Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 17. Правовые системы современности






Правовая система общества – это всеобъемлющее и масштабное правовое явление, представляющее собой совокупность средств, форм, взглядов, учреждений, отношений, которыми располагает общество, что составляет его юридический потенциал и обеспечивает правовой режим функционирования. Не следует отождествлять понятия «система права» и «правовая система», т.к. первое характеризует «внутреннюю» организацию права (нормы, институты, подотрасли, отрасли), а второе указывает на «внешнюю» выраженность права и его связь с другими факторами социальной жизни.

Правовая система общества имеет сложную структуру и состоит из следующих элементов: идеологический (правовая идеология, правосознание, правовая культура, правовое мышление и т.д.); нормативный (системе действующих в обществе правовых норм); институциональный (это действующие юридические учреждения – правотворческие, правоприменительные, правоохранительные, контрольно-надзорные); социологический (правоотношения, применение права, юридическая практика).

В современном мире насчитывается около 200 государств и столько же внутригосударственных или национальных правовых систем. Отдельное место занимает международное право как особая правовая система. Поэтому, можно сделать вывод, что в современном мире выделились два типа правовых систем – это внутригосударственные (национальные) правовые системы и правовая система международного права, объединяющая международное публичное и международное частное право.

Национальные правовые системы различных государств мира принято объединять в правовые семьи на основе их общих признаков и объединяющих характеристик, прежде всего, таких как общности источников (форм) права, правосознания, юридической техники, структуры права и исторического пути его формирования.

Различные исследователи выделяют разные виды правовых семей в зависимости от критериев положенных в основу их классификации. Так известный французский ученый компаративист Р. Давид, который и ввел в научный оборот понятие «правовая семья», использовал два взаимосвязанных критерия – «идеологический», включающий фактор религии, философии, социально-экономического строя, и юридико-технический. Исходя из них, в своем фундаментальном труде «Основные правовые системы современности» опубликованном в русском переводе в 1967 году, Р. Давид выделяет семьи романо-германского, англосаксонского права, а также «другие виды общественного строя и права», включающие право афро-азиатских развивающихся стран и стран Дальнего Востока. Немецкий ученый К. Цвайгерт выделяет концепцию «правового стиля», складывающуюся из таких факторов, как происхождение и эволюция правовой системы; своеобразие юридического мышления; специфические правовые институты; природа источников права и способы их толкования; идеологические факторы. На этой основе К. Цвайгерт выделяет следующие правовые круги: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индусское право. Интересным представляется подход современного ученого А. Х. Саидова, который предполагает глобальную типологию правовых систем, основанную на социально-экономических критериях, и внутритиповую их классификацию, построенную на юридических критериях. По мнению А.Х. Саидова, правовая карта мира включает семьи общего права, романо-германского права, скандинавского права, латиноамериканского права, социалистического права, а также права развивающихся стран. Л. А. Морозова осуществила подробную классификацию данного правового явления и выделила десять правовых семей современности: романо-германская (континентальная), англосаксонская (островного, общего, или прецедентного, права), славянская, латиноамериканская, скандинавская, мусульманская, индусского права, обычного (адатного, традиционного) права, дальневосточная, социалистическая.

Характеристика основных правовых семей современности:

1. Романо-германская (континентальная) правовая семья. Определение «континентальная» в названии данной правовой семьи указывает, что местом ее возникновения является Европейский континент. Термин «романо-германская» раскрывает исторические корни этой правовой семьи, берущие свое начало, прежде всего, в римском праве, а также в каноническом праве и обычном праве. Процесс развития правовой семьи получил значительный импульс с рецепции римского права в странах Западной Европы в Χ II–Χ VI вв. Поначалу в университетах Италии, Германии и Франции римское право изучалось на основе грандиозной кодификации византийского императора Юстиниана (VI в.). Национальный характер эта система приобретает с победой буржуазных революций и проведением кодификаций в ряде европейских стран. Наиболее важной среди них была кодификация гражданского права во Франции (Французский Гражданский кодекс 1804 г.), проведенная при Наполеоне Бонапарте. Следующей вехой в становлении романо-германской правовой семьи была кодификация права в Германии (Германское Гражданское уложение 1896 г.). В итоге в рамках данной правовой семьи сложились две ветви правовых систем – это романская, следующая французской модели (Франция, Бельгия, Голландия, Португалия, Испания, Италия и др.) и германская (Германия, Австрия, Швейцария и др.).

