Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выполнила Надырова Л.Н. Развитие устной и письменной речи младших школьников






Развитие устной и письменной речи младших школьников

Назначение работы: предлагаю учителям начальных классов систему заданий, которая поможет им научить школьников сравнивать, обобщать и различать языковые явления, повышать грамотность, развивать навыки устной и письменной речи.

Учебно-методическая разработка «Системный подход к развитию устной и письменной речи младших школьников»

Цель: обратить внимание педагогов на проблему развития речи у современных учеников, раскрыть разнообразие видов работы при подготовке школьников к написанию сочинений.
Задачи: раскрывать способности детей, повышать у них интерес к творческой деятельности.

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Развитие письменной речи - одна из важных задач обучения родному языку. О значении сочинения как эффективного средства воспитания, средства правильного оформления на письме своих мыслей, средства развития творческих способностей знают все учителя, написано много методических разработок.
Сложнее ответить на вопрос: как построить уроки развития речи, чтобы раскрыть способности детей и повысить интерес к творческой работе? Поскольку в начальной школе навык письменной речи только складывается, изложения и сочинения носят обучающий характер. Важно научить детей сосредотачивать все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении. Мой опыт работы в начальной школе показывает, что для учителя главным при построении таких уроков является система планирования, которая охватывает все 4 года обучения детей в начальной школе. Со 2 класса мои дети ведут творческие тетради «Проба пера».
В них отражаются:
словарь антонимов и синонимов.
словарь фразеологизмов.
словарь литературных терминов.
словарь эпиграфов.
имеется страничка «Как нужно говорить?»

Постепенно, шаг за шагом я раскрываю детям способы подготовки к сочинению, структуру текста, значение плана, заголовка, различия в стилевом оформлении. Здесь же идет речевая подготовка: записывается примерный план, источники материала (где и в какой книге можно прочитать нужную для сочинения информацию)
Очень важным моментом при обучении сочинению я считаю положительный настрой (отклик) детей и родителей на процесс творчества.
Для этого я «растягиваю» во времени сочинения, требующие большей самостоятельности, осознания и осмысления темы. Другими словами, дети сразу (после обсуждения темы и составления примерного плана) не пишут сочинение, а получают время на доработку, дописывание, корректировку черновиков, так как страх допустить орфографическую или пунктуационную ошибку может помешать ребенку свободно излагать свои мысли, будет сковывать его при построении речевого высказывания.
После того как я увижу, что текст сочинения соответствует теме, что работа выполнена (грамотно с соблюдением красной строки, абзацев, без ошибок), только тогда ребенок переписывает текст на чистовик и получает оценку.
Важным моментом в поддержании положительного отношения к творческой работе является участие в школьных или районных выставках и конкурсах. Всегда говорю детям, как важно научиться писать сочинение для повышения грамотности и культуры.
Таким образом, дети видят целесообразность своего труда, своих усилий, у них поддерживается интерес и желание написать еще.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.