Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 5. Способы обеспечения выполнения международных договоров. Международные гарантии. Международные конференции. Международный контроль. Внутреннее законодательство. Санкции.






Обеспечение выполнения международных договоров относится к той области права договоров, о которой ничего не говорится в Венской конвенции. Причины этого не вполне ясны, ибо обеспечение – важное средство эффективного применения и действия международного договора. Видимо, отсутствие каких-либо положений об обеспечении выполнения договоров в Венской конвенции объясняется тем, что Комиссия международного права не считала эти вопросы входящими в право международных договоров. В докладах Дж. Брайерли, X. Лаутерпахта и X. Уолдока раздела об обеспечении международных договоров вообще не было. И только в обширном «кодексе» Фицмориса имелся намек на это. В его четвертом докладе в раздел о действии и исполнении договоров были включены статьи о последствиях нарушения договоров и возмещении ущерба за такое нарушение (ст. 34–39). Однако в них по существу говорилось не о формах обеспечения выполнения международных договоров, а о санкциях за неисполнение договоров (репарации, секвестр собственности нарушителя, эмбарго и другие репрессалии), то есть затрагивались вопросы, связанные с ответственностью государств. Поскольку вопросы ответственности были выделены в Комиссии международного права в специальную группу, докладчик X. Уолдок исключил их из проекта статей о праве договоров и в окончательном проекте статей, представленном Комиссией международного права для Венской конференции, раздела об обеспечении выполнения международных договоров не было. На самой конференции этот вопрос также не обсуждался. Между тем проблема остается. Поскольку над государствами нет единого централизованного наднационального органа принуждения, способного обеспечить осуществление принципа pacta sunt servanda, они изыскивают специальные дополнительные меры обеспечения выполнения международных договоров.

Давно канули в вечность времена, когда применялись клятвы, взятие заложников или заклад территорий и ценностей в обеспечение государствами их договорных обязательств.

В настоящее время к мерам обеспечения относятся: различные международные гарантии, международный контроль и другие международные меры, а также внутригосударственные меры.

Международной гарантией, или поручительством, называется акт, в котором государство или государства обязуются в случае необходимости сделать все от них зависящее, чтобы побудить другое государство или государства выполнить заключенный между ними договор. Такая гарантия может быть оформлена в специальном договоре, называемом гарантийным договором, или в дополнительном протоколе к основному договору. Гарантия может быть простой, если ручается одно государство, и сложной, если ручается несколько государств. Сложные гарантии бывают взаимными, когда каждый из участников договора обязуется принимать меры к его выполнению, если кто-либо нарушит договор. Гарантии могут быть коллективными, если государства – участники договора обязуются действовать совместно против нарушителя договора, чтобы заставить его соблюдать договор.

Все большую роль в обеспечении выполнения международных договоров играют различные международные организации, например смешанные комиссии или контрольные органы и т.п. Таковы, например, речные комиссии. Согласно ст. 8 Конвенции о режиме судоходства на Дунае 1948 года, на Дунайскую комиссию возложена, прежде всего, функция наблюдения за исполнением конвенции[1]. Речные комиссии с подобными функциями созданы и на других международных реках[2].

Большое значение приобретает вопрос о международном контроле как способе обеспечения международных обязательств, в частности в тех вопросах, где другие способы обеспечения недостаточны. К таким областям относятся, прежде всего, разоружение и запрещение ядерного и другого оружия массового уничтожения.

Международный контроль может иметь различные виды и формы[3]. Так, предложения в области разоружения и запрещения ядерного и другого оружия массового уничтожения предусматривают такие формы контроля, как инспекция, отчеты государств о выполнении своих обязательств, информация, специальные обследования и др.

Международный контроль может осуществляться специальными органами, созданными для обеспечения выполнения данного договора, либо возлагаться на существующие международные органы или организации. Так, международный контроль за соблюдением профсоюзных прав, предусмотренных международными конвенциями о труде, осуществляют в форме обследований Административный совет и другие органы МОТ. Однако подобное обследование может проводиться только при согласии данного государства. Любая попытка предпринять обследования без согласия соответствующего государства является нарушением суверенитета и вмешательством во внутренние дела государств.

Специальная система международного контроля предусмотрена Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года, Договором об Антарктике 1959 года, Договором о нераспространении ядерного оружия 1968 года и рядом других. Контрольный орган состоит из государств – участников международных конвенций и действует на постоянной основе.

В Антарктике международный контроль согласно договору 1959 года осуществляется в форме инспекции (в том числе воздушной и наземной). Все районы Антарктики, включая все станции, установки и оборудование, а также все морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погрузки, всегда открыты для любой инспекции, а наблюдение с воздуха может осуществляться в любое время над любым районом Антарктики. С этой целью любое из государств – первоначальных участников договора имеет право назначать наблюдателей в неограниченном количестве. Они должны быть гражданами государств, которые их назначают. О результатах контроля наблюдатели составляют доклады, направляемые всем представителям государств, имеющих право участвовать в консультативных совещаниях, то есть первоначальным участникам. Все эти формы международного контроля значительно облегчают осуществление целей и принципов договора по мирному использованию Антарктики.

Наконец, важным средством осуществления и обеспечения международных договоров является внутригосударственное законодательство. В этих целях государства издают специальные нормативные акты.

Международные договоры нередко предусматривают обязательства государств-участников принимать меры внутригосударственного правового характера по выполнению договора. Все их можно разбить на несколько групп:

1. Обязательства принять законы для выполнения соответствующих договоров.

2. Обязательства внести изменения в законодательство.

3. Обязательства издать административные акты и принять другие необходимые внутригосударственные меры.

4. Обязательства принять все необходимые меры внутригосударственного порядка (как законодательные, так и административные и др.).

5. Обязательства применения уголовного наказания и других санкций за нарушение договора.

6. Обязательства создать специальные внутригосударственные органы или службы для обеспечения выполнения договора.

7. Обязательства представлять информацию о законодательных и административных актах, изданных во исполнение договорных обязательств.

 

Осуществление различных внутригосударственных мер может предусматриваться не только многосторонними, но и двусторонними договорами.

Все это создает хорошие внутригосударственные условия и надежные гарантии для точного и неуклонного выполнения международных договоров.

 

Литература по теме:

1. Талалаев А.Н.Право международных договоров: в 3-х кн. – Кн. 1: Общие вопросы. – М., 1980; Кн. 2: Действие и применение договоров. – М., 1985; Кн. 3: Договоры с участием международных организаций. – М., 1989.

2. Комментарий Венской Конвенции о праве международных договоров. – М., 1997.

3. Вилкова Н.Г. Договорное право в международном обороте. – М.: Статут, 2004. – 509 с.

4. Лукашук И.И. Современное право международных договоров: учебное пособие: в 2 т. / Ин-т государства и права РАН. – М.: Волтерс Клувер, 2004. – Т. 1: Заключение международных договоров. – 2004. – 658 с.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.