанесенного ущерба.

Судебный иск - обращение в суд или арбитраж за защитой нарушенного или оспариваемого права с целью возмещения причиненного вреда (ущерба).

Универсальные показатели оценки деятельности среднего медицинского персонала определены приказом МЗ от 21 февраля 2011 г. № 145н «Об утверждении показателей оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи»:

- отсутствие случаев нарушения установленных санитарных правил и норм;

- отсутствие осложнений при проведении лечебно-диагностических манипуляций, зафиксированных в медицинской документации;

- отсутствие обоснованных жалоб пациентов по результатам рассмотрения врачебной комиссии медицинской организации.

В современных условиях система управления КМП представляет совокупность организационно-управленческих структур и действий, анализирующих, оценивающих и корректирующих условия, процесс оказания и результат медицинской помощи для обеспечения должного качества медицинской помощи. Система управления КМП зависит от структуры самой медицинской организации, формы собственности, направлений и объема медицинской помощи (рис. 4.5).

истема управления КМП осуществляет общие функции управления по непрерывному повышению качества медицинской помощи. При разработке программ непрерывного повышения КМП необходимо учитывать факторы, положительно и отрицательно влияющие на него (рис. 4.6).

Контроль качества и безопасности медицинской деятельности бывает государственным, ведомственным и внутренним. Контроль осуществляют путем:

- соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности в соответствии с законодательством РФ;

- определения показателей качества деятельности медицинских организаций;

- соблюдения объема, сроков и условий оказания медицинской помощи, контроля КМП фондами ОМС и страховыми медицинскими организациями;

- создания системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг;

- создания информационных систем в сфере здравоохранения. Контроль КМП осуществляют на основании показателей деятельности медицинских организаций, их структурных подразделений и профильных направлений деятельности.Обязательному экспертному контролю подлежат случаи:

- всех летальных исходов среди детского населения, пациентов в стационарах, лиц трудоспособного возраста на дому;

- внутрибольничного инфицирования и осложнений, приведших к летальным исходам или значительному удлинению сроков лечения;

- первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста;

- повторной госпитализации в течение одного года по поводу одного заболевания, если схема лечения не предполагает повторных стационарных курсов;

- заболевания с укороченными или удлиненными более чем на 1/3 сроками лечения по сравнению со средними;

- сопровождаемые жалобами пациентов или их родственников.

Объем плановой экспертизы КМП определяют договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и составляет не менее 0, 5% числа законченных случаев лечения при оказании амбулаторно-поликлинической помощи.

Критерии контроля КМП предложены региональным европейским бюро ВОЗ.

• Эффективность - показатель взаимоотношения между действием службы (программы, технологии) и максимальным воздействием, которое эта служба (программа, технология) может оказать в идеальных условиях.

• Экономичность - показатель взаимоотношения между фактическим воздействием службы (программы, технологии) и его стоимостью.

• Адекватность - показатель соответствия фактического обслуживания принятым нормам.

• Научно-технический прогресс - степень применения современных технологий.

• Своевременность - показатель соотношения времени получения адекватной медицинской помощи от момента возникновения потребности и минимального времени, необходимого службе здравоохранения для организации такой помощи в идеальных условиях.

• Доступность - показатель соотношения количества пациентов, своевременно получающих адекватную помощь, и общего числа нуждающихся.

• Достаточность - минимальный набор лечебно-диагностических мероприятий, необходимых для достижения адекватной помощи.

• Репрезентативность критериев качества - соотношение реально полученных величин, принимаемых к анализу показателей, с некоей идеально точной величиной, наиболее полно отражающей КМП.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.