Для данной правовой семьи характерны следующие особенности: деление права на публичное (регулирующее публичный интерес) и частное (регулирующее частный интерес); имеется четкое деление на материальное и процессуальное право; основным источником права в данной правовой системе является нормативный правовой акт – это официальный правовой документ, изданный законодательными или исполнительными органами власти; существует единая иерархическая система источников права, при наличии писанной конституции и действия принципа верховенства закона в системе нормативных правовых актов; преобладает законодательство кодифицированного характера; правовая норма выступает как общее предписание или модель поведения; суды – это исключительно органы применения права, не выполняющие правотворческих функций; в качестве источников права также признаются общие принципы права и обычаи.

2. Англосаксонская (островная, прецедентная) правовая семья или семья общего права. Она включает в себя правовые системы стран английского языка – таких, как Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др. Распространение данной правовой семьи было вызвано английской колониальной экспансией, что предопределило ее значительные особенности. К ним можно отнести: право не знает деление на материальное и процессуальное; нет четкого деление права на публичное и частное; своеобразное понимание норм права, которые не отделены от судебного решения, поэтому носят казуистический характер; основным источником права является юридический прецедент; особая специфика структуры права в которой выделяют: а) прецедентное право (судебный или административный прецедент) – это решение компетентного органа, выступающее обязательным при рассмотрении аналогичных юридических дел возникающих в будущем; б) право справедливости, которое былоосновано на каноническом и римском праве и представляло собой решение лордаканцлера, который действовал от имени короля при рассмотрении жалоб на решения обычных королевских судов; в) акт английского парламента (статут), который считается правом лишь после того, как он неоднократно применен и истолкован судом, поэтому суды ссылаются не на норму статута, а на его судебное истолкование, которое порой может существенно отличаться от первоначального текста; некодифицированный характер законодательства; общее право отличалось крайним формализмом, казуистичностью и противоречивостью; придание важного значения формам судопроизводства, процессуальным нормам, источникам доказательств; автономия судебной власти по отношению к другим ветвям власти, что выражается не только в правотворческих полномочиях судебной власти, но и в отсутствии прокуратуры и административной юстиции; к середине Χ Χ века роль судебного прецедента как основного источника права снизилась и возросла роль законодательства и хотя в Англии, где нет писаной конституции, исторически не сложился принцип верховенства закона, однако в других странах англосаксонского права практически всюду действуют писаные конституции, верховенство которых обеспечивается с помощью института конституционного контроля.

3. Религиозные правовые семьи (мусульманское право, индусское право). Мусульманское право возникло на Аравийском полуострове в VII–Χ вв. В современном мире к этой правовой семье относятся правовые системы многих государств (Иран, Ирак, Пакистан, Саудовская Аравия, Судан, Египет, Сирия, Палестина и др.). Особенности мусульманской правовой семьи состоят в следующем: а) норма права воспринимается как правило, адресованное мусульманам Аллахом, который открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. В силу божественного происхождения эти правила не подлежат изменению, но нуждаются в разъяснении и толковании для практического использования. По своему содержанию нормы мусульманского права представляют собой обязанность, долг совершить те или иные поступки. Так, мусульманское право определяет посты, милостыни, паломничества, которые не могут не соблюдаться; б) выделяют четыре главных источника мусульманского права: 1) Коран – священная книга мусульман, где собраны изречения и проповеди пророка Мухаммеда; 2) Сунна – сборник преданий о жизни пророка, его образе мыслей и действий; 3) Иджма – согласие исламского сообщества об обязанностях мусульманина. Правовые нормы трех первых источников в совокупности образуют шариат, являющийся основным источником мусульманского права; 4) Фетва – толкование шариата, данные крупнейшими мусульманскими законоведами и духовными деятелями. Существует также принцип права кыяс (кийяс) – суждение по аналогии, применение к новым сходным случаям правил, установленных шариатом, т.е. Кораном, Сунной и Иджмой. К второстепенным источникам относятся закон, который не может противостоять исламу и религиозно-правовой доктрине, а также адат (обычай); в) в структуре мусульманского права отсутствует публичное и частное право, однако в современный период в качестве основных отраслей выделяются уголовное, судебное, семейное право.

