Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология государства: формационный, цивилизационный и иные подходы.






Сущность государства – это наиболее сложное понятие в юридической науке, которое раскрывается через выполняемые функции государства, его роль и социальное назначение. Сущность государства всегда указывает, чьим интересам служит данная политическая организация власти.

Принято различать классовое и общечеловеческое (общесоциальное) в сущности государства.

Классовый подход к пониманию сущности государства определяет государство как организацию политической власти общества экономически господствующего класса. В этом случае государство используется как средство для обеспечения интересов господствующего класса. Такое государство осуществляет политику на основе эксплуатации, подавления, насилия, диктатуры, может прибегать к массовым репрессиям. Человек рассматривается как средство достижения интересов господствующей элиты. Классовое государство закрепляет на законодательном уровне имущественное (экономическое) и юридическое (в правах и обязанностях) неравенство. Такое государство неизбежно создает острую социальную напряженность, поскольку служит узкоклассовым интересам и при этом грубо игнорирует интересы бесправного большинства.

Общечеловеческий (общесоциальный) подход к пониманию сущности государства определяет государство как организацию политической власти общества, создающую условия для компромисса интересов различных классов, слоев и социальных групп. В этом случае государство выражает консолидированные интересы различных социальных групп и слоев населения в целях снятия социальной напряженности и достижения равновесия в обществе. Такое государство закрепляет юридическое равенство для всех граждан, создает равные «стартовые» возможности для развития человека и реализации его творческого потенциала. Человек рассматривается государством как цель всей его деятельности и как высшее благо. Государство развивает автономность личности и делает ее свободной. Такое государство выполняет служебную роль по отношению к обществу, используя наиболее демократические, гуманные методы руководства и управления.

Государствоэто политическая организация общества, осуществляющая власть в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, обладающая монополией на правотворчество и применение принуждения.

Признаки государства:

1. Территория – это пространство (сухопутное, водное, воздушное) находящееся в пределах государственных границ на которое распространяется власть (юрисдикция) конкретного государства;

2. Население, проживающее на территории государства объединенное институтом гражданства (подданства);

3. Аппарат управления, состоящий из органов законодательной, исполнительной и судебной властей и должностных лиц;

4. Материальные атрибуты – это тюрьмы и иные учреждения принудительного характера;

5. Суверенитет, указывающий на верховенство государственной власти внутри страны (внутренний суверенитет) и ее независимость во внешнеполитической сфере (внешний суверенитет);

6. Символы – это герб, гимн, флаг;

7. Налоги – это обязательные денежные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц необходимые для содержания государственного аппарата и выполнения его функций;

8. Право – это система общеобязательных правил поведения установленных или санкционированных государством, выраженных в правовых актах, предназначенных регламентировать наиболее важные стороны общественной жизни.

Государственная власть – это особая разновидность социальной и политической власти. Социальная власть – это отношения гос­подства и подчинения между субъектами власти, которые возникают в любой общности людей и опираются на принуждение. При социальной власти воля и действия одних лиц преобладают над волей и действиями других лиц. Политическая власть – специфическая форма общественных отношений, в которых участ­вуют все субъекты политической системы.

Признаки государственной власти:

1. Публичность – распространение на все население государства и осуществление специально созданным аппаратом управления;

2. Универсальность – распространение на все сферы общественной жизни;

3. Верховенство – подчинение других видов со­циальной власти, кроме власти своего народа;

4. Легитимность – соответствие ожиданиям народа, населяющего государство, интересам большинства;

5. Законодательная прерогатива – наличие монопольного права на создание юридических норм;

6. Легальность – юридическое оформление и устроение (конституирование) на основе норм права;

7. Легальное применение силы – воздействие власти через специально созданный правоохранительный (карательный) аппарат (армию, суд, полицию и т.д.).

Типология государства – это учение о подразделении государств на типы по определенному заданному критерию. В современной юридической литературе оформились два основных подхода к типологии государства. Это формационный и цивилизационный подход.

Формационный подход (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). В его основе содержится учение об общественно-экономических формациях, которые и определяют типы государств: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое. Первые три типа – это эксплуататорские (формационные) государства. Их сущность состоит в господстве, подавлении, эксплуатации одного класса другим. Социалистическое государство – это антиэксплуататорское (неформационное) государство, являющееся исторически последним типом государства, который постепенно отомрет, выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.

Цивилизационный подход (Тойнби, Ростоу). В его основе находятся такие факторы цивилизации как культура, религия, национальная самобытность. Таким образом, акцент делается не на материальные, а на культурные факторы развития общества.

В соответствии с периодами исторического развития различают три типа цивилизации: древние – локальные (древнеегипетская, шумерская, агейская и др.); особенные (индийская, китайская, православная и др.); современные цивилизации.

По характеру организации государственно-политических институтов различают первичные и вторичные цивилизации:

1. Государства первичных цивилизаций (Древний Египет). Они существовали как политико-религиозные комплексы, обожествляющие фараонов и занимающиеся религиозной деятельностью. Различий между светской и религиозной властью не проводилось;

2. Государства вторичных цивилизаций, в том числе Европейские государства. Они выступали в обществе как элемент подчиненный культурно-религиозной системе, но вместе с тем существовало отчетливое различие между светской властью государства и религиозной властью церкви.

Наряду с приведенными основаниями типологии государства юридическая наука различает и другие. Например.

Собственно юридический подход (Г. В. Назаренко). В основе данной типологии находятся особенности государственно-правовой системы, характеризующие правовое положение различных слоев населения и способы государственной защиты социального статуса граждан. В соответствии с этим подходом принято выделять:

1. Сословное государство, которое законодательно закрепляет и защищает неравное положение различных классов и сословий, а также привилегии различных социальных групп внутри сословия;

2. Современное представительное государство, которое формально закрепляет равноправие граждан, но фактически не способно гарантировать и обеспечить равенства для всех членов общества;

3. Цивилизованное государство. Представляет собой развитое, современное, культурное государство, которое не только закрепляет равноправие, но и обеспечивает его. Осуществляет с помощью системы социальных гарантий поддержку социально незащищенных слоев населения (безработных, инвалидов, пенсионеров, учащихся и т.д.).

По степени развитости государств (В. А. Четвернин) принято выделять:

1. Развитые государства – это государства с развитыми политико-правовыми характеристиками (правовые, демократические, социальные государства и т.д.);

2. Неразвитые государства – это государства с неразвитыми политико-правовыми характеристиками (этатистские, полицейские и т.д.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.