Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проанализируйте этот случай и сделайте вывод о роли наследственности и социальной среды в психическом развитии личности.






________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ЗАДАЧА 3. Приведены высказывания известных ученых о психологических особенностях школьников раз­личного возраста.

А. «Учащиеся... возраста характеризуются стрем­лением выработать комплекс определенных качеств своей личности; в вопросах самовоспитания их ин­тересует формирование определенного морально-психологического облика в целом» (В.А. Крутецкий, Н.С. Лукин).

Б. «...Знают, какое огромное значение имеет в жизни человека сильная воля, и озабочены тем, чтобы развить у себя высокие волевые качества. Среди... не перевелись еще случаи «испытания во­ли» огнем, раскаленным железом, рискованными поступками» (В.И. Селиванов).

В. «Личность и педагогическое искусство учителя имеют исключительное значение для воспитания детей...возраста. При нормальных условиях учи­тель - очень большой авторитет для учащихся. Для многих детей он идеал, и в ответах на вопрос: «Кем ты хочешь стать?» - школьники чаще всего отвеча­ют: «Учителем». Все чаще они называют учителя, если их просят назвать самого красивого человека, самого умного или самого хорошего» (П.П. Блонский).

Г. Иногда «Эгоцентризм и эгоизм, чувство исклю­чительности толкают... на самоутверждение в са­мом дурном смысле этого слова, этих случаях... стараются выдвинуться, командовать сверстниками, стремятся доказать свое превосходство, готовы действовать в ущерб товарищам» (Л.И. Божович).

Определите о каком возрасте идет речь в каждом высказывании и вставьте соответствующее пропущенное слово.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ЗАДАЧА 4. В исследовании одного американского психо­лога на вопрос: «Чувствовали ли вы когда-нибудь, что вам легче обсуждать вопросы с друзьями, чем с родителями?» положительно ответили 61% мальчи­ков 11-13 лет. 90% подростков 15-18 лет и 76% мужчин 20-24 лет. У женщин соответственно 55, 93 и 72%. На вопрос: «Чувствовали ли вы когда-нибудь, что ваши родители понимают вас не так хорошо, как ваши друзья?» положительные ответы составили по тем же возрастным группам соответ­ственно: у мужчин - 59, 88 и 77%, у женщин - 54, 89 и 74%.'

Проанализируйте эти данные и сделайте вывод о том, как изменяется с возрастом взаимопонимание детей с родителями и с друзьями – сверстниками. С какими возрастными особенностями связаны эти изменения?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАЧА 5. В одном из исследований изучили отношения учащихся. В табл. 1 приведено число учащихся от­ветивших положительно на вопросы.

. Зависимость отношения к учению от возраста учащихся, %

 

Содержание вопросов Учащиеся (по классам)
II III IV V
Любишь ли ты учиться? 95, 2 94, 4 76, 8 64.4
Если бы учиться было не обязательно, ходил бы ты в школу или нет? 97, 2 95, 2 86, 8 82, 4

Проанализируйте данные таблицы и сделайте вывод о том, как изменяется с возрастом отноше­ние детей к учебной деятельности Чем объясня­ются эти изменения?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАЧА 6. Внутренняя позиция школьника по отношению к учению во многом определяется мотивами уче­ния, которые с возрастом существенно меняются. Перечислены основные мотивы, встречающиеся у школьников.

А. Желание получить отметку, одобрение учи­теля.

Б.Стремление к успеху, самоутверждению.

В. Желание быть настоящим школьником.

Г. Практическое значение предмета, возмож­ность овладеть полезными умениями и навыками.

Д. Общественное значение предмета, его роль в жизни страны.

Е. Интерес к самому учению, к знаниям («Учусь, потому, что интересно учиться»).

Ж. Желание получить образование для будущей профессиональной деятельности.

З. Стремление завоевать престиж у сверстни­ков.

Определите, какие из мотивов характерны для младших школьников, какие для подростков и какие для старших школьников?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАЧА 7. Проанализируйте предложенные педагогические ситуации с учетом психологических особенностей младших школьников, подростком и старших школьников.

Педагогические ситуации 1 – 2 класс 6 – 7 класс 9 -10 класс
1. В конце основной части урока гимнастики вам нужно, чтобы учащиеся быстро и аккуратно убрали снаряды. Как вы организуете эту работу в классах?      
3. В спортивном зале во время перемены подрались мальчики. Вы внезапно вошли в зал и застали эту картину. Какой будет ваша реакция?      
5. По какому принципу вы будете подбирать своих помощников на уроке в классе?      

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ УСТНОГО ЗАЧЕТА

 

1. Охарактеризовать категории основных понятий психологии развития: макрохарактеристики человека (индивид, субъект, личность, индивидуальность); основные линии (ряды) развития (онтогенез, жизненный путь).

2. Охарактеризовать категории основных понятий психологии развития: факторы психического развития (наследственность, половой диморфизм, среда, воспитание и обучение, собственная активность).

3. Охарактеризовать категории основных понятий психологии развития: общие закономерности развития (неравномерность, гетерохронность, интеграция, пластичность)

4. Охарактеризовать категории основных понятий психологии развития: возраст в широком смысле слова (паспортный, биологический, интеллектуальный, социальный, психологический).

5. Охарактеризовать категории основных понятий психологии развития: возраст в узком смысле слова (стадии, периоды, фазы жизни); сензитивные периоды.

6. Охарактеризовать категории основных понятий психологии развития: возраст в узком смысле слова (возрастные кризисы от 0 до 18 лет)

7. Охарактеризовать категории основных понятий психологии развития: возраст в узком смысле слова (возрастные кризисы от 18 до кризиса старости)

8. Охарактеризовать категории основных понятий психологии развития: возрастные психологические особенности (социальная ситуация развития, основные противоречия возраста, психические новообразования, ведущая деятельность).

9. Возрастная периодизация: Ананьева Б.Г., Рыбалко Е.Ф. (С-Пб психологическая школа).

10. Возрастная периодизация: детского и юношеского возраста (Д.Б. Эльконин).

11. Возрастная периодизация: теория развития личности Э. Эриксона.

12. Дать характеристику психологических особенностей возрастного периода по плану: кризис возраста, ведущий тип деятельности, психические новообразования, особенности личности, физическое развитие – младенческий возраст

13. Дать характеристику психологических особенностей возрастного периода по плану: кризис возраста, ведущий тип деятельности, психические новообразования, особенности личности, физическое развитие – раннее детство

14. Дать характеристику психологических особенностей возрастного периода по плану: кризис возраста, ведущий тип деятельности, психические новообразования, особенности личности, физическое развитие – дошкольный возраст

15. Дать характеристику психологических особенностей возрастного периода по плану: кризис возраста, ведущий тип деятельности, психические новообразования, особенности личности, физическое развитие – младший школьный возраст

16. Дать характеристику психологических особенностей возрастного периода по плану: кризис возраста, ведущий тип деятельности, психические новообразования, особенности личности, физическое развитие – подростковый возраст

17. Дать характеристику психологических особенностей возрастного периода по плану: кризис возраста, ведущий тип деятельности, психические новообразования, особенности личности, физическое развитие – юношеский возраст

 

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.