Индусская правовая семья основана на своеобразном религиозном комплексе – индуизме. К этой правовой семье относятся правовые системы Индии, Шри-Ланки, Непала, Малайзии, Сингапура, стран Восточной Африки (Кении, Танзании, Уганды) и др. Для данной правовой семьи характерны следующие особенности: а) связь с кастовой системой, основной догмой которой является положение о том, что все люди с рождения разделены на неравные социальные иерархические группы – касты (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры); б) источником права и религии считаются Веды – сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов, содержащих, по существу, правила поведения; в) индусское право основывается на обычаях в регулировании вопросов права наследования, правового режима имущества и др.; г) нормативные установления и решения судов не составляли источника индусского права, которое опиралось на труды и комментарии ученых; д) после обретения Индией и другими британскими колониями независимости происходит процесс кодификации индусского права, был принят ряд законов, унифицировавших брачное право и приспособивших его к современному мировоззрению, о наследовании, об усыновлении и др.

4. Семья социалистического права. Была характерна для СССР и стран социалистического лагеря. В современный период правовые системы Кубы, Вьетнама и Северной Кореи относятся к семье социалистического права. Для данной правовой семьи характерными особенностями являются: а) идеологизированный тип права, поскольку основывается на идеологии марксизма-ленинизма и концепции социалистического права как права высшего типа; б) ярко выраженный классовый характер; в) узконормативное понимания права, отождествляющее право и закон, исходящий исключительно от государства; г) основным источником права выступает нормативный правовой акт, причем подзаконные акты (приказы, распоряжения, инструкции и т.д.) подменяли собой закон; д) запреты и обязанности – это основные способы регулирования общественных отношений; е) приоритет государственных интересов перед личными; ж) отрицание судебного прецедента и судебной практики как источника права; з) отсутствие деления права на частное и публичное; и) отсутствие конституционного контроля.

5. Семья обычного (адатного, традиционного) права. Эта семья объединяет правовые системы стран Центральной и Южной Африки и Океании, в том числе Гамбию, Гану, Камерун, Малави, Мадагаскар, Сенегал, Того и др. Для данной правовой семьи характерно регулирование жизни обычаями (адатом). Эти обычаи весьма многочисленны, и каждая община, племя, этническая группа имеет свои обычаи и традиции, которые соблюдаются добровольно из-за уважения памяти предков, а также боязни «гнева» сверхъестественных сил.

Каждая из приведенных правовых семей имеет свои особенности, свою эволюцию, обусловлена комплексом объективных и субъективных факторов. Вид правовой семьи зависит от географического расположения государства, экономических факторов, национально-культурных особенностей (традиций, религии), исторического пути развития общества и других причин.

Внутригосударственное право находится во взаимодействии с международным правом. Принято выделять три теории взаимодействия этих правовых систем. Первые две теории – монистических и третья – дуалистическая. Первая – это теория превалирования (примата) внутригосударственного права над международным правом. Ее идея состоит в том, что международное право может существовать только в тех пределах, в которых соответствует нормам национального права (советское международное право периода СССР). Вторая – это теория превалирования (примата) международного права над внутригосударственным правом. В ней прослеживается идея презумпции международного правления, создание определенной угрозы государственному суверенитету и нивелируется роль национального права. Третья – это дуалистическая концепция, исходящая из того, что международное и внутригосударственное право – это самостоятельные правовые системы, но которые взаимодействуют между собой в процессе нормотворчества и правоприменения. Отечественная международно-правовая доктрина и российское законодательство придерживаются в целом дуалистической концепции. Конституция Российской Федерации в ч. 4 ст. 15 устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Способы взаимодействия внутригосударственного и международного права (институт имплементации) распадается на три составляющих – это а) трансформация (полная переработка текста международного договора); б) рецепция (текстуальный перенос статьи международного договора или текста международного договора во внутригосударственный акт); в) отсылка (указание во внутригосударственном акте, что данные отношения, подлежат регулированию нормами международного права).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.